“Чтобы выучить английский язык
достаточно тридцати часов,
французский – тридцати дней,
немецкий – тридцати лет”
Марк Твен, “The Awful German Language”
(“Ужасный немецкий язык”.)
В настоящее время грамматика является частью содержания программ обучения иностранным языкам, поэтому её роль следует рассматривать именно в аспекте учебной деятельности. Лингвисты выделяют несколько видов грамматики: грамматика, в основе которой лежит теория, например, генеративная или трансформационная грамматика (Chomsky, Noam, 1950), а также функциональная грамматика или учебная грамматика (Lerngrammatik , Helbig 1999).
Особенно важно место грамматики в освоении языкового материала для немецкого языка, отличающегося строгим порядком построения речевого высказывания. Грамматика немецкого языка, равно как и других языков, должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков, то есть играть вспомогательную роль в речемыслительной деятельности. Иначе говоря, грамматические правила и структуры должны служить коммуникативным целям обучения. Такую грамматику один из немецких лингвистов Герхард Гельбих назвал педагогической.Педагогическая грамматика представляет язык таким образом, что пользователь языка бессознательно начинает правильно говорить и писать на этом языке. (Erwin Tschirner, Herder-Institut, Universität Leipzig) .
Формирование грамматических навыков.Этапы работы над грамматическими навыками
Восприятие: Привлечение внимания каким-либо способом подачи материала : интонацией, паузой, голосовым выделением, ударением.
Wer arbeitet wo?
Der Zoodirektor im Zoo,
Der Bauarbeiter auf der Baustelle,
Der Pfarrer in der Kirche, in der Kapelle,
Der Lehrer in der Schule,
Der Müller in der Mühle,
Der Ingenieur im Betrieb,
Die Arbeiterin in der Fabrik,
Die junge Frau im Büro,
Die anderen noch irgendwo .
Имитация: воспроизвести речевой образец.
Подстановка – подставление в одну и ту же грамматическую модель различные слова.
In der Klasse rechnen wir,
In der Klasse zahlen wir,
In der Klasse, in der Klasse,
In der Klasse malen wir.
(In der Klasse schreiben wir, lesen, spielen, basteln…)
Трансформация-изменение грамматической формы в соответствии с речевой задачей и нормами немецкого языка.
Wir wollen immer lustig sein!
Wir wollen immer lachen !
Wir wollen immer fleissig sein!
Wir wollen immer vieles machen !
Ich will immer lustig sein!
Du willst immer lachen !
Er will immer fleissig sein!
Ihr wollt immer vieles machen !
Репродукция– самостоятельная работа по использованию данной грамматической формы.
Mein ist nicht Dein,. Dein ist nicht Sein,
Sein ist nicht ihr. Merk es dir !
Unser ist nicht Euer, Euer ist nicht ihr,
Ihr ist nicht ihr.Merk es dir !
Пассивный грамматический минимум.
К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явления, которые учащиеся могут узнать и понять в тексте.В пассивный минимум входят грамматические явления, изучаемые в старших классах.
Активный грамматический минимум.
Под активным грамматическим минимумом понимаются те грамматические явления, которые предназначены для употребления в устной речи. В активный минимум входит весь материал по грамматике, изучаемый в 5–8 классах.
Навыки устной речи.
Грамматические – грамматически правильное оформление диалогической и монологической речи определенного объема.
Морфологические – правильное употребление морфем-окончаний глагола и падежных форм имен существительных и артиклей, местоимений.
Синтаксические– правильное расположение главных членов предложения в разных типах предложений.
Морфолого-синтаксические – употребление сложных временных форм глагола, сказуемых, выраженных модальным глаголом и инфинитивом основного глагола.
Типы упражнений:
1. Имитационные упражнения: грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Могут выполнятся в виде подчеркивания грамматических явлений.
2. Подстановочные упражнения, существенным является обеспечение подсказки, элементов для подстановки.
3. Трансформационные упражнения. С их помощью можно научить варьировать сообщение в зависимости от меняющейся ситуации. – скажите по-другому; – перескажите текст, представляя что действие совершилось только что.
4. Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения .
5. Аудитивное восприятие:
– определить порядок интервью, взятого у указанных лиц. (Приложение
2)
– проверка на понимание . (Приложение 3)
Предлоги с Genitiv:
– während der Stunde – âо время урока;
– trotz des Verbotes – вопреки запрету;
– statt der Mutter – вместо мамы;
– laut der Verfassung – согласно конституции;
– unweit des Hauses – недалеко от дома;
– längst der Strassen – вдоль улиц.
1. Предъявление образца в микротексте:
In vielen Schulen arbeiten die Jugendlichen an dem Projekt „Unsere Schule“.
Während dieses Projekts besprechen
sie viele Probleme und zwar „Das Lesen“.
Es gibt Schüler, die keine Zeitungen, keine Bücher
lesen.
Trotz der großen Informationen kennen
solche Schüler sehr wenig.
Wegen dieser Erfahrungen schreiben
sie sehr primitive Aufsätze.
Statt des Schülers sprechen die Lehrer in der Stunde viel.
Laut der Statistik sitzen viele Schüler am
Computer.
Übersetzen Sie diese Sätze!
2. Выявление грамматических явлений.
Wie heißt es im Genitiv?
1. unweit 2. trotz 3. statt 4. während 5. wegen |
der Wald, das Haus, die Stadt der Schnee, die Kälte, meine Schuhe der Bruder, das Mädchen die Stunde, das Seminar, die Pause der Wind, das Wetter, Autobahn |
Während (die Woche) habe ich wenig Zeit.
Trotz (der Regen) fand das Fußballspiel statt.
Unweit (die Schule) befindet sich die Bushaltestelle.
Statt (die Jacke) will sie einen Mantel kaufen.
Wegen (meine Erkältung) komme ich morgen nicht.
Предлоги с Akkusativ/Dativ. (Приложение 1)
Трудности в овладении грамматикой немецкого языка.
Наличие грамматического рода в немецком языке (das Mädchen – девочка, das Buch – книга).
Неблагозвучие, несоответствие значения слова его звучанию (выстрел – Schuss, гроза – Gewitter).
Складывать несколько существительных в одно:
(Kinderzimmer – детская комната, Kleiderschrank – платяной шкаф, Kinderzimmerkleiderschrank – платяной шкаф в детской комнате, Kinderzimmerkleiderschranktürschlüsselreparierungrechnung – счет за ремонт от ключа от двери платяного шкафа в детской комнате.)
Литература:
- uni-leipzig.de , Erwin Tschirner “Kommunikative Grammatik oder wie man lernt, grammatisch richtig zu sprechen “(Herder-Institut, Universität Leipzig), 2005.
- Бим И.Л. Сборник упражнений с грамматическим справочником немецкого языка , Просвещение, 2003 г.
- Михайлов Л.М. Учебное пособие “Коммуникативная грамматика немецкого языка”,Москва “ Высшая школа”, 1994 г.
- Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие для студентов специальности “Современные иностранные языки” высших учебных заведений / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андренасян [и др.]. – 4-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 288 с.
- Пассов Е.И. Современные направления в методике обучения иностранным языкам . – Воронеж, 2002.
- Словарь слов и морфем современного немецкого языка. О.Н.Сатковская, 2003 г.