Тип урока: обобщения и систематизации исторического материала
Вид урока: урок с применением интерактивной технологии, урок-игра.
Цели урока:
- Обучающие: обобщить, систематизировать исторический материал по теме «Киевская Русь».
- Развивающие: развить коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, выдвигать и отстаивать свою личную точку зрения, развить способность работать в группе.
- Воспитательные: воспитать в учащихся уважение к историческому наследию наших предков, их культуре.
Оборудование: доска с игровым полем, историческая карта «Киевская Русь в IX-XI веках», компьютер, проектор, игровые карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
Первый этап урока
Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Учитель настраивает учащихся на работу на уроке.
Мотивация: на доске написаны две цитаты, учащихся просят их прокомментировать.
- «История добывает для юности разум стариков» (Диодом)
- «История – это пророк, смотрящий в прошлое» (Ф. Шлегель)
Учитель спрашивает, в чем смысл
высказываний, что хотели этим сказать авторы?
– Какой вывод можно сделать?
Учащиеся делают самостоятельно вывод о том, что
история учит нас мудрости, дает нам опыт,
исторические события прошлого тесно связаны с
настоящим.
Учитель подводит учащихся к самостоятельной
формулировке темы и целей урока: повторить,
обобщить и систематизировать материал по
пройденной теме.
Ученики из игровой коробки вытягивают карточки
разных цветов: синие, красные, зеленые, желтые. На
основе карточек формируются группы – команды по
6 человек. Всего 4 команды. Команды рассаживаются
по группам компактно.
Команды знакомятся с этапами игры. На доске или
на экране показывается игровое поле, где будут
фиксироваться успехи команды и выставляться
баллы.
Второй этап урока
Первый конкурс «Исторический факт». Учащимся выдается пакет с датами. Также возможно показывать даты на экране с помощью проектора. Учащиеся должны быстро определить историческую дату. За каждый верный ответ 1 балл. Максимальное количество – 3 балла. Результаты оглашаются вслух.
1 группа: 862, 957, 988
2 группа: 882, 962-972, 1019
3 группа: 907, 980-1015, 1113
3 группа: 945 , 1019-1054, 1037.
Второй конкурс «Что означает слово?»
Учащиеся получают пакет с историческими терминами, они должны четко и ясно объяснить, что означает тот или иной термин. За каждый верный ответ команды присваивается 1 балл. Максимально 7 баллов. Если ответ не верный, то ход переходит другой команде, она может набрать дополнительные баллы. Каждый пакет с заданием соответствует тематике « войско», «церковь», «город», «князь».
Первая группа получает пакет «войско» с
терминами: воин, дружина, сторож, дозор, тысяцкий,
сотник, таран.
Вторая группа получает пакет «церковь» с
терминами: патриарх, митрополит, черное
духовенство, келья, тризна, устав, канон.
Третья группа получает пакет «город» с
терминами: гость, гривна, детинец, ладья, куна,
поволоки, парча.
Четвертая группа получает пакет «князь».
В пакете термины: кормление, полюдье, бояре,
вотчина, наместник, рядович, холоп.
Третий конкурс «Исторический персонаж»
В данном конкурсе необходимо определить, о каком историческом деятеле идет речь. За правильный ответ 5 баллов.
Задание для первой группы:
«…И легко ходил в походах как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал он в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». (Святослав)
Задание для второй группы:
«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр. Отец его распахал землю и умягчил, т.е. просветил крещением, а он насеял книжными словами сердца верных людей… Наконец, подобно отцу и вещему Олегу, населял пустые пространства, строил города…» (Ярослав Мудрый)
Задание для третьей группы:
«Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас погубит». (Игорь)
Задание для четвертой группы:
«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы, одних изрубить, а других сжечь. … Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами … и, притащив, кинули его в Днепр. Затем князь послал по всему городу со словами: « Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». (Владимир – Красное Солнышко)
Четвертый конкурс «Почемучка»
Учащимся предлагаются вопросы повышенной сложности, ответы должны быть построены на анализе исторической информации и выявлении причинно-следственных связей. За каждый правильный ответ 10 баллов.
1 группа:
Вопрос: «Почему князь Владимир остановил свой выбор на христианской вере византийского образца?»
2 группа:
Вопрос: «Почему княгиня Ольга после смерти своего мужа Игоря провела налоговую реформу и ввела погосты и уроки?»
3 группа:
Вопрос: «Почему князь Святослав Игоревич во время военных походов захотел перенести столицу своего государства из Киева в Переяславец на Дунае?»
4 группа:
Вопрос: «Почему внук Ярослава Мудрого Владимир получил прозвище Мономах?»
Пятый конкурс: «Ты мне, я тебе»
Команды, посовещавшись, задают вопрос по
теме друг другу. Какая команда правильно
отвечает, получает 5 баллов за верный ответ.
Учитель совместно с учащимися подводит итоги и
поздравляет команду, набравшую наибольшее
количество баллов. Награждение победителей.
Третий этап урока
Данный этап направлен на развитие рефлексии учащихся Учащимся команд раздаются карточки, где они отмечают, знаками + или – понравился им урок или нет.
Домашнее задание: творческое эссе: «Актуально ли «Поучение детям» Владимира Мономаха? Если да, то почему?».