Актуальность темы
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жёсткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определённые социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.
Цель – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.
В психолого-педагогической работе в период адаптации десятиклассников реализуются следующие задачи:
- актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения старшеклассников;
- создавать условия для развития прикладных умений (способности действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач, составлять алгоритм достижения цели и так далее);
- содействовать формированию умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке собственных способностей);
- способствовать закреплению коммуникативных навыков в условиях межличностного взаимодействия.
Психологическая работа по сопровождению учащихся 10-х классов и их родителей осуществляется в несколько этапов:
1 этап – анкетирование учащихся (Приложение 1);
2 этап – выступление на родительском
собрании:
3 этап – тренинговое занятие с
учащимися.
Конспект родительского собрания в 10-х классах: «Тяжело в ученье … »
Введение
Поступление в десятый класс открывает
последний этап обучения в школе. В этот период у
школьников могут возникать определённые
сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками и
родителями.
Первые месяцы обучения в старшей школе
становятся периодом адаптации к новым условиям и
приобретения статуса среди сверстников.
Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно
вмешиваться во взаимоотношения ребёнка со
сверстниками, приходить в школу или выяснять
отношения с родителями других учеников
(исключения составляют, только крайние случаи,
когда у родителей есть основания для серьёзных
опасений).
Теоретическая часть
В десятом классе происходит резкая смена
критериев оценки знаний учащихся.
Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу
после девятого класса, поэтому требования
педагогов увеличиваются, изучаемый материал
усложняется. Родители десятиклассников должны
быть готовы к тому, что учащийся, имевший
отличные оценки, в старших классах может стать
средним или даже слабым учеником, а бывший
твёрдый «четвёрочник» – неуспевающим. Плохие
отметки (с точки зрения самого учащегося, то есть
более низкие, чем он привык получать) могут
привести не только к понижению самооценки, но и к
изменениям в поведении ребёнка: он может стать
подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и
агрессивным.
Родители, заметившие, что их ребёнок стал более
раздражительным (или более мрачным и апатичным),
чем раньше, должны помочь ему справиться с
трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего надо
выяснить, с какими именно затруднениями он
столкнулся, какие предметы сложнее всего даются.
Затем постараться объяснить, что требования к
нему возросли, и потому педагоги оценивают его по
новым критериям. Ведь ребёнку кажется
несправедливым, что, например, за аналогичные
сочинения по литературе ему в средней школе
ставили «отлично», а теперь «хорошо» или
«удовлетворительно».
Нужно вместе с ребёнком проанализировать те
замечания, которые делают педагоги, и
сформулировать новые параметры оценки
успеваемости, уточнив, каким условиям должны
отвечать его письменные и устные работы,
рефераты, доклады. Возможно, для этого
понадобится консультация учителя (желательно,
чтобы её получил сам школьник, а не его родители).
Нужно помочь ребёнку выполнить несколько
заданий в соответствии с установленными
правилами.
Возраст любви и… отдыха от трудов.
Нередко встречающаяся в десятом классе
проблема – ярко выраженное желание отдохнуть
после напряжённого девятого и перед выпускным
одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя
уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений
о своём будущем. Безусловно, школьникам
необходима передышка. Более того, родители тоже
могут воспользоваться возможностью проводить
больше времени с детьми и помочь им восстановить
и накопить силы.
Однако есть и большая опасность – можно, не желая
того, позволить ребёнку основательно
«расслабиться» и потерять не только рабочий
тонус, но и драгоценное время для подготовки к
выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребёнок окончательно
погрузился в свою жизнь и не занимается ни
учёбой, ни помощью по дому, они пытаются
воздействовать на него критикой и упрёками.
Обычно родители «пилят» ребёнка примерно так:
«Опять ты валяешься на диване и слушаешь эту
тупую музыку! Ты целыми днями ничего не делаешь,
тебя ничего не интересует! Придёшь из школы и
лежишь на диване с плеером или болтаешь по
телефону до одури!..». Сами взрослые понимают,
почему и за что они ругают своих детей, – ведь
каждый родитель чувствует ответственность за
будущее своего ребёнка и, конечно, мечтает
увидеть его успешным и счастливым в личной и
профессиональной жизни. Если родителям удалось
добиться успеха, то они считают свою дорогу
удачной, надёжной и, к сожалению, единственно
правильной. Если же не всё в их жизни сложилось
удачно, то они начинают бояться, что ребёнок
«наступит на те же грабли», и постоянно видят
что-то опасное в его поведении. Свои
представления о том, как правильно строить жизнь,
родители пытаются навязать ребёнку. Они часто
забывают, что сами, будучи подростками, не всегда
вели себя идеально (в том числе с точки зрения их
собственных родителей).
Для того, чтобы старшеклассник не отдалялся от
взрослых, нужно донести до него свои опасения в
обычной беседе, объяснить, что именно в поведении
ребёнка заставляет вас беспокоиться. Расскажите
ребёнку о том, что интересовало вас в его
возрасте, о каких упущенных возможностях вы
жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не
раздражаясь.
Юноши и девушки охотно используют время обучения
в десятом классе для общения с друзьями и для
разнообразных внешкольных занятий. Школьники
проводят всё больше времени вне дома, поздно
возвращаются, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребёнку, что они
волнуются за него, но ни в коем случае не
выдвигать необоснованных требований: «Всегда
быть дома в 20 часов – и точка!» Любое требование
должно быть разумным и аргументированным.
Начинать действовать
В десятом классе школьник должен окончательно
определиться, будет ли он поступать в ВУЗ после
окончания школы. Если принято положительное
решение, надо сформулировать конкретные шаги,
которые следует предпринять для поступления, и
начать готовиться к экзаменам.
Первый шаг – выбрать конкретное учебное
заведение, в котором хочет учиться школьник.
Желательно подготовить «запасные варианты»,
то есть наметить два-три подходящих вуза, в
которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены
проходят в разное время. При помощи Интернета
можно найти координаты этих учебных заведений и
ознакомиться с условиями приёма.
Если есть такая возможность, то именно в десятом
классе необходимо посетить День открытых дверей
выбранного вуза. Во-первых, там можно получить
наиболее полную информацию, задать все
интересующие вопросы и купить справочную
литературу. Во-вторых, для школьника очень
полезно побывать (желательно не один раз) в том
здании, где ему предстоит сдавать экзамены,
сориентироваться там, выяснить, как туда лучше
добираться, сколько на это требуется времени. В
таком случае внешние факторы не будут для него
стрессовыми, ведь он окажется уже в знакомой
обстановке.
В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить
День открытых дверей, так как иногда условия
поступления меняются.
Родители и педагоги обычно в состоянии адекватно
оценить знания ребёнка по тому или иному
предмету, необходимому для поступления в вуз. По
самому «хромающему» из них надо начинать
подготовку именно в десятом классе.
Родители могут помочь школьнику познакомиться с
содержанием той специальности, которую он
выбирает. Ведь у подростка сейчас есть ещё
возможность поменять своё решение. В
одиннадцатом классе график школьника станет
более напряжённым, начнётся серьёзная
подготовка к выпускным экзаменам.
Практическая часть (Приложение 2)
Далее родителям предоставляются результаты анкетирования учащихся и идёт обсуждение результатов.
Адаптационный тренинг для десятиклассников
Необходимые материалы:результаты анкетирования (оформленные в виде диаграмм и таблиц), листы для работы в группе, мячик, цветные карточки для распределения на группы, метафорические карты «Пути-дороги».
Ход занятия
1. «Ассоциации»
Цель – актуализация представлений об обучении в старшей школе.
Каждый участник, предавая по кругу мягкий мячик (можно взять любую мягкую игрушку) называет свои ассоциации к словам «10 класс», «школа», «будущее».
2. Игра «Привет всем тем, кто…»
Цель – работа на сплочение группы.
Выбирается водящий. Он произносит фразу:
«Привет всем тем, кто…», и заканчивает её
каким-либо признаком, который может объединять
несколько ребят в классе (например: «…кто
родился летом»). Те, к кому этот признак имеет
отношение, встают и отвечают хором: «Привет!»
Выбирается следующий водящий, и игра
продолжается.
Если называются только сугубо внешние признаки,
ведущий тренинга может предложить вариант,
касающийся личностных качеств, настроения и так
далее.
3. Обсуждение результатов анкетирования
Цель – создание условий для «личностного включения» учащихся в работу.
Учащимся предоставляются результаты
анкетирования в виде диаграмм и таблиц.
Потом учащиеся разбиваются на группы по 4-5
человек (т.к. 10-е классы у нас сборные, то деление
на группы проводит психолог). Из «волшебного
мешочка» учащиеся вытаскивают карточки с
определённым цветом (красный, синий, зелёный) и
после объединяются в группы по цветам, выпавшим в
карточках.
Группам даются листы бумаги и предлагается
ответить на следующие вопросы:
- С чем из представленных результатов я согласен (согласна) и почему? С чем не согласен (не согласна)?
- Что меня удивило в результатах?
Время на работу ограничивается. Каждая группа готовит краткий «репортаж» о своём обсуждении. Репортажи представляются всему классу.
4. Работа с метафорическими картами «Пути-дороги»
Цель – сплочение коллектива и актуализация личностного самоопределения.
Пояснения к работе. С метафорическими
картами я начала работать в этом году. Я их
применяю в работе как с детьми, так с взрослыми
(учителями, родителями). Карт существует
множество. Какие карты, где и как применять
выбирает сам психолог. Я предлагаю один из
способов применения метафорических карт. В
данном тренинге, я использовала колоду
«Пути-дороги» (авторы Г. Кац и Е. Мухаматулина).
Можно вместо карт сделать с учащимися коллаж.
На столе раскладываются карты. Учащимся
предлагается выбрать одну карту, которая у них
ассоциируется с их жизненным путём. Потом
учащиеся обсуждают их в группе: «Что изображено
на карте?», «Почему выбрал?», «Что есть общего с
другими картами участников?» После обсуждения,
группе предлагается найти карту с дорогой,
которая их всех объединяет.
Далее учащиеся представляют свои карты классу,
рассказывают о них и рассказывают об общей карте,
выбранной для группы.
5. Обобщение.
Цель – ассимиляция опыта.
Обсуждаются результаты занятия. Делаются выводы.
Список используемой литературы:
- Адаптация учащихся на сложных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами/авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003.
- Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013.