Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."

Разделы: История и обществознание


Тип урока: обобщения и систематизации исторического материала

Вид урока: урок с применением интерактивной технологии, урок-игра.

Цели урока:

  • Обучающие: обобщить, систематизировать исторический материал по теме «Киевская Русь».
  • Развивающие: развить коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, выдвигать и отстаивать свою личную точку зрения, развить способность работать в группе.
  • Воспитательные: воспитать в учащихся уважение к историческому наследию наших предков, их культуре.

Оборудование: доска с игровым полем, историческая карта «Киевская Русь в IX-XI веках», компьютер, проектор, игровые карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Первый этап урока

Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Учитель настраивает учащихся на работу на уроке.

Мотивация: на доске написаны две цитаты,  учащихся просят их прокомментировать.

  • «История добывает для юности  разум стариков» (Диодом)
  • «История – это пророк, смотрящий в прошлое» (Ф. Шлегель)

 Учитель спрашивает, в чем смысл высказываний, что хотели этим сказать авторы?
– Какой вывод можно сделать?
Учащиеся делают самостоятельно вывод о том, что история учит нас мудрости, дает нам опыт, исторические события прошлого тесно связаны с настоящим.
Учитель  подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы и целей урока: повторить, обобщить и систематизировать материал по пройденной теме.
Ученики из игровой коробки вытягивают карточки разных цветов: синие, красные, зеленые, желтые. На основе карточек формируются группы – команды по 6 человек. Всего 4 команды. Команды рассаживаются по группам компактно.
Команды знакомятся с этапами игры. На доске или на экране показывается игровое поле, где будут фиксироваться успехи команды и выставляться баллы.

Второй этап урока

Первый конкурс «Исторический факт». Учащимся выдается пакет с датами.  Также возможно показывать даты на экране с помощью проектора. Учащиеся должны быстро определить историческую дату. За каждый верный ответ  1 балл.  Максимальное количество – 3 балла. Результаты оглашаются вслух.

1 группа: 862, 957, 988
2 группа: 882, 962-972, 1019
3 группа: 907, 980-1015, 1113
3 группа: 945 , 1019-1054, 1037.

Второй конкурс «Что означает слово?»

Учащиеся  получают пакет с историческими терминами, они должны четко и ясно объяснить, что означает тот или иной термин. За каждый верный ответ команды присваивается 1 балл. Максимально 7 баллов. Если ответ не верный, то ход переходит другой команде, она может набрать дополнительные баллы. Каждый пакет  с заданием  соответствует тематике « войско», «церковь», «город», «князь».

Первая группа получает пакет «войско» с терминами: воин, дружина, сторож, дозор, тысяцкий, сотник, таран.
Вторая группа получает пакет  «церковь» с терминами: патриарх, митрополит, черное духовенство, келья, тризна, устав, канон.
Третья группа получает пакет  «город» с терминами: гость, гривна, детинец, ладья, куна, поволоки, парча.
Четвертая группа получает пакет  «князь». В пакете термины: кормление, полюдье, бояре, вотчина, наместник, рядович, холоп.

Третий конкурс «Исторический персонаж»

В данном конкурсе необходимо определить, о каком историческом деятеле идет речь. За правильный ответ 5 баллов.

Задание для первой группы:

«…И легко ходил в походах как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел.  Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал он в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». (Святослав)

Задание для второй группы:

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр. Отец его распахал землю и умягчил, т.е. просветил крещением, а он насеял книжными словами сердца верных людей… Наконец, подобно отцу и вещему Олегу, населял пустые пространства, строил города…» (Ярослав Мудрый)

Задание для третьей группы:

«Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас погубит». (Игорь)

Задание для четвертой группы:

«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы, одних изрубить, а других сжечь. … Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами … и, притащив, кинули его в Днепр. Затем князь послал по всему городу со словами: « Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет  мне враг». (Владимир – Красное Солнышко)

Четвертый конкурс «Почемучка»

Учащимся предлагаются вопросы повышенной сложности, ответы должны быть построены на анализе исторической информации и выявлении причинно-следственных связей. За каждый правильный ответ 10 баллов.

1 группа:

Вопрос: «Почему князь  Владимир остановил свой выбор на христианской вере византийского образца?»

2 группа:

Вопрос: «Почему княгиня Ольга после смерти своего мужа Игоря провела налоговую реформу и ввела погосты и уроки?»

3 группа:

Вопрос: «Почему князь Святослав Игоревич во время военных походов захотел перенести столицу своего государства из Киева в Переяславец на Дунае?»

4 группа:

Вопрос: «Почему внук Ярослава Мудрого Владимир получил прозвище Мономах?»

Пятый конкурс: «Ты мне, я тебе»

Команды, посовещавшись, задают  вопрос по теме друг другу. Какая команда правильно отвечает, получает 5 баллов за верный ответ.
Учитель совместно с учащимися подводит итоги и поздравляет команду, набравшую наибольшее количество баллов. Награждение победителей.

Третий этап урока

Данный этап направлен на развитие рефлексии учащихся Учащимся команд раздаются карточки, где они отмечают, знаками + или – понравился им урок или нет.

Домашнее задание: творческое эссе: «Актуально ли «Поучение детям» Владимира Мономаха? Если да, то почему?».