Тема урока: "Разноспрягаемые глаголы. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


УМК «Перспективная начальная школа». Русский язык, 4 класс.

Цели урока:

  • закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов  и уметь определять их спряжение;
  • познакомить с различными формами разноспрягаемых глаголов;
  • расширять словарный запас; 
  • развивать  интерес к сохранению истории своего народа.

Оборудование: презентация к уроку, дифференцированные карточки, листы самооценки, словарь Синонимов, Обратный словарь (в конце учебника), таблица «Разноспрягаемые глаголы»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока, мотивированность обучающихся на учебную деятельность.

1) Психологический настрой

У:  Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь. Подарите тепло своих сердец  гостям.  Урок русского языка проведем под девизом (читаем вместе).

Девиз: «Ясность – главное достоинство речи»

У: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

У: Помните, долго думайте – быстро говорите и не забывайте о том, что мы учимся этому каждый день.

У: Оценивать будете сегодня себя сами. Познакомьтесь с  листом самооценки. (Приложение 1) Есть ли вопросы?

Запись  числа. Классная работа.

2. Чистописание

Цель: закрепить верхнее соединение в буквосочетании “пр”, расширить лексический запас обучающихся, при подборе синонимичных слов.

У: Урок начнем с чистописания. Прочитайте слова, чем они являются друг для друга?
предок, праотец

Д: Синонимы.

У: Кто сможет  продолжить синонимический ряд? (Ответы детей)

У: Проверим по словарю Синонимов. (Дополняем по словарю)

У: Какое написание буквосочетаний объединяет слова?  (ПР)

предок праотец, прадед, пращур

У: Отработайте верхнее соединение в написании «пр». На следующей строке пропишите группу синонимов и оцените себя.

3. Актуализация знаний

Цель: закрепить знания в определении спряжения глагола по его неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания глаголов обоих спряжений; мотивировать на изучение темы.

У: Как вы думаете, почему начала урок с упоминания о предках?

Д: Видимо наш урок будет как-то  связан с предками.

У: Да, это наши корни, родители, история. И мы должны уметь хранить прошлое своего народа. Запишем все действия, которые под силу нам-потомкам, для сохранения  культуры своего народа.

Д: Мы должны знать, изучать, хранить, передавать историю нашего народа.

У: Определите спряжение глаголов. У кого вызвало трудность это задание? Какими знаниями пользовались? (Ответы детей)

У: Назовите глаголы 1 спр, 2 спр.  (Ответы детей)

У: Проспрягайте глаголы 1вариант – ЗНАТЬ; 2 вариант – ХРАНИТЬ.

Проверка.

У: 1 вариант читает  только личные окончания  своего глагола, а 2 вариант – своего глагола.  Оцените себя

У: Как вы думаете, почему мы вновь заговорили  о спряжении  глаголов? (Ответы детей)

У: Верно! Мы действительно продолжим изучать  глаголы.

4. Тема урока. Разноспрягаемые глаголы (Слайд 1)

Цель. Познакомить вас с разноспрягаемыми глаголами.

У: Растолкуйте значение слова «разноспрягаемые». Сложное слово, два корня (разн, спряг) (Ответы детей)

У: Откройте Обратный словарь на -ать, а потом на -еть. Найдите   глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Сколько   глаголов? Их два. Запишите в тетрадь. (Бежать, хотеть) (Слайд 2)
Это особенные глаголы которые и  называются разноспрягаемыми. Давайте вместе посмотрим, как они спрягаются.  Стр 131 учебника, таблица.

Я бегу, хочу
Ты бежишь, хочешь
Он бежит, хочет
Мы бежим, хотим
Вы бежите, хотите
Они бегут, хотят

У: Посмотрите на личные окончания глагола «БЕЖАТЬ».

Внешняя  интрига

Миша утверждает, что все личные окончания глагола «БЕЖАТЬ» ударные, значит запоминать  ничего не придется.
Маша предлагает присмотреться внимательнее и запомнить формы глагола, ведь глагол называется разноспрягаемым, 1 форма у глагола чужая. Поясните Мише, о какой форме глагола думала Маша? (Ответы детей)

У: А когда Миша увидел формы глагола «ХОТЕТЬ», он сказал: «А вот у глагола «хотеть» все напополам! Следует запомнить, что в единственном числе...  Кто сможет продолжить ход Мишиного рассуждения?  (Ответы детей)

– В ед. ч.  он спрягается, как  глаголы 1 спр., а вот во мн. ч., как глаголы  2 спр.)

У: Причем, какие формы не вызовут затруднения при письме?

Д: Формы Мн. Ч., так как под ударением.

5. Определение целей детьми

У: Какую цель каждый должен поставить перед собой, чтобы усвоить  разноспрягаемые глаголы?

Д: Запомнить безударные личные окончания разноспрягаемых глаголов в единственном числе, формы разноспрягаемых  глаголов и уметь употреблять их в речи.

У: Еще раз сделаем вывод –  воспользуемся подсказкой Мыши  на стр. 133. Прочитаем правило.

Глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ – РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ. Глагол ХОТЕТЬ в ед. ч.  изменяется по первому спряжению.

6. Проблемный вопрос (Слайд 3)

У: Как ты думаешь, глаголы, образованные от глагола ХОТЕТЬ  приставочным способом, тоже разноспрягаемые? (Ответы детей)

7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа

Цель: отработать навык правописания разноспрягаемых глаголов. На уровне закрепления нового материала использовать практические методы.

У: Точный ответ получите, когда выполните упр. 100  на стр. 134
Прочитайте задание. Расскажите алгоритм выполнения упражнения.
Какой ответ получили о родственных разноспрягаемых глаголах?

Д: Глаголы, образованные приставочным способом всегда сохраняют спряжение глаголов-родителей. (Подчеркни букву е в окончаниях)

(Упражнение выполняем самостоятельно в тетрадях и  на доске.)

8. Динамическая пауза (Слайд 4)

Цель: дать возможность учащимся отдохнуть и переключиться на следующий вид деятельности.

9. Закрепление нового материала

Работа по карточкам. Дифференцированная самостоятельная работа.

Цель: позволить ученику, выбрав задание по желанию, рассчитывать на успех; закрепить изученные орфограммы.

У:  Договоритесь  в паре и выберите задание по желанию.

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст в тетрадь.

Понёва – домотканая  ш(и/е)рстяная   ю(б/п)ка. Она  над(е/и)валась  п(о/а)верх руба(ж/ш)ки.  За р(о/а)ботой   крестьянки  п(о/а)дворачив(а/ы)ли её за по(и/я)с.

Карточка №2

Составьте текст и запишите его в тетрадь.

За работой крестьянки подворачивали её за пояс.
Она надевалась поверх рубашки.
Понёва – домотканая шерстяная юбка.

Взаимопроверка по слайду 5 и самооценивание.

Понёва – домотканая шерстяная юбка. Она надевалась поверх рубашки. За работой крестьянки подворачивали её за пояс.

У: Какие орфограммы закрепили?

У: Как вы думаете, понёва – это элемент современной одежды или старинной?

Дети доказывают, что понева – элемент старинной одежды: домотканая, крестьянки.

У: С какой синонимичной парой вы познакомились?

Д: Юбка – понёва. (Слайд 6)

10. Работа с памяткой  (Приложение 2)  (Слайд 7)

Цель: закрепить правописание разноспрягаемых глаголов; развивать интерес к сохранению истории своего народа.

У: Я приготовила каждому памятку следующего содержания. Поставьте глагол  н. ф. в форму 2л., ед. ч..  Гласную  в окончании просигнальте веером.

ПАМЯТКА

Если  (захотеть – 2л, ед.ч)________  расширить знания о костюме предков, то  посети сайт: http://afield.org.ua/mod3/mod65_1.html

У: Памяткой можете воспользоваться сами и можете предложить другу.

11. Рефлексия урока. (Слайд 8)

Цель: метод контроля и усвоения знаний позволит каждому ученику оценить себя.

У: Поставьте отметку. (Ученики подсчитывают количество баллов и выставляют отметку в лист самооценки).
У: Чему учились на уроке?
У: Что нового узнали?
У: Что интересного запомнили?
У: Кто достиг цели?
У: Кто оценил свою работу на «5»? «4»?
У: Над чем еще стоит поработать, чтобы повысить свои знания?

12. Домашнее задание (Слайд 9)

Стр.133 прав, упр.101.