Учебный проект как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Смена базовой парадигмы образования со “знаниевой” на деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития УУД на материале основ наук. Важнейшим компонентом образования становятся универсальные, или метапредметные, умения и стоящие за ними компетенции.

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.

Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

В результате анализа состава требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам может быть выделено восемь групп результатов:[1]

  1. Ценностно-смысловые установки.
  2. Приобретение и интеграция знаний.
  3. Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии.
  4. Сотрудничество.
  5. Самоорганизация саморегуляция.
  6. Решение проблем.
  7. Использование ИКТ для обучения.
  8. Коммуникация.

Рассмотрим возможности проектной деятельности по формированию требуемых результатов.

Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, основным продуктом которой является получение “отчуждаемого продукта”. Эта особенность проектной деятельности отвечает задаче формирования и развития готовности и способности к разрешению проблем и проблемных ситуаций, т.е. реализации одного из сущностных требований нового стандарта.

Процесс реализации проекта, включающий три основные стадии: разработку замысла, его реализацию и представление готового продукта, хорошо соотносится с задачами формирования регулятивных универсальных учебных действий, с задачей формирования и развития готовности и способности к самоорганизации и саморегуляции. В ходе реализации исходного замысла учащиеся на практическом уровне овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения.

Реализация групповых проектов, требующая совместной деятельности учащихся, создаёт необходимые предпосылки для формирования и развития коммуникативных умений, готовности и способности к сотрудничеству.

Выполнение любого проекта допускает использование ИКТ, поэтому возможно оценить и ИКТ – компетентность школьников.

Таким образом, организация проектной деятельности способствует достижению требований к подавляющему большинству личностных и метапредметных результатов.

Проектная деятельность, индивидуальные и групповые задания проектного типа занимают особое место как в системе накопления оценки, так и в системе итоговых работ.

Рассмотрим подход к организации учебного проекта в школе, предложенный Н.Ю.Пахомовой. [2]

Н.Ю. Пахомова выделяет следующие этапы работы над проектом:

  • погружение в проект;
  • организация деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результатов.

Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень коротко можно пояснить с помощью таблицы.

Учитель Учащиеся
1-й этап – погружение в проект.
Формулирует:
  • проблему проекта;
  • сюжетную ситуацию;
  • цель и задачи.
Осуществляют:
  • личностное присвоение проблемы;
  • вживание в ситуацию;
  • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2-й этап – организация деятельности.
Организует деятельность – предлагает:
  • организовать группы;
  • распределить амплуа в группах;
  • спланировать деятельность по решению задач проекта;
  • продумать возможные формы презентации результатов проекта.
Осуществляют:
  • разбивку на группы;
  • распределение ролей в группе;
  • планирование работы;
  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3-й этап – осуществление деятельности.
Не участвует, но:
  • консультирует учащихся по необходимости;
  • ненавязчиво контролирует;
  • дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Работают активно и самостоятельно:
  • каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
  • консультируются по необходимости;
  • “добывают” необходимые знания;
  • подготавливают презентацию результатов.
4-й этап – презентация.
Принимает отчет:
  • обобщает и резюмирует полученные результаты;
  • подводит итоги обучения;
  • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
  • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Демонстрируют:
  • понимание проблемы, цели и задач;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы;
  • рефлексию деятельности и результата;
  • дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Степень активности учеников на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит, по мнению Н.Ю. Пахомовой, не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним – двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые проектом.

При оценке результатов выполнения проекта, безусловно, учитываются личностный и метапредметный аспекты деятельности:

  • Каков достигнутый детьми уровень сформированности регулятивных умений планировать и осуществлять свою деятельность, отслеживать результаты её выполнения?
  • Каков достигнутый детьми уровень сформированности навыков разрешения проблем?
  • Каков достигнутый уровень сформированности коммуникативных умений?
  • Демонстрирует ли выполненный детьми проект способность самостоятельно приобретать, и (или) преобразовывать и (или) переносить знания.

Примером межпредметного проекта для начальной школы может послужить реализованный мною Проект “Сказка – ложь, да в ней намёк…” (https://sites.google.com/site/skoolskazka2011).

Это межпредметный проект, интегрирующий знания о использовании языковых средств с учётом театрального жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности устной речи в рамках изучения предметов литература, ИЗО, музыка, технология и направленный на развитие умений анализировать, синтезировать, оценивать, аргументировать и делать собственные выводы. Проект нацелен на воспитание через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

В процессе реализации проекта предусматривается:

  • выявление и развитие способностей обучающихся через внеурочную деятельность;
  • организация проектно-исследовательской деятельности;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • организация эффективной самостоятельной работы обучающихся.

Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итоговых продуктов – спектакля, презентации (Приложение 2), фотоальбома, афиши (Приложение 1), театрального реквизита.

Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по теме проекта в ходе беседы в процессе просмотра стартовой презентации учителя; проводится анкетирование по вопросам таблицы З–И–У (“Знаю – Интересуюсь – Учусь”).
Оценивание нацелено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине освоенного учениками материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса; направлено на развитие у учеников навыков мышления; обучение стратегиям самообучения, коллективного обучения в малых группах..

Работа над проектом завершается театральным представлением. Главными критериями обобщающего оценивания являются: умение представить полученные в ходе проекта новые знания; аргументировать рациональность способов их получения и выводы; рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика.

Учащиеся увлеченно, творчески работали над проектом. Наблюдалась сплоченная работа в группах, сотрудничество, заинтересованность в реализации проекта. Наш спектакль мы с успехом показали родителям и учащимся первых классов.

Литература

  1. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева “Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов”. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2012.
  2. Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Intel Обучение для будущего. “Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века”. Intel Corporation, 2000–2010.