Память о Холокосте – путь к толерантности

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр

Актуальность темы “Холокост” определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы. Наиболее эффективным методом предупреждения нетерпимости в обществе является воспитание толерантности. Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные слои общества – дети. Именно в детской и подростковой среде распространены негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей или носители иных религиозных культур подвергаются остракизму, поэтому нам педагогам необходимо создавать условия для формирования у учащихся уважения к себе и представителям других народов.

Но за одно занятие невозможно осветить данную тему, поэтому нами была предпринята попытка разработать комплекс мероприятий. В рамках этих мероприятий мы считаем необходимым дать детям информацию об источниках, развитии и последствиях геноцидов, имевших место в истории, в частности – о Холокосте, подвести их к пониманию, психологически и этически, уроков Холокоста, заложить основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия. И, как показывает практика, после таких мероприятий заметно снижается конфликтность и растет интерес к изучению других культур.

Главной целью данных мероприятий является углубление знаний учащихся по вопросам Холокоста, формирование у подрастающего поколения мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях.

Задачи:

  • углубление знаний о Холокосте - трагедии еврейского народа в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн;
  • формирование сочувствия к жертвам немецкого геноцида;
  • воспитание толерантного сознания, исторического мышления, в основе которого должно лежать неприятие проявления антисемитизма, ксенофобии, шовинизма, неонацизма;
  • усвоение важности уроков Холокоста для понимания проблем современного развития нашей страны и мира;
  • привлечение учащихся к исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления, умения выделять логические связи, приобщение к способам и культуре научного познания.

Данный комплекс мероприятий рассчитан на 11-12 часов внеурочных занятий:

    1. Введение в тему (1 час)
    2. Киноклуб. Просмотр фильма “Список Шиндлера” (2 часа)
    3. Внеурочное мероприятие по теме “Не предать забвению!” (2 часа)
    4. Цикл занятий с психологом “Толерантность – дорога к миру” (5 часа)
    5. Круглый стол “Историческая память” (2 часа)

1. Занятие. Введение в тему

Цель - проверить информированность учащихся о Холокосте

  1. Обсудить с учащимися комплекс мероприятий.
  2. Провести вводную диагностику уровня знаний учащихся о Холокосте. (Приложение 1)

2. Занятие. Киноклуб. Показ фильма “Список Шиндлера”

Цели:

  • изучить информированность учащихся по теме “Холокост”;
  • способствовать формированию у обучающихся чувства гражданской ответственности через критическое осмысление таких явлений истории как репрессивная политика фашистской Германии.
  1. Просмотр фильма “Список Шиндлера”.
  2. Дискуссия. Во время дискуссии обсуждение вопросов:

- Какие эпизоды запомнились вам более всего?

- Какие проблемы поднимаются в этом фильме?

3. Занятие. Внеурочное мероприятие по теме: “Не предать забвению!..”

Форма внеурочного мероприятия: вечер Памяти с элементами правового практикума.

Цель: Ознакомить учащихся с историей Холокоста.

В ходе проведения занятия учащиеся смогут:

  • узнать об истории Холокоста;
  • сформировать представление о таких понятиях, как Холокост, Шоа, геноцид, ксенофобия, шовинизм, антисемитизм, коллаборационизм;
  • дать личную морально–нравственную оценку нацистскому режиму в годы Третьего Рейха;
  • более осознанно относиться к выбору жизненных ценностей и установок;
  • ознакомиться с “Энциклопедией Холокоста”.

Оборудование урока:

  • компьютер, экран, мультимедийный проектор;
  • компьютерные презентации учащихся;
  • слайды, сопровождающие выступления педагогов и учащихся.

Ход внеурочного мероприятия

Учитель создает эмоциональный настрой урока. На фоне музыки В.А.Моцарта “Реквием” звучит стихотворение:

Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они – наши…

Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда – где-то…
А могли бы быть уже внуки…

Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…

Вступительное слово. В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности. Холокост – преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, геев, масонов, безнадежно больных и др.) в период Третьего Рейха.

Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в ХХ веке.

Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены "антирасой", "недочеловеками". Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев ("Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма" - Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр.

Вопрос учителя: Что вам говорят такие слова, как Бабий Яр, геноцид, ксенофобия, коллаборационизм, антисемитизм?

Выслушав ответы учащихся, учитель отмечает, что символами трагедии еврейского народа стали… (Приложение 2)

I. Приход нацистов к власти. Антисемитизм в Германии. (Приложение 3)

1. Учитель отмечает, что прежде, чем перейти к основной работе по истории Холокоста, необходимо ознакомиться с основными понятиями темы.

В результате составляется небольшой глоссарий: Антисемитизм, Геноцид, Ксенофобия, Шовинизм, Коллаборационизм.

2. Становление Холокоста. Работа с документами (работа в группах):

Группам дается задание: изучить документы и ответить на предложенные вопросы. Затем проводится обсуждение документов:

  1. Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года.
  2. Закон о гражданстве Рейха.
  3. Первое пояснение к закону о гражданстве Рейха от 15 сентября 1935 года, изданное 14 ноября 1935 года. (Приложение 4)

II. Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР. (Приложение 5)

1. Кратко характеристика учителем оккупационного режима на территории СССР.

2. Сообщение учащегося о трагедиях еврейского населения:

а) в Бабьем Яру в сентябре 1941 года:

Учащимся предлагается ознакомиться со свидетельскими показаниями людей, спасшихся от расстрела в Бабьем Яру (Приложение 6). В заключение звучит песня А.Розенбаума “Бабий Яр”.

б) в лагере смерти Собибор.

Подводя итог занятия, учитель проводит рефлексию учащихся. Он просит выразить свое мнение о том, что узнали учащиеся на уроке, в одном предложении, которое начинается со слова “Оказывается…”.

Домашнее задание (для дальнейшего обсуждения на Круглом столе):

Подумайте над вопросами:

  • Как вы считаете, нужно ли знать такие трагические моменты человеческой истории, как Холокост или проще сделать вид, что их не было?
  • Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?
  • Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?

Напишите небольшое ЭССЕ, которое начиналось бы словами:

- зачем нам эта память ….

- я думаю, что…

4. Цикл занятий с психологом “Толерантность – дорога к миру”

Цели и задачи:

  1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
  3. Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
  4. Сформировать представление о толерантном отношении.

1. Введение в проблему

Групповой просмотр короткометражного фильма "Страна игрушек" (Spielzeugland) и последующее его обсуждение. Фильм повествует о серьезных вопросах – геноцид, ксенофобия, антисемитизм в годы фашистского режима.

Почему именно фильм? Кино учит – смотреть, видеть, думать, понимать. Есть фильмы, которые не забываются сразу после просмотра – выключив телевизор или выйдя из кинотеатра, зритель продолжает думать, анализировать, представлять себя на месте героев, размышлять о том, как бы он поступил в подобной ситуации. Такие фильмы зритель не просто смотрит – он проживает все события вместе с его героями, вместе с ними радуется и страдает, любит и ненавидит.

Фильм "Страна игрушек" получил 23 награды на разных международных фестивалях, в том числе премию "Оскар" в 2009 году.

Год выпуска: 2007, Германия

Жанр фильма: Драмы, Короткометражные

Продолжительность: 13 минут

Награды: [Премия "Оскар" (2009)]

Режиссер фильма: Йохан Фрейданк

Обсуждение:

  1. Какие эпизоды запомнились вам более всего?
  2. Какие проблемы поднимаются в этом фильме?
  3. Какие чувства, настроения вызывает этот фильм?
  4. Существует ли данная проблема в нашем обществе?

При обсуждении фильма подвести детей к проблемам толерантности.

2. Анкетирование

Тест 1. “Насколько вы толерантны?”. (Приложение 7)

Тест 2. “Проявляешь ли ты толерантность?”. (Приложение 8)

3. Тренинговые занятия

Занятие 1. Общее понятие о толерантности

Цели занятия: познакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.

Методы: Тренинг, мозговой штурм, лекция, диагностика (тест).

1. Упражнение Чем мы похожи 5 мин:

2. Упражнение Комплименты 5 мин:

3. Работа по группам 5 мин: Участники обсуждают и записывают ответ на вопрос Что такое толерантность (терпимость, соблюдение прав человека, уважение к мнению, равенство). Каждая группа формирует собственное определение толерантности. Потом докладчик от каждой группы зачитывает определение. Определение должно быть кратким и как можно более точным.

Анализируя каждое из определений, обратить внимание на многогранность толерантности.

4. Вывод делает учитель 5 мин: Толерантность уважение прав другого (в т.ч. права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя.

5. Вопрос к классу 5 мин:

Вспомните примеры толерантного и нетолерантного поведения:

1) в истории мира;

2) в истории России;

2) в истории школы или класса.

6. Тест на коммуникативную толерантность. 15 мин. (Приложение 9)

Занятие 2. Толерантность: свобода от предрассудков

Цель занятия: развитие независимости суждений, отказ от догматизма, предрассудков и абсолютизации истины, развитие способности взаимодействия через диалог и изучение.

Методы: тест, лекция, мозговой штурм, дискуссия.

1. Лекция о предрассудках: 20 мин. Подвести к понятию дискриминация.

Закончить лекцию: Примите для себя правило:

  • Я не сужу о человеке по его внешности.
  • Я не отталкиваю странное, я его изучаю.
  • Я делаю выводы только на основании опыта.
  • Каждый человек уникальные и неповторимый, а, значит, нет одинаковых людей и стереотипов.

2. Мозговой штурм: приведите примеры дискриминаций в нашем обществе.

3. Вопросы классу:

  • Почему нелегко расстаться с предрассудками? (Они связаны с эмоциями)
  • Что нужно сделать, чтобы отказаться от предрассудков? (Перейти от эмоций к размышлению, задав себе вопрос о причине собственной негативной реакции).
  • У кого-нибудь здесь было когда-нибудь такое, что он хранил в себе предрассудок, но однажды, познакомившись с человеком или явлением, в отношении чего питал предрассудок, понял, что ошибался? (Попросить класс уважать опыт рассказывающего).

Занятие 3. Толерантность: принятие другого

Цель занятия: развитие способности принимать многообразие социальной, личностной и культурной идентичности.

Методы: тренинг, лекция, мозговой штурм, работа по группам.

1. Упражнение по группам “Белая ворона” 10 мин.

2. Лекция 5 мин.

3. Вопросы к классу 10 мин.:

  1. Почему возникает тенденция свысока относиться к определенным группам людей? (Они отличаются от нас)
  2. Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей? (Нацией, расой, профессией, вероисповеданием, политическими убеждениями, социальным статусом и др.)
  3. Почему существуют различия национальные, расовые? (Условия жизни и развития расы)
  4. Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные обычаи страны заслугой человека? (Нет). Почему? (Человек не выбирал и не создавал свою нацию или расу; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека)

4. Вывод: человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.

5. Работа по группам 15 мин. Группы обсуждают и записывают свое отношение к ряду утверждений:

  1. Все евреи — жадные люди.
  2. Японцы и корейцы не представляют себе ужин без риса.
  3. Все русские пьют водку.
  4. Москва для москвичей.
  5. Все лица кавказской национальности торгуют на рынке и обманывают покупателей.
  6. Все теракты совершаются чеченцами.

Представители групп зачитывают ответы на вопросы.

Занятие 4. Толерантность: этническое меньшинство.

Цель занятия: осознание причин нетолерантного отношения к этническим меньшинствам; идентификация групп этнических меньшинств и формирование корректного отношения к ним.

Методы: тренинг, лекция, мозговой штурм, работа по группам.

1. Упражнение “Слепой и зрячий” 5 мин.

После выполнения задания задать вопросы слепому участнику:

  • Что ты чувствовал, когда тебе завязали глаза?
  • Что ты чувствовал, когда тебе не досталась булочка?

2. Лекция о мультикультурном обществе 15 мин.

Вопрос к классу:

В плане уважения, какое чувство у вас вызывает слово Славянин, когда вы слышите его? (уважение), а еврей, чукча и др.

Почему возникает разница в ощущениях? Выслушать ответы.

Вывод: Исследования показывают, что неуважение к этническим меньшинствам складывается в большей мере из-за незнания истории этого народа. Мы часто просто не знаем, как история народа повлияла на развитие нашей страны или мира. Элементарное незнание приводит сначала к изоляции этнического меньшинства, а затем к появлению все более и более тяжелых форм нетерпимости.

3. Мозговой штурм. Вырабатываются правила отношения к этническим меньшинствам в рамках толерантности.

Занятие 5. Мы разные, но мы вместе

1. Мозговой штурм 5 мин.

Назовите как можно больше этнических меньшинств. Выписать названия на доске.

2. Работа по группам 20 мин. Группа, соблюдая правила отношения к этническим меньшинствам, отвечает письменно на следующие вопросы:

  1. Каковы отличительные характеристики данного этнического меньшинства?
  2. Известны ли вам какие-либо факты исторической роли данного этнического меньшинства в истории России или мира? Если известны, то приведите их.
  3. Известны ли вам представители данного или любого другого этнического меньшинства в нашем городе? Чем они занимаются в обществе?
  4. Есть ли связь между поощрением расизма или национализма и введением понятия этнического меньшинства?
  5. Приведите примеры нарушения прав этнических меньшинств, приведшие к серьезным конфликтам?

3. Рефлексия проведенных занятий. Написание отзыва учащихся о пройденном курсе занятий “Толерантность – это”…

Заключительное мероприятие Круглый стол “Историческая память”

Вопросы для обсуждения на круглом столе:

  1. Как вы считаете, нужно ли знать такие трагические моменты человеческой истории, как Холокост или проще сделать вид, что их не было?
  2. Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?
  3. Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?
  4. Дети зачитывают эссе на темы: “Зачем нам эта память?”, “Я думаю, что…”.
  5. Повторное анкетирование.