Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр
Актуальность темы “Холокост” определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы. Наиболее эффективным методом предупреждения нетерпимости в обществе является воспитание толерантности. Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные слои общества – дети. Именно в детской и подростковой среде распространены негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей или носители иных религиозных культур подвергаются остракизму, поэтому нам педагогам необходимо создавать условия для формирования у учащихся уважения к себе и представителям других народов.
Но за одно занятие невозможно осветить данную тему, поэтому нами была предпринята попытка разработать комплекс мероприятий. В рамках этих мероприятий мы считаем необходимым дать детям информацию об источниках, развитии и последствиях геноцидов, имевших место в истории, в частности – о Холокосте, подвести их к пониманию, психологически и этически, уроков Холокоста, заложить основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия. И, как показывает практика, после таких мероприятий заметно снижается конфликтность и растет интерес к изучению других культур.
Главной целью данных мероприятий является углубление знаний учащихся по вопросам Холокоста, формирование у подрастающего поколения мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях.
Задачи:
- углубление знаний о Холокосте - трагедии еврейского народа в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн;
- формирование сочувствия к жертвам немецкого геноцида;
- воспитание толерантного сознания, исторического мышления, в основе которого должно лежать неприятие проявления антисемитизма, ксенофобии, шовинизма, неонацизма;
- усвоение важности уроков Холокоста для понимания проблем современного развития нашей страны и мира;
- привлечение учащихся к исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления, умения выделять логические связи, приобщение к способам и культуре научного познания.
Данный комплекс мероприятий рассчитан на 11-12 часов внеурочных занятий:
- Введение в тему (1 час)
- Киноклуб. Просмотр фильма “Список Шиндлера” (2 часа)
- Внеурочное мероприятие по теме “Не предать забвению!” (2 часа)
- Цикл занятий с психологом “Толерантность – дорога к миру” (5 часа)
- Круглый стол “Историческая память” (2 часа)
1. Занятие. Введение в тему
Цель - проверить информированность учащихся о Холокосте
- Обсудить с учащимися комплекс мероприятий.
- Провести вводную диагностику уровня знаний учащихся о Холокосте. (Приложение 1)
2. Занятие. Киноклуб. Показ фильма “Список Шиндлера”
Цели:
- изучить информированность учащихся по теме “Холокост”;
- способствовать формированию у обучающихся чувства гражданской ответственности через критическое осмысление таких явлений истории как репрессивная политика фашистской Германии.
- Какие эпизоды запомнились вам более всего?
- Какие проблемы поднимаются в этом фильме?
3. Занятие. Внеурочное мероприятие по теме: “Не предать забвению!..”
Форма внеурочного мероприятия: вечер Памяти с элементами правового практикума.
Цель: Ознакомить учащихся с историей Холокоста.
В ходе проведения занятия учащиеся смогут:
- узнать об истории Холокоста;
- сформировать представление о таких понятиях, как Холокост, Шоа, геноцид, ксенофобия, шовинизм, антисемитизм, коллаборационизм;
- дать личную морально–нравственную оценку нацистскому режиму в годы Третьего Рейха;
- более осознанно относиться к выбору жизненных ценностей и установок;
- ознакомиться с “Энциклопедией Холокоста”.
Оборудование урока:
- компьютер, экран, мультимедийный проектор;
- компьютерные презентации учащихся;
- слайды, сопровождающие выступления педагогов и учащихся.
Ход внеурочного мероприятия
Учитель создает эмоциональный настрой урока. На фоне музыки В.А.Моцарта “Реквием” звучит стихотворение:
Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они – наши…
Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда – где-то…
А могли бы быть уже внуки…
Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…
Вступительное слово. В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности. Холокост – преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, геев, масонов, безнадежно больных и др.) в период Третьего Рейха.
Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в ХХ веке.
Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены "антирасой", "недочеловеками". Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев ("Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма" - Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр.
Вопрос учителя: Что вам говорят такие слова, как Бабий Яр, геноцид, ксенофобия, коллаборационизм, антисемитизм?
Выслушав ответы учащихся, учитель отмечает, что символами трагедии еврейского народа стали… (Приложение 2)
I. Приход нацистов к власти. Антисемитизм в Германии. (Приложение 3)
1. Учитель отмечает, что прежде, чем перейти к основной работе по истории Холокоста, необходимо ознакомиться с основными понятиями темы.
В результате составляется небольшой глоссарий: Антисемитизм, Геноцид, Ксенофобия, Шовинизм, Коллаборационизм.
2. Становление Холокоста. Работа с документами (работа в группах):
Группам дается задание: изучить документы и ответить на предложенные вопросы. Затем проводится обсуждение документов:
- Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года.
- Закон о гражданстве Рейха.
- Первое пояснение к закону о гражданстве Рейха от 15 сентября 1935 года, изданное 14 ноября 1935 года. (Приложение 4)
II. Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР. (Приложение 5)
1. Кратко характеристика учителем оккупационного режима на территории СССР.
2. Сообщение учащегося о трагедиях еврейского населения:
а) в Бабьем Яру в сентябре 1941 года:
Учащимся предлагается ознакомиться со свидетельскими показаниями людей, спасшихся от расстрела в Бабьем Яру (Приложение 6). В заключение звучит песня А.Розенбаума “Бабий Яр”.
б) в лагере смерти Собибор.
Подводя итог занятия, учитель проводит рефлексию учащихся. Он просит выразить свое мнение о том, что узнали учащиеся на уроке, в одном предложении, которое начинается со слова “Оказывается…”.
Домашнее задание (для дальнейшего обсуждения на Круглом столе):
Подумайте над вопросами:
- Как вы считаете, нужно ли знать такие трагические моменты человеческой истории, как Холокост или проще сделать вид, что их не было?
- Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?
- Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?
Напишите небольшое ЭССЕ, которое начиналось бы словами:
- зачем нам эта память ….
- я думаю, что…
4. Цикл занятий с психологом “Толерантность – дорога к миру”
Цели и задачи:
- Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Сформировать представление о толерантном отношении.
1. Введение в проблему
Групповой просмотр короткометражного фильма "Страна игрушек" (Spielzeugland) и последующее его обсуждение. Фильм повествует о серьезных вопросах – геноцид, ксенофобия, антисемитизм в годы фашистского режима.
Почему именно фильм? Кино учит – смотреть, видеть, думать, понимать. Есть фильмы, которые не забываются сразу после просмотра – выключив телевизор или выйдя из кинотеатра, зритель продолжает думать, анализировать, представлять себя на месте героев, размышлять о том, как бы он поступил в подобной ситуации. Такие фильмы зритель не просто смотрит – он проживает все события вместе с его героями, вместе с ними радуется и страдает, любит и ненавидит.
Фильм "Страна игрушек" получил 23 награды на разных международных фестивалях, в том числе премию "Оскар" в 2009 году.
Год выпуска: 2007, Германия
Жанр фильма: Драмы, Короткометражные
Продолжительность: 13 минут
Награды: [Премия "Оскар" (2009)]
Режиссер фильма: Йохан Фрейданк
Обсуждение:
- Какие эпизоды запомнились вам более всего?
- Какие проблемы поднимаются в этом фильме?
- Какие чувства, настроения вызывает этот фильм?
- Существует ли данная проблема в нашем обществе?
При обсуждении фильма подвести детей к проблемам толерантности.
2. Анкетирование
Тест 1. “Насколько вы толерантны?”. (Приложение 7)
Тест 2. “Проявляешь ли ты толерантность?”. (Приложение 8)
3. Тренинговые занятия
Занятие 1. Общее понятие о толерантности
Цели занятия: познакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.
Методы: Тренинг, мозговой штурм, лекция, диагностика (тест).
1. Упражнение Чем мы похожи 5 мин:
2. Упражнение Комплименты 5 мин:
3. Работа по группам 5 мин: Участники обсуждают и записывают ответ на вопрос Что такое толерантность (терпимость, соблюдение прав человека, уважение к мнению, равенство). Каждая группа формирует собственное определение толерантности. Потом докладчик от каждой группы зачитывает определение. Определение должно быть кратким и как можно более точным.
Анализируя каждое из определений, обратить внимание на многогранность толерантности.
4. Вывод делает учитель 5 мин: Толерантность уважение прав другого (в т.ч. права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя.
5. Вопрос к классу 5 мин:
Вспомните примеры толерантного и нетолерантного поведения:
1) в истории мира;
2) в истории России;
2) в истории школы или класса.
6. Тест на коммуникативную толерантность. 15 мин. (Приложение 9)
Занятие 2. Толерантность: свобода от предрассудков
Цель занятия: развитие независимости суждений, отказ от догматизма, предрассудков и абсолютизации истины, развитие способности взаимодействия через диалог и изучение.
Методы: тест, лекция, мозговой штурм, дискуссия.
1. Лекция о предрассудках: 20 мин. Подвести к понятию дискриминация.
Закончить лекцию: Примите для себя правило:
- Я не сужу о человеке по его внешности.
- Я не отталкиваю странное, я его изучаю.
- Я делаю выводы только на основании опыта.
- Каждый человек уникальные и неповторимый, а, значит, нет одинаковых людей и стереотипов.
2. Мозговой штурм: приведите примеры дискриминаций в нашем обществе.
3. Вопросы классу:
- Почему нелегко расстаться с предрассудками? (Они связаны с эмоциями)
- Что нужно сделать, чтобы отказаться от предрассудков? (Перейти от эмоций к размышлению, задав себе вопрос о причине собственной негативной реакции).
- У кого-нибудь здесь было когда-нибудь такое, что он хранил в себе предрассудок, но однажды, познакомившись с человеком или явлением, в отношении чего питал предрассудок, понял, что ошибался? (Попросить класс уважать опыт рассказывающего).
Занятие 3. Толерантность: принятие другого
Цель занятия: развитие способности принимать многообразие социальной, личностной и культурной идентичности.
Методы: тренинг, лекция, мозговой штурм, работа по группам.
1. Упражнение по группам “Белая ворона” 10 мин.
2. Лекция 5 мин.
3. Вопросы к классу 10 мин.:
- Почему возникает тенденция свысока относиться к определенным группам людей? (Они отличаются от нас)
- Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей? (Нацией, расой, профессией, вероисповеданием, политическими убеждениями, социальным статусом и др.)
- Почему существуют различия национальные, расовые? (Условия жизни и развития расы)
- Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные обычаи страны заслугой человека? (Нет). Почему? (Человек не выбирал и не создавал свою нацию или расу; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека)
4. Вывод: человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.
5. Работа по группам 15 мин. Группы обсуждают и записывают свое отношение к ряду утверждений:
- Все евреи — жадные люди.
- Японцы и корейцы не представляют себе ужин без риса.
- Все русские пьют водку.
- Москва для москвичей.
- Все лица кавказской национальности торгуют на рынке и обманывают покупателей.
- Все теракты совершаются чеченцами.
Представители групп зачитывают ответы на вопросы.
Занятие 4. Толерантность: этническое меньшинство.
Цель занятия: осознание причин нетолерантного отношения к этническим меньшинствам; идентификация групп этнических меньшинств и формирование корректного отношения к ним.
Методы: тренинг, лекция, мозговой штурм, работа по группам.
1. Упражнение “Слепой и зрячий” 5 мин.
После выполнения задания задать вопросы слепому участнику:
- Что ты чувствовал, когда тебе завязали глаза?
- Что ты чувствовал, когда тебе не досталась булочка?
2. Лекция о мультикультурном обществе 15 мин.
Вопрос к классу:
В плане уважения, какое чувство у вас вызывает слово Славянин, когда вы слышите его? (уважение), а еврей, чукча и др.
Почему возникает разница в ощущениях? Выслушать ответы.
Вывод: Исследования показывают, что неуважение к этническим меньшинствам складывается в большей мере из-за незнания истории этого народа. Мы часто просто не знаем, как история народа повлияла на развитие нашей страны или мира. Элементарное незнание приводит сначала к изоляции этнического меньшинства, а затем к появлению все более и более тяжелых форм нетерпимости.
3. Мозговой штурм. Вырабатываются правила отношения к этническим меньшинствам в рамках толерантности.
Занятие 5. Мы разные, но мы вместе
1. Мозговой штурм 5 мин.
Назовите как можно больше этнических меньшинств. Выписать названия на доске.
2. Работа по группам 20 мин. Группа, соблюдая правила отношения к этническим меньшинствам, отвечает письменно на следующие вопросы:
- Каковы отличительные характеристики данного этнического меньшинства?
- Известны ли вам какие-либо факты исторической роли данного этнического меньшинства в истории России или мира? Если известны, то приведите их.
- Известны ли вам представители данного или любого другого этнического меньшинства в нашем городе? Чем они занимаются в обществе?
- Есть ли связь между поощрением расизма или национализма и введением понятия этнического меньшинства?
- Приведите примеры нарушения прав этнических меньшинств, приведшие к серьезным конфликтам?
3. Рефлексия проведенных занятий. Написание отзыва учащихся о пройденном курсе занятий “Толерантность – это”…
Заключительное мероприятие Круглый стол “Историческая память”
Вопросы для обсуждения на круглом столе:
- Как вы считаете, нужно ли знать такие трагические моменты человеческой истории, как Холокост или проще сделать вид, что их не было?
- Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?
- Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?
- Дети зачитывают эссе на темы: “Зачем нам эта память?”, “Я думаю, что…”.
- Повторное анкетирование.