Тема урока: "Решение задач на расчет пути, скорости и времени движения тела". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Класс: 7.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока: развитие навыков и умений решения задач.

Задачи урока.

Образовательные: повторить основные понятия, формулы и законы, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел.

Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.

Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

Методы: словесные, наглядные.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное развивающее обучение, интегративное обучение.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование.

  1. Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
  2. Презентация в Microsoft Power Point. (Приложение)
  3. Учебник по физике “7 класс” А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. - М: Дрофа, 2007 г.
  4. Желоб, секундомер, тело правильной формы.

Ход урока

I. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы говорили с Вами о механическом движении, траектории, скорости движения тела, решали задачи. Сегодня в ходе урока мы должны закрепить навыки работы по теме: “Механическое движение”, т.е. осуществлять перевод единиц измерения, проводить расчёт пути, скорости, времени движения тела, научиться решать графические задачи.

Запишем тему урока “Решение задач на расчёт пути, скорости и времени движения тела”. (Слайд 1). Презентация

II. Актуализация знаний.

А) Проверка домашнего задания. (Упр. №4 задача 3, Кирик с.р №5, су.5).

Учитель: Каждый из Вас должен приобрести определённые навыки в решение разного типа задач. Для начала выясним, как вы усвоили материал. Предлагаю Вам тестовые задания.

Б) Тестовые задания.

1. Какой буквой обозначается скорость?

  1. S;
  2. t;
  3. m
  4. v

2. Какая из перечисленных единиц является единицей времени?

  1. м;
  2. м/с;
  3. с;
  4. кг.

3. Какое движение называют равномерным?

  1. движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути;
  2. движение, при котором тело в равные промежутки времени проходит равные пути;
  3. движение, при котором тело движется так, что его траектория - прямая линия.

4. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать пройденный путь при равномерном движении?

  1. S = v/t;
  2. S = t/v;
  3. S =vt;
  4. S =mV.

5. Мотоцикл движется со скоростью 72 км/ч, а автобус со скоростью 20 м/с. Какое из тел движется с большей скоростью?

  1. Автобус.
  2. Мотоциклист.
  3. Движутся одинаково.
  4. Ответ неоднозначен.

6. Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют…

  1. Пройденным путём.
  2. Траекторией.
  3. Механическим движением.

7. В каком направлении будет двигаться мяч, лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозит?

  1. Вперёд (по направлению движения поезда).
  2. Назад (против направления движения поезда).
  3. Вправо.
  4. Влево.

8. Автомобиль за 0,5 часа прошёл расстояние 30 км, причём за первые 15 минут - 20 км, а за последующие 15 минут - 10 км. Какое это движение?

  1. Неравномерное.
  2. Равномерное.
  3. На некоторых участках пути - равномерное.

(Каждый ученик отвечает на тесты, затем проверка с помощью компьютера, ответы появляются на экране 1-d, 2-c, 3-a, 4-c, 5-c, 6-c, 7-a, 8-a, выставляется оценка. (Слайд 2-10)

Учитель: Я вижу, вы готовы сегодня к уроку, и мы можем продолжать наш урок, так как вы показали хорошие знания теории.

III. Мотивационный этап. Решение задач (самостоятельно задачи на карточках, проверка на доске)

Учитель:

Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время
Рассчитать, узнали.

Теперь попробуем мы знанья применить и задачи интересные решить

Мы переходим к следующему этапу нашего урока, к решению задач. Данная тема даёт возможность нам с вами решить задачи разной структуры.

1. Проблемные задачи- задачи с межпредметным содержанием. (Слайд 11)

Учитель: Мы разбирали и решали задачи, в которых движение осуществляло физическое тело: поезд, автомобиль, велосипедист, автобус, конькобежец или просто тело. При этом чётко использовали формулы и не задумывались над конечным результатом. В жизни всё намного сложнее, поэтому инженерам для получения ответа на поставленный вопрос необходимо провести расчёты, т.е. решить задачи. Разберём две такие задачи:

Во время войны возникла острая нужда в лёгком, безотказном, простом средстве борьбы с танками. Такое средство было разработано в течение месяца двумя конструкторами С.Г. Симоновым и В. А. Дегтярёвым – противотанковое оружие.

1) На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 3600 км/ч, настигла его через 0,5 с? (Ответ 500 м).

После создания атомных подводных лодок, встал вопрос как долго лодка может находиться под водой и с какой скоростью перемещаться.

2) В 1966 году атомная подводная лодка впервые в мире осуществила кругосветное плавание под водой и за 45 дней ни разу не поднялись на поверхность океана, прошла около 40000 км.

С какой скоростью она двигалась? (Ответ 37 км/ч)

2. Нестандартные задачи. (Слайд 12)

Учитель: В детстве вам родители, а потом вы сами читали сказки, в которых сказочным героям приходилось: бегать, прыгать, летать, плавать. Самые популярные герои - Колобок и баба Яга. Скажите, ребята, всё время у этих героев была одна и та же скорость? Если разная, то как она называется? По какой формуле её можно найти? Решим задачи со средней скоростью.

1) На одну кочку длиной 60 см Колобок поднимался равномерно 25 секунд, а скатывался с той же кочки со скоростью 25 см/с. С какой средней скоростью двигался колобок? (Ответ 0,04 м/с)

2) Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплыла пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью гналась она за бедным Иванушкой? (Ответ 2,2 м/с)

Физкульминутка. (Слайд 13)

3. Задачи с использованием графиков движения

Учитель: Графический метод для решения задач в механике используется очень часто. Для того, чтобы овладеть этим метом при решение задач нам необходимо вспомнить из курса математики линейные функции. Нам дана функция у=5х. Как построить данную функцию? (на доске чертится данная функция).

Мы знаем, что при равномерном движении путь рассчитывается по формуле S=vt, а если данное выражение мы запишем так S= 2t. Посмотрите на два выражения, по оси “х”, что мы можем отложить?, а по оси “у”?

По горизонтальной оси будем откладывать время в часах, а по вертикальной – путь в километрах. Построим в тетради данный график, масштаб выберем так, чтобы удобно было читать информацию. Данный график является зависимостью пути от времени движения тела.

Учитель: Посмотрим на график (слайд 14). Есть ли различия в данных графиках? (График на доске и график на экране). Различия только в единицах измерения. Попробуйте к данному графику составить задачи.

  1. Какой путь пройдёт автомобиль за 20 секунд?
  2. Сколько времени понадобиться автомобилю, чтобы пройти путь 60 м?
  3. С какой скоростью двигался автомобиль?

Посмотрите на два графика (слайд 15). Что можно сказать об этих графикам? Что можно определить? Составьте задачи.

  1. По графикам определить путь пройденный телом за 5 секунд.
  2. Определить какие из тел будут иметь большую скорость, и чему равны эти скорости?

Учитель : Посмотрим на графики зависимости скорости равномерного движения тела от времени (слайд 16).По данным графикам можно определить скорость тела при равномерном движении. Можно определить путь.

Чему равна скорость движения 1 тела?

Чему равна скорость движения второго тела?

Учитель: Работаем с учебником. (Cтр. 39, упр.5, задачи №3, 4, 5)

IV. Экспериментальные задачи

Учитель. С помощью данной установки определите скорость движения тела.

  1. Закрепите в штативе желоб с небольшим углом (15-25°) наклона к горизонту.
  2. Измерьте время движения шарика по наклонному желобу и расстояние пройденное шариком, за это время.

Почему скорость движения оказалась разной? Что нужно сделать, чтобы у всего класса скорость была одинаковой?

V. Закрепление материала. (Фильм “Рекорды скорости в животном мире”)

VI. Домашнее задание: Кирик: ср № 4, су. 6, ду 2)

VII. Подведение итогов урока.