I. Универсальные учебные действия:
- Личностные – осознание учащимися важности составления систем для решения задач, умение оценивать себя.
- Познавательные – умение извлекать нужную информацию из прочитанного текста.
- Коммуникативные – через стихи, диалоги (умение слушать и излагать свое мнение).
- Регулятивные – взаимный контроль (исправление ошибок у соседа по парте), самоконтроль (умение понимать причины ошибок), контроль со стороны учителя.
II. Цели: развитие познавательного интереса при решении задач, создание учебно-методических условий, способствующих достижению обучающимися следующих результатов:
- Предметных:
- осмысление ранее изученных понятий «выражение переменных из формул» и «способы решения систем уравнений различными способами»;
- умение составлять уравнения по тексту задачи в разнообразных интерпретациях, применять правила выражения переменных;
- овладение навыкам составления и решения уравнений, систем для решения несложных задач.
- Метапредметных:
- творческого решения практических задач, умения самостоятельно выполнять творческую работу;
- формирование способности вступать в речевое общение, участие в диалоге;
- формирование умения оценивать свои учебные достижения, своё эмоциональное состояние.
- Личностных:
- проявление воли и настойчивости для достижения конечных результатов;
- умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично;
- выработка уверенности во взаимоотношениях с людьми;
- умения уверенно и легко выполнять математические операции;
- формирование навыков самостоятельной работы и самооценки знаний.
III. Задачи:
- Образовательны:способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами,
- Практические: обучение навыкам поискового чтения из текста с извлечением информации для составления уравнения,
- Развивающие:проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях,
- Воспитательные:способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся.
IV. Описание применяемых образовательных технологии, обоснование их использования:
- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, минута психологической разгрузки, правильная осанка при записи, освещение класса).
- Игровые (стихи, старинные задачи) – чтобы вызвать интерес и активность учащихся и способствовать более быстрому и прочному запоминанию алгоритма составления уравнений.
Формы и методы работы на уроке подобраны исходя из психолого-педагогических особенностей данного класса.
V. Используются формы работы:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная.
Оснащение урока:
- Учебно-методические пособия: учебник «Алгебра 7».
- Разработки уроков по алгебре для 7 класса по учебнику под редакцией Теляковского.
- Раздаточный материал, подготовленный учителем для решения.
VI. Используемые технологии:
а) уровневой дифференциации,
б) индивидуального обучения,
в) проблемно поисковой,
г) групповые.
Методы работы:
1) методы организации учебно-познавательной деятельности:
а) словесный,
б) наглядный,
в) практический,
г) самостоятельная работа,
д) работа под руководством.2) методы контроля и самоконтроля:
а) устный опрос,
б) фронтальный опрос,
в) письменный контроль,
г) тест,
д) взаимный контроль,
е) самоконтроль
Планируемый результат:
- Знать:
- способы решения систем линейных уравнений,
- алгоритм решения задач,
- Уметь:
- применять удобный способ решения систем линейных уравнений,
- применять алгоритм решения задач на практике,
- использовать различные источники знаний,
- работать с карточками различного содержания,
- работать в группах, индивидуально.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3 Физкультминутка.
4. Минута психологической разгрузки.
5. Решение задачи.
6. Рефлексия.
7. Самооценка.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
– Мы сегодня закрепим способы решения
систем уравнений и составление систем уравнений
к задачам. – Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока. – Вы все к сегодняшнему уроку готовились решать задачи, выполняли практические задания. Оцените свои знания по данной теме и в течение всего урока проверите насколько ваша оценка соответствует действительности: кто-то может, завысил, кто-то занизил,так-что старайтесь. – Мы сегодня на уроке будем решать задачи, определяя свой рациональный путь. – Удачи! |
Приветствие. Запись в тетрадях числа, классной работы и темы урока. |
2. Актуализация знаний
Деятельность учителя II 1, 2, 3; III 3); V а), б) | Деятельность ученика I 4); VII д) |
Вчера один из учеников решал с ошибкой и никак не мог выразить одну переменную через другую. Давайте поможем. | Весь класс решает тест (проверка с
помощью доски и обмен тетрадями с соседом по
парте) 1. Выразить х через у х + 3у = 6
2. Выразить у через х 2х – у = 3
3. Решением системы уравнений является пара
4. Результат сложения уравнений х + 5у = 7, 3х – 2у = 4 равен
5. Графики прямых параллельны, то система имеет решение:
|
3. Физкультминутка
Деятельность учителя IV 1) | Деятельность ученика |
Учитель монотонным голосом предлагает
отдохнуть учащимся. Закройте глаза. Расслабьтесь. Поводите глазами вверх, вниз, влево, вправо. Откройте глаза. Потянитесь как маленькие котята. Улыбнитесь друг другу. И с хорошим настроением продолжим работу. |
Учащиеся выполняют все указания учителя молча. |
4. Минута психологической разгрузки
Деятельность учителя III 4) | Деятельность ученика II 1); VII д) |
В развитии алгебры как науки большую
роль сыграла книга английского физика и
математика Исаака Ньютона «Всеобщая арифметика»
изданная в 1707 году. В предисловии к своей книге он
писал, что алгебраическим путем решаются очень
трудные задачи, решение которых было бы тщетно
искать при помощи одной арифметики» В своей «Всеобщей арифметике» Ньютон называет буквы, знаки действий, алгебраические выражения и уравнения языком алгебры. Ньютон оказал огромное влияние на последующее развитие алгебры. После него авторы учебников уже рассматривали алгебру как общую арифметическую дисциплину, математику – занимающуюся изучением и дальнейшим развитием численных методов решения алгебраических уравнений. |
Один из учеников подготовил сообщение и
рассказывает всем учащимся. В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда Ал-Хорезми. Он написал книгу, посвященную решению уравнений, которая называлась «Книга о восстановлении и противопоставлении». Книга начинается с введения чисел, далее идет представление главной темы первого раздела книги – решения уравнений. Все представленные уравнения являются линейными или квадратными и состоят из чисел, их квадратов и корней. Интересно отметить, что во всех книгах Аль-Хорезми, математические вычисления фиксируются исключительно при помощи слов, ни один символ, таким образом, им не использовался. Преобразование выполняется посредством двух операций – ал-джабр и ал-мукабала. Слово «ал-джабр» Ал-Хорезми употребляется в значении «восполнение» для обозначения процесса перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую термин «ал-мукалаба» означает «противопоставление» и используется для обозначения процесса сокращения равных членов в обеих частях уравнения. От слова «ал-джабр» возникло слово «алгебра» |
5. Решение задач
Деятельность учителя I 3); II 2); III 1), 2), 3); VI в); VII в |
– Вы должны были прочитать задачи с помощью
составления систем уравнений. В каких случаях
при решении задачи целесообразно составлять не
уравнение, а систему? (Когда есть две величины,
которые не связаны напрямую) – Естественно, почти во всех случаях, когда можно составить уравнение, можно составить и систему, и наоборот. Поэтому, что именно составлять, надо решать в каждом конкретном случае. Не бойтесь вводить «лишние» переменные – это упрощает составление системы, а эти переменные уничтожатся сами! «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным» Задача № 1115 из учебника
|
Деятельность ученика IV 2); VI в) | ||||||||||||||||||||
Учащиеся заполняют таблицу
|
||||||||||||||||||||
№ 1105 из учебника самостоятельно |
6. Рефлексия (концентрация внимания)
Деятельность учителя II 4); V в) | Деятельность ученика I 2); VII б; |
Учитель читает задание, написанное на
доске. Решить системы уравнений |
Поднятая правая рука ученика выражает
мысль о желании ответить. |
7. Самооценка
Деятельность учителя II 5); VII 2 е) | Деятельность ученика I 4); | |||||||||||||||||||||
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке учащимся и поставить оценки |
|
8. Подведение итогов урока
Деятельность учителя II 2) | Деятельность ученика VI в) |
На каких уроках вы уже встречались со
словом система уравнений? «Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение» Г.Гессе Вы активно поработали на уроке, приятно было с вами работать. Что сегодня на уроке вам понравилось? |
Физика – международная
система единиц. Биология – система кровообращения человека. Химия – периодическая система элементов Д.И.Менделеева Русский язык – система частей речи, система гласных. Учащиеся делятся впечатлениями от урока |
9. Домашнее задание
Придумать или найти необычную задачу, которая решается с помощью системы уравнений, решить её и оформить все на альбомном листе.