Психологическое сопровождение учащихся 10-х классов и их родителей

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Актуальность темы

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жёсткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определённые социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.

Цель – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.

В психолого-педагогической работе в период адаптации десятиклассников реализуются следующие задачи:

  • актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения старшеклассников;
  • создавать условия для развития прикладных умений (способности действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач, составлять алгоритм достижения цели и так далее);
  • содействовать формированию умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке собственных способностей);
  • способствовать закреплению коммуникативных навыков в условиях межличностного взаимодействия.

Психологическая работа по сопровождению учащихся 10-х классов и их родителей осуществляется в несколько этапов:

1 этап – анкетирование учащихся (Приложение 1);
2 этап – выступление на родительском собрании:
3 этап – тренинговое занятие с учащимися.

Конспект родительского собрания в 10-х классах: «Тяжело в ученье … »

Презентация

Введение

Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в школе. В этот период у школьников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками и родителями.
Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников.
Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребёнка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключения составляют, только крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьёзных опасений).

Теоретическая часть

В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, поэтому требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твёрдый «четвёрочник» – неуспевающим. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, то есть более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребёнка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
Родители, заметившие, что их ребёнок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли, и потому педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребёнку кажется несправедливым, что, например, за аналогичные сочинения по литературе ему в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».
Нужно вместе с ребёнком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы её получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребёнку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

Возраст любви и… отдыха от трудов.

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность – можно, не желая того, позволить ребёнку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребёнок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учёбой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упрёками. Обычно родители «пилят» ребёнка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь эту тупую музыку! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придёшь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури!..». Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, – ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребёнка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надёжной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не всё в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребёнок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении. Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребёнку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).
Для того, чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребёнка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребёнку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят всё больше времени вне дома, поздно возвращаются, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребёнку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «Всегда быть дома в 20 часов – и точка!» Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

Начинать действовать

В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в ВУЗ после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
Первый шаг – выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить  «запасные варианты», то есть наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приёма.
Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного вуза. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как туда лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется уже в знакомой обстановке.
В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются.
Родители и педагоги обычно в состоянии адекватно оценить знания ребёнка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.
Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Ведь у подростка сейчас есть ещё возможность поменять своё решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряжённым, начнётся серьёзная подготовка к выпускным экзаменам.

Практическая часть (Приложение 2)

Далее родителям предоставляются результаты анкетирования учащихся и идёт обсуждение результатов.

Адаптационный тренинг для десятиклассников

Необходимые материалы:результаты анкетирования (оформленные в виде диаграмм и таблиц), листы для работы в группе, мячик, цветные карточки для распределения на группы, метафорические карты «Пути-дороги».

Ход занятия

1. «Ассоциации»

Цель – актуализация представлений об обучении в старшей школе.

Каждый участник, предавая по кругу мягкий мячик (можно взять любую мягкую игрушку) называет свои ассоциации к словам «10 класс», «школа», «будущее».

2. Игра «Привет всем тем, кто…»

Цель – работа на сплочение группы.

Выбирается водящий. Он произносит фразу: «Привет всем тем, кто…», и заканчивает её каким-либо признаком, который может объединять несколько ребят в классе (например: «…кто родился летом»). Те, к кому этот признак имеет отношение, встают и отвечают хором: «Привет!» Выбирается следующий водящий, и игра продолжается.
Если называются только сугубо внешние признаки, ведущий тренинга может предложить вариант, касающийся личностных качеств, настроения и так далее.

3. Обсуждение результатов анкетирования

Цель – создание условий для «личностного включения» учащихся в работу.

Учащимся предоставляются результаты анкетирования в виде диаграмм и таблиц.
Потом учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек (т.к. 10-е классы у нас сборные, то деление на группы проводит психолог). Из «волшебного мешочка» учащиеся вытаскивают карточки с определённым цветом (красный, синий, зелёный) и после объединяются в группы по цветам, выпавшим в карточках.
Группам даются листы бумаги и предлагается ответить на следующие вопросы:

  • С чем из представленных результатов я согласен (согласна) и почему? С чем не согласен (не согласна)?
  • Что меня удивило в результатах?

Время на работу ограничивается. Каждая группа готовит краткий «репортаж» о своём обсуждении. Репортажи представляются всему классу.

4. Работа с метафорическими картами «Пути-дороги»

Цель – сплочение коллектива и актуализация личностного самоопределения.

Пояснения к работе. С метафорическими картами я начала работать в этом году. Я их применяю в работе как с детьми, так с взрослыми (учителями, родителями). Карт существует множество. Какие карты, где и как применять выбирает сам психолог. Я предлагаю один из способов применения метафорических карт. В данном тренинге, я использовала колоду «Пути-дороги» (авторы Г. Кац и Е. Мухаматулина). Можно вместо карт сделать с учащимися коллаж.
На столе раскладываются карты. Учащимся предлагается выбрать одну карту, которая у них ассоциируется с их жизненным путём. Потом учащиеся обсуждают их в группе: «Что изображено на карте?», «Почему выбрал?», «Что есть общего с другими картами участников?» После обсуждения, группе предлагается найти карту с дорогой, которая их всех объединяет.
Далее учащиеся представляют свои карты классу, рассказывают о них и рассказывают об общей карте, выбранной для группы.

5. Обобщение.

Цель – ассимиляция опыта.

Обсуждаются результаты занятия. Делаются выводы.

Список используемой литературы:

  1. Адаптация учащихся на сложных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами/авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003.
  3. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013.