Ранее обучение элементам черчения на уроках технологии

Разделы: Технология


В последние годы в школах уменьшилось количество учащихся,и как следствие, уменьшились недельные нагрузки учителей. Совершенно неожиданно мне дали часы технологии во втором классе. Работать в младшей школе оказалось интересно и полезно. Учителя черчения знают, что нашему предмету отводится всего 1 час в неделю. Поэтому на уроках изо с 5 класса я начинала вводить элементы черчения по темам “Шрифт”, “Логотипы”, “Перспектива”, “Макет автомашины” и т.д. В своей практике я нередко встречала учащихся, которые называли куб квадратом, а шар окружностью. Все эти явления имеют одну причину: учителя начальной школы не придали значения.

Во втором классе на уроках технологии по программе учащиеся в основном знакомились с разными поделочными материалами. В процессе работы мы начала выполнять развертки геометрических тел, узнавали их названия: цилиндр, конус, пирамида, куб. Конечно, второклассники думали, что они мастерят интересные игрушки. Уроки дополнялись презентационными материалами по истории.

По ходу работы учащиеся учились пользоваться циркулем и линейкой. Перед работой младшие школьники должны увидеть своими глазами готовое изделие, чтобы понять, как и что делать. Обычно я демонстрирую готовую игрушку и ее геометрическую основу. Геометрическую основу разрезаю и учащиеся видят развертку геометрического тела.

Первым геометрическим телом, который мы узнали, был цилиндр. На основе цилиндра выполнены были фигурки коровы, лошади, собаки. В начале урока демонстрировалась презентация “Домашние животные”. В ходе беседы мы выясняли пользу домашних животных, как за ними ухаживают, как получают масло из сливок и т.д.Многие учащиеся знали как из полоски бумаги склеить цилиндр. Важно с учащимися ассоциировать форму цилиндра с реальными предметами: “На что похож цилиндр? Какие предметы такой формы вы знаете?”. Учащиеся называют трубу, шляпу-цилиндр, тюбик помады и т.д. Эти ассоциации помогают запомнить форму и название цилиндра. Учащиеся на основе цилиндра мастерят свои игрушки, тем самым они в процессе деятельности еще раз повторяют полученные знания.

Следующее геометрическое тело – конус. Мы делали шляпу – вьетнамку. Посмотрели презентацию о стране Вьетнам, о шляпе от палящего солнца. Шляпу делали маленькую, из 1 листа А4. Учились пользоваться циркулем без опасности для себя и других. Научились циркулем вычерчивать окружность заданного радиуса.

Урок, на котором мы делали развертку пирамиды, самый запомнившийся. На этом уроке мы говорили о загадочном Древнем Египте. Каждый учащийся имеет свое представление об этой древней цивилизации и с удовольствием рассказывает об этом друзьям. Из богов Древнего Египта все знают Ра, об остальных все слушали с интересом. Урок учитель начинает с демонстрации макета пирамиды из бумаги. Это вызывает интерес и мотивирует учащихся на работу. Развертку пирамиды нужно показать, разрезав макет пирамиды по одному ребру. Второклассники выполняют пирамиду без донышка, с помощью циркуля или с помощью шаблона – равностороннего треугольника. Приклеивают голову, нарисованную и вырезанную из бумаги. Так как учащимся младших классов очень важно получить красивое изделие, я раздаю заготовки – не раскрашенные головы богов. Всем учащимся хочется сделать нескольких богов. Этот урок мы провели в декабре, поэтому приделав к ним петельки, с радостью повесили игрушки на елку в классе.

Проектирование мебели особенно понравилось девочкам. Они сразу решили, что это мебель для их любимых кукол. На презентации демонстрировались разные стили дизайна комнат. Мы поговорили о профессиях дизайнера, столяра. Все развертки делаются без использования шаблонов. Так они учатся пользоваться линейкой, измерять. Мы смастерили стол и табурет из картона. Учащиеся с удовольствием дополнили столы скатертью, некоторые выполнили рабочие столы с ноутбуками. Всем было интересно.

Использование презентаций позволяет:

  • Усилить мотивацию
  • Усилить наглядность обучения
  • Создать возможность для использования новых источников учебной информации

Как учитель черчения, я старалась подготовить второклассников к своему предмету, ведь они через некоторое время придут ко мне на урок черчения. За год учащиеся научились выполнять развертки геометрических тел, правильно пользоваться чертежными инструментами.

Приложение.