Коммуникативная направленность уроков литературы в коррекционных группах

Разделы: Коррекционная педагогика


“В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, души которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – верный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей”.
В. А. Сухомлинский.

Актуальность темы.

Выбранная тема о развитии речевых навыков на уроках литературы в коррекционных группах неслучайна. В современном образовании много различных технологий, позволяющих разнообразить уроки, сделать их интересными, продуктивными, но как работать с детьми, у которых обнаружены психическая и умственная отсталость, а главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно– логическом мышлении? У таких детей фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов).

В данной статье мне бы хотелось поделиться своим опытом работы с детьми с задержкой в интеллектуальном развитии.

Главной задачей, стоящей перед нами, преподавателями, на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся на основе формирования у них ключевых компетенций. Термин “ключевые” подчеркивает, что компетентности данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. К ключевым относятся информационная, проблемная и коммуникативная компетентности. Все ключевые компетентности по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности. Но ведущая роль в процессе формирования компетенций, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи.

Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая неактивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речи, мыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. И задача педагога не просто дать детям определенный набор знаний, умений и навыков, а развить коммуникативную личность, воспитать “человека говорящего”, что особенно актуально в коррекционных группах.

Я исхожу из того, что только специальная методика организации уроков литературы позволяет повысить уровень коммуникативных возможностей подростков с легко умственной отсталостью.

Для этого я использую методические приемы, которые разработаны дефектологом Шишковой Маргаритой Игоревной, специализирующейся на проблемах развития речи и методике преподавания русского языка детям с нарушениями интеллектуального развития, и позволяют пробудить интерес учеников к тексту, побуждают их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекают их в активную работу. Уроки литературы создают условия для общения учеников, как с учителем, так и с одногруппниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения. Изучение художественного произведения должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.

В ходе этих уроков формируется ряд важных качеств, которые присущи ситуации общения. К этим качествам, прежде всего, относятся:

  • желание общаться;
  • умение слушать;
  • умение ориентироваться в ситуации (кому, зачем и что говорю);
  • умение планировать и реализовывать высказывание;
  • знание норм и правил общения;
  • умение осуществлять контроль за речью, корректировать себя.

Но чтобы ученик захотел на уроке высказаться, его необходимо заинтересовать, расположить к себе и ситуации на уроке. И вновь встаёт вопрос: при помощи чего, каким образом?

Начинаем с самых простых и верных советов. К.Д. Ушинский писал “Ребёнок мыслит красками, звуками, картинками”.

Научно доказано, что порядка 80% информации передается с помощью невербальных средств общения. Умелое применение разнообразной наглядности на уроке (картины, графики, схемы, таблицы), дозированность количества наглядности делает урок более интересным и продуктивным как для учителя, так и для учащихся. Перефразируя пословицу, можно сказать, что доброе начало – полдела увенчало.

Методические приёмы, используемые на разных этапах работы на уроке.

В начале урока я зачастую применяю так называемые “завлекалочки”, которые позволяют учащимся с первых минут включиться в мыслительную деятельность: вспоминать, сопоставлять, соотносить. Благодаря интересному началу урока со временем рождается и укрепляется цепочка:

Состояние комфортности, открытости отсутствие страха чувство уверенности ожидание встречи с учителем ожидание урока.

  • Так, начиная изучение творчества А.С.Пушкина делаю на доске такую запись: ПШКН.

Далее задаю вопрос: -Как вы думаете, о творчестве какого писателя будем говорить?

Если ответ не звучит, продолжаем дальше.

  • Он писал – стихи:

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

– Значит, перед нами поэт, который пишет о любви, о природе. А, может, не только?

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядил
И царица у окна
Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.

– Что это?

– Сказка.

– Значит, перед нами сказочник?

– Драматические произведения (отрывок из”Выстрела”).

– Значит, перед нами – писатель? Так кто же это?

  • Если у Людоедки Элочки в лексиконе было всего 13 слов, то при написании своих произведений он использовал 17 000 слов.
  • Это любимый автор В.В. Путина.
  • Инициалы этого знаменитого русского поэта (начиная с фамилии) складываются в спортивный и карточный термин?

(Пушкина Александра Сергеевича – ПАС.) С 4–5 раза угадываем автора.

Тема: “Пословицы и поговорки” также начинается с вопроса:

– Что Владимир Иванович Даль называл “ходячим умом народа”? Если учащиеся затрудняются в ответе, далее предлагаю расшифровать тему урока, воспользовавшись таблицей-подсказкой “Шифровка”.

Пословицы.

На первый взгляд это задание кажется сложным, но ученики, увлечённые необычной записью, расшифровывают это очень быстро.

Работая над художественным произведением, использую такой методический приём как развитие смысловой догадки, способствующий развитию воображения, связной устной речи учащихся. Например, на уроке возможны варианты развития смысловой догадки.

Перед началом чтения произведения:

Рассказ Л.Андреева “Кусака”.

  • Как вы думаете, кто или что является Кусакой? Почему персонажа так назвали? Какими качествами должен обладать так названный герой?

А теперь давайте прочитаем рассказ и узнаем, чья версия была правильной.

Или “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова.

  • Прочитайте название произведения. Можно ли по названию произведения определить его жанр? Можно ли из названия узнать, кто будет главными героями этого произведения? Можно ли сказать, положительные это герои или отрицательные? Почему? Все ли слова из названия вам понятны? Какие слова вам не знакомы? Спросите о значении этих слов у одноклассников или посмотрите в словаре.

Методический приём развития смысловой догадки может быть использован в процессе чтения.

Например: даны пословицы:

  • Слепой щенок и тот к матери ползет
  • Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.
  • Любящий свою мать не бросит и не обидит чужую. Лесть сама себя обманывает.

Прошу ребят объясняют их значение и по возможности соотносят с изучаемым произведением – рассказом К.Г.Паустовского “Телеграмма”.

Придумывание продолжения истории, что развивает способность детей фантазировать, воображать, высказывать свои мысли.

  • Обсуждение возможных вариантов продолжения рассказа после его прочтения и анализа.

А.С.Пушкин. Повесть “Дубровский”.

Чтение повести прерывается в тот момент, когда в Кистенёвку к Владимиру Дубровскому приезжают приказные с известием о передачи Кистеневке Троекурову.

  • Какое будущее, по вашему мнению, ждет героя? Как вы думаете, чем закончится эта история? Давайте немного порассуждаем.
  • Представьте себе и расскажите, что могло бы произойти, если бы ... Владимир Дубровский вовремя сумел спасти Машу Троекурову от свадьбы с князем Верейским.

Обязательно на каждом уроке провожу словарную работу с незнакомыми или трудными для понимания словами, словосочетаниями и выражениями.

Эта работа тоже строится по разным направлениям:

  • Ученик вполне может сам сказать, какое слово ему непонятно, предположить что оно значит, спросить о его значении у одноклассников, у учителя, посмотреть значение слова в толковом или этимологическом словаре. Работа может строиться следующим образом:

По высокому месту лобному
Во рубахе красной с яркой запонкой,
С большим топором навострённым,
Руки голые потираючи,
Палач весело похаживает,
Удалова бойца дожидается.

  • Какое слово или выражение не понятно вам в этом предложении, выражении?
  • Как вы думаете, можно ли о значении слова догадаться по окружающему его тексту?
  • Попробуйте догадаться о значении непонятного вам слова, еще раз прочитав предложение
  • Выскажите свои предположения.
  • Объясните значение этого слова.

Ряд слов при объяснении требует показа предмета или действия, обозначаемого этим словом. Это может быть демонстрация иллюстрации, рисунка, натурального предмета; прослушивание аудиозаписи; просмотр видеозаписи, слайда. Показ действия учителем или кем-то из детей необходим при объяснении таких слов как “похаживает”, “наотмашь”.

  • Подстановка синонима – нежила, голубила – любила, жалела.

Пересказ художественного произведения или отрывка является важным моментом на уроке литературы. План пересказа может отражать последовательность событий (он близок к сюжетной канве), помогает учащимся лучше запомнить текст, определяет основную мысль отрывка, отражает смысловые связи между частями произведения, обрисовывает характеры персонажей. Работа над пересказом по плану развивает логическое мышление, учит вчитываться в текст, обнаруживать ранее незамеченное, развивает речь учащихся. Пересказ может быть полным, кратким, выборочным, с изменением лица, от имени героя, времени действия и т.п. Так же существует достаточно большое количество различных приемов пересказа: по плану, по картине, по серии картинок, по опорным словам, по вопросам, по символическому плану, по различным схемам, цитатный план и т.п. Пересказ учеником произведения позволяет мне оценить, насколько хорошо дети запомнили содержание, ориентируются в прочитанном, умеют логически и грамматически верно строить свои высказывания.

1. Пересказ текста с опорой на иллюстрации возможен в различных вариантах:

  • Даю задание учащимся сделать дома иллюстрации к различным эпизодам рассказа. На уроке предлагаю пересказать текст, опираясь на рисунки. Для этой цели рисунки детей прикрепляю обратной стороной на магнитную доску. Первый ученик выходит к доске, переворачивает первую иллюстрацию, рассказывает, какой отрывок текста на ней изображен. Дети находят этот отрывок в тексте учебника, оценивают правильность и точность его пересказа. Следующий ученик, выйдя к доске, должен, не переворачивая рисунка, догадаться о продолжении сюжета, рассказать его, а уже затем перевернуть иллюстрацию, убедиться в правильности или неправильности своего ответа. Учащиеся следят за точностью и полнотой его пересказа по тексту, поправляя и оценивая выступление одноклассника. Таким образом работа продолжается со всеми иллюстрациями,
  • Иллюстрации к тексту прикрепляются к магнитной доске. Предлагаю ребятам внимательно посмотреть, каких иллюстраций не хватает, найти их место и пересказать текст по получившемуся плану.
  • Под серией рисунков сделаны подписи (план пересказа). Подписи перепутаны. Необходимо либо переставить картинки, либо изменить подписи. По полученному плану пересказать текст.

2. Пересказ может быть организован с опорой на таблицу. Вопросы таблицы и их количество меняются в зависимости от характера произведения.

Когда? Время действия
Где? Место действия
Кто? Персонажи

Работа над описанием персонажей и их характеристикой, проводимая на этапе анализа художественного произведения или обобщении материала, достаточно сложна для умственно отсталых школьников. Подобные задания требуют глубокого анализа читаемого материала, способности анализировать, высказывать свое отношение к происходящему. Например, на уроке возможно использование таких вариантов заданий:

  • На иллюстрациях изображены герои произведения (иллюстрации могут быть сделаны самими учащимися). Назовите персонажей по порядку, так, как они появлялись в произведении. Прикрепляем иллюстрации на магнитной доске в нужном порядке. Может быть, кого-то из героев не хватает? Расскажите о них, об их поступках, характере, внешности. Выразите свое личное отношение к каждому персонажу.

А.С.Пушкин “Дубровский”.

  • Учащиеся получают карточки, на которых написаны высказывания героев произведения. Догадайтесь, кому принадлежат эти высказывания. Докажите, почему вы так решили. Расскажите об этих героях. Выскажите свое отношение к ним и к их поступкам.
  • На доске или на карточках в левом столбике написаны имена героев произведения, а в правом приводятся их отличительные черты (характер, поступок и т.п.). Узнайте героев и приведите в соответствие слова двух столбиков, соединив стрелочками подходящие друг к другу части. Дополните образ героя своими словами.

Для того, чтобы учащиеся могли высказать свою мысль, спорить, дискутировать на заданную тему и при этом это было понятно присутствующим, мы с ребятами учимся составлять рассуждение, опираясь на иллюстрации или схему рассуждения. Наличие алгоритма ответа позволяет учащимся развернуто и правильно отвечать на заданные вопросы. Слабоуспевающие ребята охотно принимают эту помощь.

Алгоритм рассуждения.

– Как вы думаете, почему мужик выполнял все приказания генералов и даже позволил себя привязать веревкой к дереву, чтобы не убежал?
– Мне кажется, что мужик боялся генералов, ведь их было двое и они были сильнее.

Согласитесь вы или нет со мной.

Свой ответ начните словами:

Да, я согласен с вами, что...

Нет, я не согласен с вами, что..

Подтвердите свой ответ словами из текста.

(М.Е.Салтыков-Щедрин “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.)

Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, уделяю внимание умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например:

  • Игра “Почемучка”. Задай вопрос, который бы начинался со слова “почему”.
  • Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).
  • Работа с подстановочными таблицами.
  • Взаимодействие учителя и учащихся по типу “ученик – ученик” проходит и в виде игр “Шапка вопросов” или “Ящик вопросов”. Учащиеся заранее пишут на листочках вопросы к изучаемому произведению, кладут их в шапку или опускают в специальный ящик. На уроке каждый ученик вытягивает вопрос и задает его классу, вопросы и ответы коллективно анализируются, обсуждаются и оцениваются.

При завершении работы над произведением обязательно подвожу итоги и делаю выводы. На этом этапе предлагаю учащимся высказать свои суждения о событиях, описанных в произведении, опираясь на собственный жизненный опыт. Например:

1. Бывали ли у вас в жизни такие случаи, когда один и тот же человек вел себя по– разному при разных обстоятельствах. Не были ли вы разочарованы в этом человеке. Почему?

2. Самостоятельный анализ произведения (или персонажа) по плану. В технологии “Развития критического мышления” этот приём называется синквейном, но я его немного упростила, сделав понятнее для своих ребят. Этот прием позволяет осуществить срез знаний, оценить сформированность словаря учащихся, их умение обобщать и творчески перерабатывать информацию, выяснить их личное отношение к произведению и его героям. Учащимся предлагается проанализировать прочитанное произведение по пяти пунктам. Порядок анализа произведения записываю на доске или на карточках. Более сильные учащиеся анализируют по всем пунктам, более слабые могут написать в меньшем объеме.

  • Предмет, животное или человек (понравившейся в произведении) – записать одним существительным.
  • Признаки предмета, животного или человека, выбранного вами – записать двумя прилагательными.
  • Действия, совершаемые выбранным вами персонажем – записать тремя глаголами.
  • Предложение, выражающее ваше отношение к персонажу.
  • Ваше отношение к герою или произведению – записать одним словом или словосочетанием.

После проделанной работы прошу детей выборочно прочитать свои варианты и объяснить, почему именно так они выразили свое отношение к выбранному для анализа персонажу.

3. Творческая работа. Это может быть и сочинение, и история из собственной жизни, и кроссворд, и стихотворение, подобранное к теме, и даже рисунок, где ребята выражают свое отношение к прочитанному через цвет.