Смена базовой парадигмы образования со “знаниевой” на деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития УУД на материале основ наук. Важнейшим компонентом образования становятся универсальные, или метапредметные, умения и стоящие за ними компетенции.
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.
Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:
- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
В результате анализа состава требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам может быть выделено восемь групп результатов:[1]
- Ценностно-смысловые установки.
- Приобретение и интеграция знаний.
- Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии.
- Сотрудничество.
- Самоорганизация саморегуляция.
- Решение проблем.
- Использование ИКТ для обучения.
- Коммуникация.
Рассмотрим возможности проектной деятельности по формированию требуемых результатов.
Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, основным продуктом которой является получение “отчуждаемого продукта”. Эта особенность проектной деятельности отвечает задаче формирования и развития готовности и способности к разрешению проблем и проблемных ситуаций, т.е. реализации одного из сущностных требований нового стандарта.
Процесс реализации проекта, включающий три основные стадии: разработку замысла, его реализацию и представление готового продукта, хорошо соотносится с задачами формирования регулятивных универсальных учебных действий, с задачей формирования и развития готовности и способности к самоорганизации и саморегуляции. В ходе реализации исходного замысла учащиеся на практическом уровне овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения.
Реализация групповых проектов, требующая совместной деятельности учащихся, создаёт необходимые предпосылки для формирования и развития коммуникативных умений, готовности и способности к сотрудничеству.
Выполнение любого проекта допускает использование ИКТ, поэтому возможно оценить и ИКТ – компетентность школьников.
Таким образом, организация проектной деятельности способствует достижению требований к подавляющему большинству личностных и метапредметных результатов.
Проектная деятельность, индивидуальные и групповые задания проектного типа занимают особое место как в системе накопления оценки, так и в системе итоговых работ.
Рассмотрим подход к организации учебного проекта в школе, предложенный Н.Ю.Пахомовой. [2]
Н.Ю. Пахомова выделяет следующие этапы работы над проектом:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень коротко можно пояснить с помощью таблицы.
Учитель | Учащиеся |
1-й этап – погружение в проект. | |
Формулирует:
|
Осуществляют:
|
2-й этап – организация деятельности. | |
Организует деятельность – предлагает:
|
Осуществляют:
|
3-й этап – осуществление деятельности. | |
Не участвует, но:
|
Работают активно и самостоятельно:
|
4-й этап – презентация. | |
Принимает отчет:
|
Демонстрируют:
|
Степень активности учеников на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит, по мнению Н.Ю. Пахомовой, не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним – двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые проектом.
При оценке результатов выполнения проекта, безусловно, учитываются личностный и метапредметный аспекты деятельности:
- Каков достигнутый детьми уровень сформированности регулятивных умений планировать и осуществлять свою деятельность, отслеживать результаты её выполнения?
- Каков достигнутый детьми уровень сформированности навыков разрешения проблем?
- Каков достигнутый уровень сформированности коммуникативных умений?
- Демонстрирует ли выполненный детьми проект способность самостоятельно приобретать, и (или) преобразовывать и (или) переносить знания.
Примером межпредметного проекта для начальной школы может послужить реализованный мною Проект “Сказка – ложь, да в ней намёк…” (https://sites.google.com/site/skoolskazka2011).
Это межпредметный проект, интегрирующий знания о использовании языковых средств с учётом театрального жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности устной речи в рамках изучения предметов литература, ИЗО, музыка, технология и направленный на развитие умений анализировать, синтезировать, оценивать, аргументировать и делать собственные выводы. Проект нацелен на воспитание через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
В процессе реализации проекта предусматривается:
- выявление и развитие способностей обучающихся через внеурочную деятельность;
- организация проектно-исследовательской деятельности;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- организация эффективной самостоятельной работы обучающихся.
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итоговых продуктов – спектакля, презентации (Приложение 2), фотоальбома, афиши (Приложение 1), театрального реквизита.
Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по
теме проекта в ходе беседы в процессе просмотра стартовой презентации учителя;
проводится анкетирование по вопросам таблицы З–И–У (“Знаю – Интересуюсь –
Учусь”).
Оценивание нацелено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и
обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине освоенного учениками
материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса;
направлено на развитие у учеников навыков мышления; обучение стратегиям
самообучения, коллективного обучения в малых группах..
Работа над проектом завершается театральным представлением. Главными критериями обобщающего оценивания являются: умение представить полученные в ходе проекта новые знания; аргументировать рациональность способов их получения и выводы; рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика.
Учащиеся увлеченно, творчески работали над проектом. Наблюдалась сплоченная работа в группах, сотрудничество, заинтересованность в реализации проекта. Наш спектакль мы с успехом показали родителям и учащимся первых классов.
Литература
- О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева “Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов”. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2012.
- Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
- Intel Обучение для будущего. “Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века”. Intel Corporation, 2000–2010.