Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Технологии урока. Коллективные способы деятельности; здоровьесберегающие технологии; технология актуализации собственного опыта; поисковая деятельность, элементы технологии критического мышления.

Цель. Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты: знания об особенностях внешнего и внутреннего строения кишечнополостных, их классификации, их приспособляемости к среде обитания; умение распознавать на настенных таблицах и рисунках виды кишечнополостных, сравнивать животных между собой, составлять общую характеристику типа.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учиться способам самопроверки и взаимопроверки.
Познавательные УУД: работать с таблицей, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи.

Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Вводный этап. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять цели и задачи урока.
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • Интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные УУД: работать с таблицей, анаграммой

Личностные УУД:

  • Осознавать неполноту знаний.
  • Проявлять интерес к новому содержанию.
1. Приветствует учащихся и предлагает проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.

2. Сообщает, что сегодня урок будет посвящен знакомству с новым типом животных.

Подводит учащихся к формулированию темы урока с помощью анаграммы.

Задание:

Тип почки+лоно+шестные

3. Предлагает учащимся посмотреть на изображения представителей Типа Кишечнополостные на таблицах и рисунках и заполнит первую колонку в таблице “До и после”.

Знаю

До После

 4. Предлагает учащимся вспомнить план изучения Типа животных.

  1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
  2. Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово и формулируют тему урока.
  3. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются и заполняют таблицу.
  4. Вспоминают пункты плана изучения Типа животных:

1. Среда обитания.

2. Особенности строения.

3. Процессы жизнедеятельности.

4. Классификация кишечнополостных

5. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Основной этап.

Изучение нового материала.

Познавательные УУД:
  • Работа с информационными текстами
  • Объяснять значение новых слов
  • Сравнивать и выделять признаки
  • Работать с таблицами и составлять схем-опоры
  • Устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные УУД:

  • Действовать по алгоритму, выбранному плану
  • Учиться способам самопроверки и взаимопроверки

Коммуникативные УУД:

  • Групповая работа по обсуждению информации
  • Слушать товарища и обосновывать свое мнение
  • Выражать свои мысли и идеи

 

Предметные результаты:

  • Знать строение и основные процессы жизнедеятельности кишечнополостных животных
  • Уметь отличать кишечнополостных от других животных
Предлагает начать знакомство с этими животными по плану, который записан в тетрадях.

1. Среда обитания

– Где обитают эти животные? Чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к учебнику стр.27.

2. Особенности строения.

Предлагает прочитать материал учебника стр.25–26 и выписать в тетрадь особенности строения.

Через 5 минут проверим, как вы выполнили задание.

Учащиеся озвучивают особенности строения кишечнополостных, а учитель показывает и подписывает их на таблице “Пресноводный полип гидра”.

Для наиболее полного знакомства с внутренним строением и процессами жизнедеятельности кишечнополостных животных предлагает разделиться на 6 групп.

Каждая группа работает с текстами, которые выдает учитель и материалом учебника.

1-я группа: эктодерма; строение и функции кожно-мускульных и стрекательных клеток. Процесс дыхания.
2-я группа: строение и функции нервных клеток; рефлекс; основные этапы рефлекса. Раздражимость.
3-я группа: строение промежуточных клеток; регенерация.
4-я группа: механизм бесполого размножения, почкование.
5-я группа: половые клетки, половое размножение.
6-я группа: строение энтодермы. Питание и пищеварение.

Задание 1. Найти в текстах нужную информацию, рассмотреть рисунки и схемы.
Задание 2. Сформулировать найденную информацию кратко для занесения в таблицу.
Задание 3. Доказать, что строение клетки зависит от выполняемой функции и наоборот.
Задание 4. Отобрать материал для краткой характеристики процесса.
Задание 5. Доказать общность происхождения кишечнополостных и простейших, основываясь на строение клеток.

3. Процессы жизнедеятельности.

Учитель предлагает составить кластер, отображающий процессы жизнедеятельности кишечнополостных животных.

Динамическая пауза (зарядка для глаз, пальцев)

4. Классификация кишечнополостных

Используя текст учебника стр.27–28 самостоятельно заполните таблицу. Правильность заполнения проверяют вместе.

Признак
сравнения
Класс Гид-
роидные
Класс Сци-
фоидные
Класс
Коралловые
1. Предста-
вители
2. Место
обитания
3. Жизненные
формы
4. Образ
жизни

5. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Организует беседу, и работу с учебником.

В природе:

  • Местообитание для некоторых видов животных (среди щупалец полярной медузы находят убежище мальки некоторых видов рыб; коралловые рифы, атоллы)
  • Медузы являются пищей для многих морских животных
  • Вступают в симбиотические отношения с другими животными (рак-отшельник и актиния)

В жизни человека:

  • Коралловые рифы мешают судоходству.
  • Из отложений рифообразующих кораллов изготавливают высококачественную известь.
  • Известковые кораллы используются в строительстве.
  • Известковый скелет кораллов применяют при заполнении водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических поверхностей.
  • В Японии и Китае из некоторых видов медуз готовят съедобные блюда.
  • Красный, розовый, черный кораллы используются в ювелирной промышленности.
  • Некоторые кораллы используют для декоративного оформления жилищ, садов, парков.
  • Медуза крестовичок и физалия ядом стрекательных клеток вызывают ожоги, судороги и остановку сердца.
  • Могут служить лабораторными животными (гидра).

В учебнике находят ответ на вопрос и озвучивают его.

В учебнике находят ответ на вопрос и выписывают в тетрадь, а затем озвучивают.

Учащиеся по очереди озвучивают особенности строения кишечнополостных:

  • Имеют лучевую симметрию тела
  • Тело состоит из двух слоев клеток:
    А) наружный – эктодерма Б) внутренний – энтодерма
  • Имеют кишечную полость
  • Имеют рот, который окружен венчиком щупалец

Учащиеся работают в группах 7 минут, а затем обмениваются информацией, которую заносят в таблицу:

Слой; клетки Особенности строения Функции
Эктодерма

1. Кожно-
мускольные клетки

2. Стрекательные
клетки
3. Нервные клетки
4. Промежуточные
клетки
5. Половые клетки
Энтодерма

1. Железистые
клетки

2. Пищеварительные
клетки

Учащиеся составляют кластер:

Каждая группа выступает и рассказывает о процессе предлагая заполнить кластер.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, затем обмениваются тетрадями и вместе с учителем проверяют правильность заполнения.

Учащиеся по очереди вносят предложения и определяют место в таблице:

Значение в природе Значение в жизни
человека
Заключительный этап. Рефлексия. Регулятивные УУД:
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Личностные УУД:

  • Оценивать собственный вклад в работу группы.
  1. Предлагает заполнить вторую колонку таблицы “До и после”.
  2. Предлагает учащимся подумать, каким образом в повседневной жизни они сталкиваются с деятельностью кишечнополостных животных.
  1. Делают выводы, что нового они узнали о кишечнополостных животных. Заполняют таблицу.
  2. Приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о практической значимости кишечнополостных животных.