Тема урока: "Вулканы, горячие источники, гейзеры". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  • сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров;
  • познакомить с классификацией вулканов и  их отличиями;
  • выявить места и закономерности распространения на Земле вулканов и гейзеров;
  • показать красоту природы России/

Оборудование: интерактивная доска, физическая карта полушарий, учебники, атласы, контурные карты

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания

– Вспомните, о чем шла речь на прошлом уроке?
– Что такое землетрясение? (Это грозное природное явление, которое представляет собой подземные толчки и колебания земной поверхности из-за резкого разрыва и смещения горных пород на глубине)
– А место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется… (очаг землетрясения)
– Есть очаг землетрясения, а есть … (эпицентр землетрясения)
– Что такое эпицентр землетрясения? (Участок земной поверхности над очагом землетрясения)
– Землетрясения изучают или за ними просто наблюдают? Какая наука изучает землетрясения? (Сейсмология) 
– А какой прибор помогает ученым-сейсмологам изучать и наблюдать колебания земной поверхности? (Сейсмограф)
– Ежегодно на Земле происходит около миллиона землетрясений. Но мы знаем лишь о некоторых из них и то, к счастью, не каждый год. Почему? (Это зависит от их силы: разница в балах и в разрушениях)
– А еще почему мы знаем не обо  всех землетрясениях? Где происходит большая часть землетрясений? (На дне океанов).     
– Почему? (Т.к. земная кора там наиболее тонкая и внутренним силам земли  её легче прорвать)
– В каких зонах землетрясения наиболее часты? (В зонах разломов земной коры)
– А может ли быть землетрясение в нашей местности? (Нет). Почему? (Мы живем м сейсмически спокойном районе, наша местность расположена на устойчивой тектонической структуре)
– Как предсказать землетрясение? (Ученые сейсмологи ежеминутно наблюдают за напряженностью в земной коре,  так как вовремя предупредить службы спасения и население о приближающемся извержении – первоочередная задача ученых, ведется анализ отсутствия крупных землетрясений – чем дольше нет сильных землетрясений, тем наиболее вероятно, что  в скором времени оно может быть, многие животные начинают вести себя беспокойно: кошки пытаются покинуть дома, животные в загонах хотят выбраться из здания, всплывают глубоководные рыбы, собаки начинают выть без причины, улетают птицы независимо от сезона, многие животные отказываются от еды и т. д.)
– А как вести себя в тот момент, когда вы понимаете, что началось землетрясение?
Поработаем практически:
– Это глубочайшее озеро, координаты его центральной части 53 с.ш., 108 в.д., расположено в грабене. Как называется это озеро? (Озеро Байкал)
– Определите координаты центральной части озера Виктория в Африке (1 ю.ш., 33 в.д.)
– Какой объект находится в точке с координатами  8ю.ш., 105 в.д? (влк. Кракатау)

III. Изучение нового  материала

1. Актуализация знаний

Презентация. Слайды 1-4  с изображением вулканов

– Что изображено на фотографиях? (Вулканы, горячие источники, гейзеры)
– Да. Тема сегодняшнего урока – «Вулканы, горячие источники, гейзеры». Откройте тетради, запишите  сегодняшнее число и тему урока.

2. Постановка цели урока

– Сегодня на  уроке мы с вами познакомимся с вулканами, горячими источниками и гейзерами, узнаем как устроены вулканы, где они располагаются, как образуются, где распространены и как называются фонтанирующие горячие источники
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «вулкан»? (Огнедышащая гора, гора, выбрасывающая лаву, пепел, гул, грохот, опасность…)
– А почему же эту огнедышащую гору назвали именно вулкан? Давайте послушаем сообщения ребят, и выясним ответ на этот вопрос.

3. Сообщения

1) Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев Богов. В одном  из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса  с Тифоном – чудовищем, олицетворявшим огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог-громовержец Зевс и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания.
Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул  Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и  кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

2) Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру  в Средиземном море и в глубине горы, над которой  всегда клубится дым, кует оружие.  Самая главная  кузница Бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

3) У древних римлян бог огня и кузнечного дела сначала тоже назывался Гефестом, но затем  был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Слайд 5
Со временем любую огнедышащую гору стал называть вулканом, как и Бога огня. 

4. Внутреннее строение вулкана

– Ну так что же такое вулкан и как он устроен? Слайд 6 (данный видеоматериал спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)

Работа в тетради – рисуем схематически вулкан записываем определения Слайд 7

5. Форма вулканов

Мы  с вами сказали, что любой вулкан – это гора, так? Но все ли вулканы одинаковы по своему внешнему виду? Как вы думаете? (Нет). Конечно, вулканы , оказывается, бывают разной формы: давайте посмотрим Слайд 8 (данный видеоматериал спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)
А еще вулканы бывают щитовые. Они образуются когда магма жидкая, она быстро стекает по склонам и застывает медленнее. Образуются вулканы с пологим склонами. Такие вулканы чаще всего встречаются в Исландии и на Гавайских островах. Вообще, можно сказать, что Гавайские острова  – вулканического происхождения. Т.е под водой сформировались вулканы, они росли, росли, и их вершины появились над поверхностью воды. Образовались острова.

(Потом все примеры повторить, найти на карте)

Конические: Эльбрус, Везувий,  Этна
Щитовые:  в Исландии, на  Гавайских островах

6. Как образуются вулканы

– Так как же образуются вулканы? (Если у детей есть предположения – пусть выскажут.)

Чаще вулканы образуются многие тысячелетия, но иногда бывает так, что вулканы образуются прямо на глазах человека. Такой знаменитостью стал вулкан Парикутин. Слайд 9
В 2 км от мексиканской деревни Парикутин у крестьянина Дионисио Пулидо было кукурузное поле, а на поле находилось странное отверстие в земле диаметром около 5 метров.
Семья Пулидо использовала эту яму в качестве мусорного ящика: сколько бы мусора они туда ни бросали, всё пропадало как в бездонной бочке. В начале февраля 1943 года в деревне стали всё чаще ощутимы подземные толчки, и из-под земли доносился гул, подобный грому. 19 февраля за сутки произошло 300 сейсмических толчков, а придя 20 февраля на поле, Дионисио обнаружил, что его «мусорный ящик» треснул, и из отверстия доносится подземный гул.. На следующий день на месте отверстия образовался 10-метровый холм, который подрос к полудню ещё на 40 метров в высоту.
Через неделю огнедышащая гора возвышалась над полем уже на 150 метров. На расстоянии 350 км были слышны взрывы, а из жерла поднялись столбы дыма и раскалённого шлака. Из растущего конуса начала извергаться лава, стекающая по склонам горы. К концу года конус вулкана вырос до 336 метров.
В течение следующего года гора накапливала силу, то извергаясь, то остывая. «Новорождённому» вулкану дали имя Парикутин, в честь деревни, которую он уничтожил в июне 1944 года.
Парикутин извергался на протяжении 9 лет, предоставив геологам уникальную возможность детально изучить процесс образования нового вулкана, состав его выбросов и застывший лавовый рельеф, потрескавшийся под воздействием дождя и ветра.  .
В 1952 году Парикутин, достигший к тому времени высоты 2774 метров, погрузился в «сон». Потерявший свою ферму Дионисио продал участок с огнедышащей горой одному местному  искусствоведу, который просто обожал вулканы.
Много лет он потратил на изучение Парикутина и написал более 1000 пейзажей, на которых увековечил алые потоки лавы, стекающие вниз по склонам, пепельное облако, освещаемое вспышками молнии, и равнину, выжженную огнём.
– Почему вулкан смог образоваться так быстро? (Нужно чтобы дети ответили что в некоторых местах земли земная кора может быть тоньше, чем на соседних территориях, её  прорывает расплавленная магма – которую называют лавой)

6. Классификация вулканов

Давайте обратимся к карте:
Найдите в своих атласах следующие вулканы: учитель у доски, дети работают с атласами:
Влк. Орисаба,  Мауна-Лоа,  Этна, Везувий;   Килиманджаро,  Котопахи
Обозначьте их в своих контурных картах точно так же, как они обозначены в атласах. Чем отличается обозначение этих вулканов? (одни обозначены красной снежинкой, другие – черной)
Вы очень наблюдательны и  разницу заметили. А есть предположения, почему одни вулканы обозначены красной снежинкой, а  другие черной? Давайте раскроем и этот секрет.
Итак, вулканы бывают:  Слайд 10

Примеры – слайды 11, 12, 13

– Посмотрите на схему слайда 14
– Как вы думаете, вулканы могут быть только на суше? (Они могут быть и на дне океанов)  Слайд 15

– А где, по-вашему, вулканов больше – на суше или на дне океанов? Почему? (На дне океанов, т.к. под морями и океанами располагается океаническая земная кора, а она гораздо тоньше чем материковая и её легче прожечь)

– Вот как может выглядеть извержение подводного вулкана

Слайд 16 с извержением подводного вулкана

На Земле и на суше и на море существуют особые места, где земная кора наиболее  тонкая и подвержена разрывам. Такие места называются сейсмически опасными районами и расположены они на границах литосферных плит
Слайд 17
Самое громко звучащее такое место называется Тихоокеанское огненное кольцо
Слайд 18

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) — область по периметру Тихого океана, в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество  землетрясений. Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 552 известных  действующих вулканов на Земле.

Извержения вулканов могут выглядеть так – слайд 19 (наземные и подводные)

Работа с картой (дети должны найти места расположения вулканов)

Кстати, иногда в кратерах вулканов могут образовываться вулканические озера. Слайд 20
Иногда в этих озерах варится «уха». Все дело в том, что когда вулкан заканчивает свое очередное извержение и успокаивается все вокруг, проходит несколько десятилетий, а иногда и столетий, и чаша вулкана заполняется водой, образуется необыкновенной красоты озеро, которое со временем становится обитаемым: в нем появляются растения и живые организмы, в том числе и рыбы. Так эти озера могут существовать неопределенно долго. Но такое спокойное существование может быть прервано вновь нарастающей напряженностью внутри Земли:  в глубине начинает закипать магма, она потихонечку поднимается к поверхности  Земли по уже проторенному каналу –жерлу, температура воды в озере достигает очень высоких показателей, вода начинает кипеть – и вот пожалуйста – уха готова.

7. Горячие источники, гейзеры

Вулканы – это еще не все секреты, которые припасла для нас природа.
В местах распространения вулканов и землетрясений подземные воды нагреваются и выходят на поверхность в виде горячих источников  Слайд 21
Некоторые из них через определенное время фонтанируют. Слайд 22
Такие фонтанирующее источники называются гейзерами.

– Хотите узнать как образуются гейзеры?

Образование гейзеров Слайд 23 (данный видеоматериал спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)

– Так как же образуются гейзеры? (В пустотах земли скапливается вода и нагревается подземным теплом, закипает и начинает фонтанировать)

– А вот как это выглядит на поверхности (Слайды 24, 25 – гейзер Великан, гейзер, Жемчужный)
– Вот  такая красота находится в нашей стране на полуострове Камчатка (показать на карте, дети ищут в атласах), где существует великолепной красоты Долина Гейзеров. Слайд 26

8. Рассказ о долине гейзеров

Открытие Долины Гейзеров принадлежит женщине-ученому – Татьяне Устиновой.
Группа специалистов, во главе с Устиновой отправились вдоль русла реки Шумной, где приостановились отдохнуть, поскольку дорога оказалась трудной, а чтобы возвратиться в поселок, еще нужно было найти силы. По пути они видели столб пара и попытались подойти к нему поближе, но не рассчитали сил и уселись на каменистую площадку, чтобы поесть и возвращаться обратно и тут прямо рядом с ними из-под земли ударил вверх гейзер – ученые замерли на скале и боялись пошевелиться. Через мгновение гейзер перестал извергать воду, и Устинова закричала – «Гейзер!». Это был первый гейзер, найденный специалистами на Камчатке, и его так и назвали – «Первенец».
На момент открытия Долины в ней находилось порядка 20 больших гейзеров, некоторые из которых могли выбрасывать столб кипящей воды раз в пять часов, а другие – каждые 10 минут. 
Более двадцати крупных гейзеров разместились на площади в семь квадратных километров , в каньоне горной реки. Каждый из этих гейзеров имеет свое имя и свою характерную особенность, каждый из них уникален и неповторим. 
В 2007 году в Долине гейзеров произошла крупная экологическая катастрофа. После схода мощного селевого потока были затоплены и оказались под завалами несколько геотермальных источников, а также разрушены базальтовые скалы. Сейчас большинство из них восстановили активность после частичного разрушения. На восстановление Долине гейзеров понадобилось почти 6 лет. (информация сентября 2013г)
И сейчас восстанавливаются или уже восстановились многие старые вулканы и появляются новые.  

Слайд 27  – извержение гейзера Великан (данный видеоматериал спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)

8) Значение вулканов и гейзеров

– А теперь давайте рассмотрим практическое значение вулканов и гейзеров. Что они дают людям?

Слайд 28

IV. Итог

– Ну вот и закончилось наше удивительное путешествие в мир вулканов, горячих источников  и гейзеров. Подведем итог.

1. Кроссворд

Cлайд 29

2. Домашнее задание

Cлайд 30

3. Рефлексия

4. Отметки за урок