УМК «Перспективная начальная школа». Русский язык, 4 класс.
Цели урока:
- закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов и уметь определять их спряжение;
- познакомить с различными формами разноспрягаемых глаголов;
- расширять словарный запас;
- развивать интерес к сохранению истории своего народа.
Оборудование: презентация к уроку, дифференцированные карточки, листы самооценки, словарь Синонимов, Обратный словарь (в конце учебника), таблица «Разноспрягаемые глаголы»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Цель: организация направленного внимания на начало урока, мотивированность обучающихся на учебную деятельность.
1) Психологический настрой
У: Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь. Подарите тепло своих сердец гостям. Урок русского языка проведем под девизом (читаем вместе).
Девиз: «Ясность – главное достоинство речи»
У: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
У: Помните, долго думайте – быстро говорите и не забывайте о том, что мы учимся этому каждый день.
У: Оценивать будете сегодня себя сами. Познакомьтесь с листом самооценки. (Приложение 1) Есть ли вопросы?
Запись числа. Классная работа.
2. Чистописание
Цель: закрепить верхнее соединение в буквосочетании “пр”, расширить лексический запас обучающихся, при подборе синонимичных слов.
У: Урок начнем с чистописания.
Прочитайте слова, чем они являются друг для
друга?
предок, праотец
Д: Синонимы.
У: Кто сможет продолжить синонимический ряд? (Ответы детей)
У: Проверим по словарю Синонимов. (Дополняем по словарю)
У: Какое написание буквосочетаний объединяет слова? (ПР)
предок праотец, прадед, пращур
У: Отработайте верхнее соединение в написании «пр». На следующей строке пропишите группу синонимов и оцените себя.
3. Актуализация знаний
Цель: закрепить знания в определении спряжения глагола по его неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания глаголов обоих спряжений; мотивировать на изучение темы.
У: Как вы думаете, почему начала урок с упоминания о предках?
Д: Видимо наш урок будет как-то связан с предками.
У: Да, это наши корни, родители, история. И мы должны уметь хранить прошлое своего народа. Запишем все действия, которые под силу нам-потомкам, для сохранения культуры своего народа.
Д: Мы должны знать, изучать, хранить, передавать историю нашего народа.
У: Определите спряжение глаголов. У кого вызвало трудность это задание? Какими знаниями пользовались? (Ответы детей)
У: Назовите глаголы 1 спр, 2 спр. (Ответы детей)
У: Проспрягайте глаголы 1вариант – ЗНАТЬ; 2 вариант – ХРАНИТЬ.
Проверка.
У: 1 вариант читает только личные окончания своего глагола, а 2 вариант – своего глагола. Оцените себя
У: Как вы думаете, почему мы вновь заговорили о спряжении глаголов? (Ответы детей)
У: Верно! Мы действительно продолжим изучать глаголы.
4. Тема урока. Разноспрягаемые глаголы (Слайд 1)
Цель. Познакомить вас с разноспрягаемыми глаголами.
У: Растолкуйте значение слова «разноспрягаемые». Сложное слово, два корня (разн, спряг) (Ответы детей)
У: Откройте Обратный словарь на -ать,
а потом на -еть. Найдите глаголы,
напечатанные крупными буквами и выделенные
жирным шрифтом. Сколько глаголов? Их два.
Запишите в тетрадь. (Бежать, хотеть) (Слайд 2)
Это особенные глаголы которые и называются
разноспрягаемыми. Давайте вместе посмотрим, как
они спрягаются. Стр 131 учебника, таблица.
Я бегу, хочу
Ты бежишь, хочешь
Он бежит, хочет
Мы бежим, хотим
Вы бежите, хотите
Они бегут, хотят
У: Посмотрите на личные окончания глагола «БЕЖАТЬ».
Внешняя интрига
Миша утверждает, что все личные окончания
глагола «БЕЖАТЬ» ударные, значит
запоминать ничего не придется.
Маша предлагает присмотреться внимательнее и
запомнить формы глагола, ведь глагол называется
разноспрягаемым, 1 форма у глагола чужая.
Поясните Мише, о какой форме глагола думала Маша? (Ответы
детей)
У: А когда Миша увидел формы глагола «ХОТЕТЬ», он сказал: «А вот у глагола «хотеть» все напополам! Следует запомнить, что в единственном числе... Кто сможет продолжить ход Мишиного рассуждения? (Ответы детей)
– В ед. ч. он спрягается, как глаголы 1 спр., а вот во мн. ч., как глаголы 2 спр.)
У: Причем, какие формы не вызовут затруднения при письме?
Д: Формы Мн. Ч., так как под ударением.
5. Определение целей детьми
У: Какую цель каждый должен поставить перед собой, чтобы усвоить разноспрягаемые глаголы?
Д: Запомнить безударные личные окончания разноспрягаемых глаголов в единственном числе, формы разноспрягаемых глаголов и уметь употреблять их в речи.
У: Еще раз сделаем вывод – воспользуемся подсказкой Мыши на стр. 133. Прочитаем правило.
Глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ – РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ. Глагол ХОТЕТЬ в ед. ч. изменяется по первому спряжению.
6. Проблемный вопрос (Слайд 3)
У: Как ты думаешь, глаголы, образованные от глагола ХОТЕТЬ приставочным способом, тоже разноспрягаемые? (Ответы детей)
7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа
Цель: отработать навык правописания разноспрягаемых глаголов. На уровне закрепления нового материала использовать практические методы.
У: Точный ответ получите, когда
выполните упр. 100 на стр. 134
Прочитайте задание. Расскажите алгоритм
выполнения упражнения.
Какой ответ получили о родственных
разноспрягаемых глаголах?
Д: Глаголы, образованные приставочным способом всегда сохраняют спряжение глаголов-родителей. (Подчеркни букву е в окончаниях)
(Упражнение выполняем самостоятельно в тетрадях и на доске.)
8. Динамическая пауза (Слайд 4)
Цель: дать возможность учащимся отдохнуть и переключиться на следующий вид деятельности.
9. Закрепление нового материала
Работа по карточкам. Дифференцированная самостоятельная работа.
Цель: позволить ученику, выбрав задание по желанию, рассчитывать на успех; закрепить изученные орфограммы.
У: Договоритесь в паре и выберите задание по желанию.
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы и запишите текст в тетрадь.
Понёва – домотканая ш(и/е)рстяная ю(б/п)ка. Она над(е/и)валась п(о/а)верх руба(ж/ш)ки. За р(о/а)ботой крестьянки п(о/а)дворачив(а/ы)ли её за по(и/я)с.
Карточка №2
Составьте текст и запишите его в тетрадь.
За работой крестьянки подворачивали её за
пояс.
Она надевалась поверх рубашки.
Понёва – домотканая шерстяная юбка.
Взаимопроверка по слайду 5 и самооценивание.
Понёва – домотканая шерстяная юбка. Она надевалась поверх рубашки. За работой крестьянки подворачивали её за пояс.
У: Какие орфограммы закрепили?
У: Как вы думаете, понёва – это элемент современной одежды или старинной?
Дети доказывают, что понева – элемент старинной одежды: домотканая, крестьянки.
У: С какой синонимичной парой вы познакомились?
Д: Юбка – понёва. (Слайд 6)
10. Работа с памяткой (Приложение 2) (Слайд 7)
Цель: закрепить правописание разноспрягаемых глаголов; развивать интерес к сохранению истории своего народа.
У: Я приготовила каждому памятку следующего содержания. Поставьте глагол н. ф. в форму 2л., ед. ч.. Гласную в окончании просигнальте веером.
ПАМЯТКА
Если (захотеть – 2л, ед.ч)________ расширить знания о костюме предков, то посети сайт: http://afield.org.ua/mod3/mod65_1.html
У: Памяткой можете воспользоваться сами и можете предложить другу.
11. Рефлексия урока. (Слайд 8)
Цель: метод контроля и усвоения знаний позволит каждому ученику оценить себя.
У: Поставьте отметку. (Ученики
подсчитывают количество баллов и выставляют
отметку в лист самооценки).
У: Чему учились на уроке?
У: Что нового узнали?
У: Что интересного запомнили?
У: Кто достиг цели?
У: Кто оценил свою работу на «5»? «4»?
У: Над чем еще стоит поработать, чтобы
повысить свои знания?
12. Домашнее задание (Слайд 9)
Стр.133 прав, упр.101.