Класс: 7.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель урока: развитие навыков и умений решения задач.
Задачи урока.
Образовательные: повторить основные понятия, формулы и законы, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел.
Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.
Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.
Методы: словесные, наглядные.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное развивающее обучение, интегративное обучение.
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование.
- Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
- Презентация в Microsoft Power Point. (Приложение)
- Учебник по физике “7 класс” А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. - М: Дрофа, 2007 г.
- Желоб, секундомер, тело правильной формы.
Ход урока
I. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы говорили с Вами о механическом движении, траектории, скорости движения тела, решали задачи. Сегодня в ходе урока мы должны закрепить навыки работы по теме: “Механическое движение”, т.е. осуществлять перевод единиц измерения, проводить расчёт пути, скорости, времени движения тела, научиться решать графические задачи.
Запишем тему урока “Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела”. (Слайд 1). Презентация
II. Актуализация знаний.
А) Проверка домашнего задания. (Упр. №4 задача 3, Кирик с.р №5, су.5).
Учитель: Каждый из Вас должен приобрести определённые навыки в решение разного типа задач. Для начала выясним, как вы усвоили материал. Предлагаю Вам тестовые задания.
Б) Тестовые задания.
1. Какой буквой обозначается скорость?
- S;
- t;
- m
- v
2. Какая из перечисленных единиц является единицей времени?
- м;
- м/с;
- с;
- кг.
3. Какое движение называют равномерным?
- движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути;
- движение, при котором тело в равные промежутки времени проходит равные пути;
- движение, при котором тело движется так, что его траектория - прямая линия.
4. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать пройденный путь при равномерном движении?
- S = v/t;
- S = t/v;
- S =vt;
- S =mV.
5. Мотоцикл движется со скоростью 72 км/ч, а автобус со скоростью 20 м/с. Какое из тел движется с большей скоростью?
- Автобус.
- Мотоциклист.
- Движутся одинаково.
- Ответ неоднозначен.
6. Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют…
- Пройденным путём.
- Траекторией.
- Механическим движением.
7. В каком направлении будет двигаться мяч, лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозит?
- Вперёд (по направлению движения поезда).
- Назад (против направления движения поезда).
- Вправо.
- Влево.
8. Автомобиль за 0,5 часа прошёл расстояние 30 км, причём за первые 15 минут - 20 км, а за последующие 15 минут - 10 км. Какое это движение?
- Неравномерное.
- Равномерное.
- На некоторых участках пути - равномерное.
(Каждый ученик отвечает на тесты, затем проверка с помощью компьютера, ответы появляются на экране 1-d, 2-c, 3-a, 4-c, 5-c, 6-c, 7-a, 8-a, выставляется оценка. (Слайд 2-10)
Учитель: Я вижу, вы готовы сегодня к уроку, и мы можем продолжать наш урок, так как вы показали хорошие знания теории.
III. Мотивационный этап. Решение задач (самостоятельно задачи на карточках, проверка на доске)
Учитель:
Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время
Рассчитать, узнали.
Теперь попробуем мы знанья применить и задачи интересные решить
Мы переходим к следующему этапу нашего урока, к решению задач. Данная тема даёт возможность нам с вами решить задачи разной структуры.
1. Проблемные задачи- задачи с межпредметным содержанием. (Слайд 11)
Учитель: Мы разбирали и решали задачи, в которых движение осуществляло физическое тело: поезд, автомобиль, велосипедист, автобус, конькобежец или просто тело. При этом чётко использовали формулы и не задумывались над конечным результатом. В жизни всё намного сложнее, поэтому инженерам для получения ответа на поставленный вопрос необходимо провести расчёты, т.е. решить задачи. Разберём две такие задачи:
Во время войны возникла острая нужда в лёгком, безотказном, простом средстве борьбы с танками. Такое средство было разработано в течение месяца двумя конструкторами С.Г. Симоновым и В. А. Дегтярёвым – противотанковое оружие.
1) На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 3600 км/ч, настигла его через 0,5 с? (Ответ 500 м).
После создания атомных подводных лодок, встал вопрос как долго лодка может находиться под водой и с какой скоростью перемещаться.
2) В 1966 году атомная подводная лодка впервые в мире осуществила кругосветное плавание под водой и за 45 дней ни разу не поднялись на поверхность океана, прошла около 40000 км.
С какой скоростью она двигалась? (Ответ 37 км/ч)
2. Нестандартные задачи. (Слайд 12)
Учитель: В детстве вам родители, а потом вы сами читали сказки, в которых сказочным героям приходилось: бегать, прыгать, летать, плавать. Самые популярные герои - Колобок и баба Яга. Скажите, ребята, всё время у этих героев была одна и та же скорость? Если разная, то как она называется? По какой формуле её можно найти? Решим задачи со средней скоростью.
1) На одну кочку длиной 60 см Колобок поднимался равномерно 25 секунд, а скатывался с той же кочки со скоростью 25 см/с. С какой средней скоростью двигался колобок? (Ответ 0,04 м/с)
2) Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплыла пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью гналась она за бедным Иванушкой? (Ответ 2,2 м/с)
Физкульминутка. (Слайд 13)
3. Задачи с использованием графиков движения
Учитель: Графический метод для решения задач в механике используется очень часто. Для того, чтобы овладеть этим метом при решение задач нам необходимо вспомнить из курса математики линейные функции. Нам дана функция у=5х. Как построить данную функцию? (на доске чертится данная функция).
Мы знаем, что при равномерном движении путь рассчитывается по формуле S=vt, а если данное выражение мы запишем так S= 2t. Посмотрите на два выражения, по оси “х”, что мы можем отложить?, а по оси “у”?
По горизонтальной оси будем откладывать время в часах, а по вертикальной – путь в километрах. Построим в тетради данный график, масштаб выберем так, чтобы удобно было читать информацию. Данный график является зависимостью пути от времени движения тела.
Учитель: Посмотрим на график (слайд 14). Есть ли различия в данных графиках? (График на доске и график на экране). Различия только в единицах измерения. Попробуйте к данному графику составить задачи.
- Какой путь пройдёт автомобиль за 20 секунд?
- Сколько времени понадобиться автомобилю, чтобы пройти путь 60 м?
- С какой скоростью двигался автомобиль?
Посмотрите на два графика (слайд 15). Что можно сказать об этих графикам? Что можно определить? Составьте задачи.
- По графикам определить путь пройденный телом за 5 секунд.
- Определить какие из тел будут иметь большую скорость, и чему равны эти скорости?
Учитель : Посмотрим на графики зависимости скорости равномерного движения тела от времени (слайд 16).По данным графикам можно определить скорость тела при равномерном движении. Можно определить путь.
Чему равна скорость движения 1 тела?
Чему равна скорость движения второго тела?
Учитель: Работаем с учебником. (Cтр. 39, упр.5, задачи №3, 4, 5)
IV. Экспериментальные задачи
Учитель. С помощью данной установки определите скорость движения тела.
- Закрепите в штативе желоб с небольшим углом (15-25°) наклона к горизонту.
- Измерьте время движения шарика по наклонному желобу и расстояние пройденное шариком, за это время.
Почему скорость движения оказалась разной? Что нужно сделать, чтобы у всего класса скорость была одинаковой?
V. Закрепление материала. (Фильм “Рекорды скорости в животном мире”)
VI. Домашнее задание: Кирик: ср № 4, су. 6, ду 2)
VII. Подведение итогов урока.