Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Тема: «Зима»

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».

Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепление представлений о зиме и ее приметах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
  • совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, образование уменьшительно-ласкательной формы слов, согласование существительных с  прилагательными, согласование числительных с существительными;
  • образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов – на, под;
  • совершенствование навыков звукослогового анализа слов (выделение гласного на фоне слова, деление слова на слоги), совершенствование слоговой структуры слов.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, конструктивного праксиса.

Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска, елка, шары с заданиями, снежки, разрезные картинки.

ХОД НОД

1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся!»

Дети передвигаются по группе. По сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться с как можно большим числом играющих.

– Хлопок в ладоши – пожать руки всем возможным партнерам;
– Звонок колокольчика – поздороваться спинками;
– 2 хлопка – погладить по спине партнера.

2. Основная часть

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме, которая вступила в свои права.

(Выставляю на магнитную доску елку. По очереди вешаю на елку шары с играми).

1-й шар: игра «Подели слова на слоги»

Зима, мороз, снег
Снеговик, санки, лыжи
Горка, снежинка

Вопросы к детям:

– Сколько слогов в слове?
– Почему?
– Назови гласные звуки в слове.

2-й шар: игра «Скажи ласково»

Зима – зимушка, зимонька
Снег – снежок, снежочек
Мороз – морозец, морозик
Снеговик – снеговичок
Елка – елочка
Лес – лесок, лесочек
Сосулька – сосулечка

3. Подвижная игра «Собери снежки»

Собирали мы снежки,
Строили избушку.
В гости ждем лесных зверей,
Чтобы было веселей!

(Спрашиваю у детей, кто сколько собрал снежков).

3-й шар: речевая игра «Какой, какая?»

Вопросы к детям:

– Снег на солнышке искрится, значит он какой? – искристый
– Снег сверкает, серебрится, значит он какой? – сверкающий, серебристый
– Снег рассыпается, значит он какой? – рассыпчатый
– Снег хрустит, значит он какой? – хрустящий
– Снег тает, значит он какой? – тающий
– Снежинка какая? – серебристая, хрустальная, искристая

4-й шар: коллективная работа «Собери зимнюю картинку»

(дети собирают из частей снеговика, елки, домик, следы).

Вопросы к детям:

– Чьи следы? – лисьи
– Чья морда? – беличья
– Что висит на елке? – На елке висят шары.
– Сколько пуговиц на снеговике? – На снеговике четыре пуговицы.
– Чьи следы под елкой? – Под елкой волчьи следы.
– Кто сидит под елкой? – Под елкой сидит заяц.

4. Рефлексия. Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.