КВН по русскому языку. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Заранее готовим:

– таблички с названиями команд (задание 1; Приложение 1);
– на доске запись предложений (задание 2А);
– таблица со словами – отгадками (школа, мел, дверь) для последующей работы со словом (задание 2Б; Приложение 2);
– таблица со словами для стихов (задание 4; Приложение 3);
– на оборотной стороне доски записать предложения (задание 7);
– таблица со словами (задание 8; Приложение 4);
– таблица со словами (задание 10; Приложение 5).

Все письменные задания выполняются учащимися в тетради

На доске:

“Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!”
(О.И. Высотская)

1. Угадай название команды.

(В классе три ряда – три команды.)

Учитель: Название этой команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы что? кто? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом. (Вывешивается табличка с названием “существительное”.)

– Название этой команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос что делает? В предложении бывает сказуемым. (Вывешивается табличка с названием “глагол”.)

– Название этой команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? В предложении бывает определением. (Вывешивается табличка с названием “прилагательное”.) Приложение 1

А какие части речи вы ещё знаете? Какая часть речи является неизменяемой? (Местоимение, наречие; наречие.)

Выберите капитана команды.

2. Конкурс капитанов.

А) Определи части речи:

1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. (Глаг., сущ., сущ. с предл., сущ., сущ. с предл., глаг.)

2. Снежное покрывало всю землю покрывало. (Прил., сущ., мест., сущ., глаг.)

3. Ведро дало течь, и вода стала течь. (Сущ., глаг., сущ., союз, сущ., глаг., глаг.)

Б) Отгадай загадку.

1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа.)

2. Белый зайчик прыгает по черному полю. Следы оставляет. Дети их читают и стирают. (Мел.)

3. Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь.)

Приложение 2

Определи часть речи. Что еще можешь сказать об этом слове? (Род, число, падеж.)

3. Конкурс “Слово-змейка”.

Представителю от каждой команды предлагается за 1–2 минуты записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, (например: адрес, салют, тетрадь, деревня...)

Кто больше придумает слов?

4. “Учимся писать стихи”.

Участникам предлагаются опорные слова-рифмы, которые помогают им сочинить четверостишие:

----щенка
----пока
----помогите
----найдите.

Приложение 3

Дополнительный балл. Как называется эта рифма?

Физкультминутка.

(От каждой команды по 1 человеку показывают упражнения.)

Чтоб прогнать усталость прочь,
Утомленье превозмочь, –
На минутку мы прервемся
И зарядкою займемся.

5. Вспомни правило любое и примером докажи.

По 1 участнику от команды. Предлагается за 1–2 мин написать на доске слова на изученные правила и объяснить их написание.

6. Раскройте смысл крылатых выражений.

1. Рукой подать. (Близко.)

2. В час по чайной ложке. (Медленно.)

3. Морочишь голову. (Обманываешь.)

4. Во весь дух. (Быстро.)

5. Склонять по падежам. (Ругать.)

6. Засучив рукава. (Хорошо работать.)

7. Спустя рукава. (Работать плохо.)

8. Прикусить язык. (Замолчать.)

9. Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)

7. Раскрой скобки.

1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. (На) шла коса (на) камень..

3. (С) горы (с) бежал поток проворный.

8. Отгадай слова.

Для 1-й команды: его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс – в слове книжка, окончание в слове вода. (Расписка.)

Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс – в слове сказка, окончание в слове рыба. (Завязка.)

Для 3-й команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс – в слове лесник, окончание в слове ученики. (Подснежники.)

Приложение 4

9. Можем мы диктант писать на “4” и на “5”.

(От команды на проверку по 2 человека пишут диктант.)

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать всю силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить.

10. Найди слова, которые спрятались в слове.

(Участвует по 1 человеку от команды.)

Хлев (лев), коса (оса), щель (ель), зубр (зуб), столб (стол), укол (кол), удочка (дочка), точки (очки). Приложение 5

Жюри подводит итоги. В это время учащиеся показывают инсценировку.

11. Инсценировка (без предварительной подготовки “с листа”).

С. Маршак “Знаки препинания”.

– Ведущий,
– восклицательный знак,
– вопросительный знак,
– запятые,
– точка с запятой,
– двоеточие,
– многоточие,
– точка.

Ведущий:

У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал Чудак – Восклицательный знак. (Вбегает Восклицательный знак.)
Никогда он не молчит. Оглушительно кричит.

Восклицательный знак: Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий:

Притащился кривоносый Вопросительный знак (Входит Вопросительный знак.)
Задает он всем вопросы.

Вопросительный знак: Кто? Кого? Откуда? Как?

Ведущий:

Явились запятые, девицы завитые. (Входят Запятые.)
Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые:

Мы особо занятые,
Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.

(Входят Точка с Запятой.)

Точка с Запятой: Если нет над вами точки, запятая – знак пустой.

Ведущий: Прискакало двоеточие, прикатило многоточие…

(Появляются Двоеточие и Многоточие.)

Двоеточие: Нет. Постой!

Я важней, чем запятая или точка с запятой.
Потому что я в два раза больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.

Ведущий: Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.

Многоточие:

Если вам угодно знать.
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать, ставят многоточие.

Ведущий: Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак: То есть как?

Ведущий: Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак: То есть как?

Ведущий: И сказала точка, точка – одиночка.

Точка: Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.

12. Объявление результатов.

Подошел к концу урок.
Заливается звонок.
Нас подвигаться зовет.
Быстро встанем, кто вперед.

Список используемой литературы

  1. Вершинина Н.Я. Праздник “Ты наш друг, родной язык”. – Начальная школа, 1986. – № 3.
  2. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – Олма Медиа Групп – М., 2007.
  3. Маршак С.Я. Рассказ о неизвестном герое. Серия “Школьная библиотека”. – Детская литература – М., 1978.