Повторение и обобщение изученного о причастиях и деепричастиях. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • Познавательные:
    • систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Причастия. Деепричастия»;
    • закрепить умения находить причастия и деепричастия в тексте, определять причастный и  деепричастный обороты;
    • знать морфологические признаки изучаемых частей речи, правильно писать не- с причастиями и  деепричастиями.
    • Обучающие: научить составлять творческий проект: лингвистические сказки, рисунки по теме, сочинять стихи;
  • Развивающие:
    • развивать мышление и связную речь, креативные способности учащихся;
    • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
    • развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой.
  • Воспитательные:
    • привить учащимся интерес и любовь к урокам русского языка, показать  богатство и разнообразие его морфологического строя;
    • воспитывать внимательное отношение к рассказам других детей;
    • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Задачи:

  • познакомить с технологией проектной деятельности на этапе повторения материала по теме «Причастия. Деепричастия»;
  • способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • способствовать развитию критического мышления, устной и письменной речи;
  • прививать навык работы со словарями, само- и взаимопроверку;
  • воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.

Оборудование: проектор, компьютер, словари, рисунки обучающихся,  сказки-проекты по теме «Причастие. Деепричастие» , презентация к уроку.
Межпредметная связь: ИЗО, литература.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя. Ребята! А вы любите сказки? Тогда я расскажу вам одну.
Было это или не было, не знаю, но слышала эту сказку от доброй феи.

Есть на свете государство с гордым названием Морфология. Живет в нем губернатор Глагол. Лучше него правителя трудно найти: справедливый, внимательный, добрый. И всё у него в жизни есть: и слава, и богатство, и молодая распрекрасная жена по имени Прилагательное. Жить бы ему да радоваться! Но была у него печаль тайная. Не дает Бог детей. Совсем отчаялись Глагол и Прилагательное, приуныли.
И вот однажды проснулся ночью губернатор от какого-то шороха. Глядь, а у его кровати сидят какие-то маленькие человечки. Начал он будить свою жену.
– Кто вы, добрые человечки? – спросила жена губернатора.
– Мы великая семья гномов. Услышали, что у вас беда, и поспешили на помощь. Меня зовут Ущ, а еще здесь мои братья – Ащ, Ящ, Ющ, сестры Ом, Ем, Им, дядьки Вш и Ш, их жены Нн, Енн , их дети Ённ и Т, а также племянники А, Я, В и Вши. Все мы готовы помочь вам. Не печальтесь, утро вечера мудренее.  И только проговорил он эти слова, гномы исчезли.
Не обманули суффиксы Глагол и Прилагательное. Через некоторое время родились у них детки: красавица дочка и лапочка сыночек. Дока была похожа на маму и на папу, а сыночек – ну вылитый папочка, только неизменяемый.
И стали они жить счастливо в своем королевстве Морфологии.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в этой сказке? (О причастии и деепричастии)

– Правильно. На этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему “Причастие. Деепричастие”. Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Покажем, что умеем образовывать причастия и деепричастия от глаголов, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением этих частей речи в тексте. Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Приложение 1, слайды 1, 2)

– Ребята! Мы начинаем урок повторения по теме «Причастия. Деепричастия». Необычен он тем, что это урок-проект. Некоторые этапы его будут строиться на ваших творческих работах. Мы привыкли выполнять проект во внеурочное время в течение нескольких недель. Сегодня мы выполним краткосрочный проект за один урок.
Когда вы заходили в кабинет, вы выбрали себе сердечки разного цвета, тем самым определив для себя группу, в которой вы будете сегодня работать. Итак, справа будут работать с причастиями, а группа слева с желтыми сердечками – с деепричастием. И каждая группа будет защищать свою часть речи, доказывая, что именно без нее нельзя обойтись. И еще у нас будет работать контрольная группа, которая в конце урока оценит ваши ответы и поставит вам отметки за работу на уроке.

3. Вариативное задание (слайды 3, 4  – проверка)

– Перед вами слова. Сгруппируйте их в два столбика. По какому принципу вы будете их делить?

Недоумевающий, согреваясь, убаюкивая, летящий, занятый, повелевая, блеснув, блестящий,  взглянув, управляемый, покорившись, написавший, пойманный
– Докажите, что слова 1-й группы – причастия, а 2-й группы – деепричастия. Признаки каких частей речи соединяет причастие? (Глагола и прилагательного). А  деепричастие? (Глагола и наречия).

4. Разноуровневая работа. (слайды 5, 64  – проверка)

– Теперь я предлагаю вам проверить свои знания по теме “Не с причастиями и деепричастиями”. Выписать причастия и деепричастия, которые пишутся с не-  раздельно.

5. Самостоятельная работа  (слайд 7)

Сравните правила выделения причастных и деепричастных оборотов на письме. Какое из них учитывает позицию оборота в предложении? (Дается без знаков препинания).

Высоко в небе проносятся тучи, роняя белый снег.
Высоко в небе, роняя белый снег, проносятся тучи.
Роняя  белый снег, высоко в небе проносятся тучи.
Пригретые солнцем листья падали на сырые дорожки.
Листья, пригретые солнцем, падали на сырые дорожки.

(Самостоятельная работа проверяется на месте, читается со знаками препинания).

Учащиеся делают выводы о постановке знаков препинания при причастном и деепричастном обороте.

6. Рефлексия. Защита причастия

– Ребята, у вас было домашнее задание найти стихи в Интернет-ресурсах, сочинить самим или придумать  сказки о причастии и деепричастии. Кто готов?

Причастие (слайд – причастие)

Ну, что за несчастие – это причастие!
Его с трудом мы одолели,
Справляться стали еле-еле.
Ему на месте не сидится:
То в оборот вдруг превратится,
То не к себе притянет властно.
И связываться с ним опасно!
Давай подружимся , причастие!
Не будем нагнетать несчастия.
Тебя мы будем правильно писать,
Преобразовывать и в языке употреблять!

– Мы хотим представить причастие в виде забавного насекомого – жука, у которого лапки – это морфологические признаки, а усики – словообразовательные признаки.
(Рисунок на доске)

Причастие – жук

Причастие – всем нам знакомое –
Представим мы как насекомое,
Которого признаки – ножки
Бегут, но по разным дорожкам.
У трех – путь к глаголам лежит:
Время, возвратность и вид;
У четырех – к прилагательным ход:
Краткость, число, падеж, род.
Усы у него замечательные –
Действительные и страдательные.
От времени и от спряжения
Отличия есть в их строении.
Действительным причастиям времени настоящего
Суффикс особый присущ:
Для 2-го спряжения -ащ-, -ящ-,
Для 1-го -ущ-, -ющ-.
Страдательным причастиям времени настоящего
Суффикс – другой совсем:
Для 2-го спряжения -им-
Для 1-го – -ом-, -ем-.
Причастиям прошедшего времени
Не нужно глаголов спряжение.
Действительных суффикс: -вш- и -ш-,
Страдательных: енн-, -нн- (два эн) и -т-.
Все формы причастий представим,
По правилам этим составим:
Бегущий, раскрытый, проверенный,
Летящий, заснувший, уверенный,
Поющий, ранимый и розданный,
Ведомый, заросший и созданный!
Защита деепричастия.
Наш удивительный гибрид
На веточках глагола и наречия висит,
Не согласуется, не изменяется
Лишь примыкает, но не управляется.
Любит он только глагол,
Навеки ему подчинен:
Строптиво к нему примыкает,
Сопутствует, действие изображает.
Он скажет, как и когда, почему
Действие произойдет наяву.
Запятыми его выделяем –
Независимость определяем.
Про этот гибрид языковеды
Рассказывали еще нашим дедам.

Сказка

– Безобразие! Произвол! Это возмутительно! – с такими криками, пыхтя и сопя, в тронный зал вкатилось неуклюжее деепричастие.– Наказать бунтовщиков!
Разъяренного правителя тщетно пытались успокоить подданные. Что же довело его до такого состояния? Много лет назад Деепричастие издало приказ об обособлении собственной персоны в любом предложении, независимо от того, одно оно или в окружении подданных, в начале, в середине или в конце предложения оно находится. Приказ правителя соблюдался безоговорочно. Но нашлись бунтовщики, которые не подчинились приказу Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они не хотели обособляться.

Учитель: А кто же являлся бунтовщиками в королевстве? Приведите примеры.

  • Работать спустя рукава  
  • Работать не покладая рук  (во фразеологизме)
  • Они шли молча (в роли наречия)

7.  Подведение итога урока

Слайд 9 (вопросы)

– Сегодня на уроке мы подвели итоги изучения причастия и деепричастия, представили их в виде зрительного образа, в виде рисунков. У нас получился так называемый «продукт», который я буду использовать в дальнейшем при изучении этой темы в других классах с другими детьми.
– А теперь слово нашей контрольной группе. (вопросы)

Физкультминутка

Закончилась пора работы нашей,
Мы вместе создавали наш проект.
И здесь нам было интересно очень.
Но мы устали и мешал экрана свет.
Давайте встанем, руки вверх поднимем,
Сожмем в кулак и разожмем,
Стряхнем усталость с них,
Присядем, отдохнем.
Итак, для вас еще физкультминутку
Я небольшую проведу сейчас.
Глаза закройте, в стороны смотрите
Сначала вправо, влево пару раз,
Теперь вращаем глазки мы по кругу,
Зажмурились, закрыли и опять
Мы повторяем это упражнение.
Чтобы усталость с наших глаз согнать
И вот теперь расслабимся, представьте
Деревья, щебет птиц нам слышен из окна.
Чтоб отдохнуть, природой окружаем
Себя на миг, и музыка слышна.

– Сегодня мы постарались вспомнить все о причастии и  деепричастии.
– Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
– Что показалось вам особенно интересным?
– Какие формы работы больше всего понравились?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
– Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

8.  Домашнее задание: на выбор

1) творческое задание: составить текст на тему «Друзья познаются в беде», включив в него причастия и деепричастия;
2) упр. 582, п.41.