Проект "Знакомство детей 4–5 лет с комнатными растениями"

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Актуальность темы:

Комнатные растения дополняют интерьер квартиры, создают комфорт и уют, оказывая определенное влияние на наше самочувствие и настроение.
Ознакомление детей с комнатными растениями входит в содержание работы воспитателя в соответствии с рабочей программой для средней группы.
Через ознакомление с комнатными растениями мы учим дошкольников наблюдать, сравнивать, делать умозаключения, эстетически воспринимать природу, любоваться ее красотой, прививаем элементарные навыки по уходу за ними.

II. Цель проекта:

Формирование экологически ценного опыта общения детей с комнатными растениями.

III. Задачи:

  • Развивать представления детей о признаках и свойствах растений как живых организмов (питаются, дышат, растут, двигаются).
  • Познакомить с основными комнатными растениями, назначением их основных органов и частей.
  • Закреплять знания об условиях выращивания растений в уголке природы (свет, тепло, влага, почва)
  • Осуществлять уход за комнатными растениями под руководством и контролем взрослых.
  • Воспитывать интерес к труду взрослых по уходу за растениями, желание самим оказывать посильную помощь.

IV. Участники проекта:

педагоги;
дети;
родители.

V. Этапы реализации проекта

Подготовительный (сентябрь)

Цель: создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной (октябрь)

Цель: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Итоговый (ноябрь)

Цель: анализ полученных результатов. Презентация проекта.

VI. Механизмы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Цель

Результат

I

1. Разработка проекта

2. «Знакомство детей 4-5 лет с комнатными растениями»

3. Пополнение уголка природы

4. Разработка рекомендаций для родителей по ознакомлению с комнатными растениями

5. Изготовление развивающих игр и пособий, способствующих расширению знаний о комнатных растениях

  • Систематизация педагогической деятельности по ознакомлению детей с комнатными растениями
  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Взаимодействие с родителями воспитанников при ознакомлении с природой
  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Наличие проекта «Знакомство детей 4-5 лет с комнатными растениями»
  • Соответствие уголка природы требуемой программе и возрасту детей
  • Разнообразная предметно-развивающая среда в группе

II

1. Занятие о комнатных растениях в нашей группе «Поможем Незнайке»

2. Чтение книг о комнатных растениях

– Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»;
– Сказка «История одного растения» Баймашова В.А., Охапкина Г.М.;
– Рассказ «Разговор на подоконнике;
– Заучивание стихотворений о комнатных растениях;
«Бегония»
«Бальзамин» и др.

3. Создание книги «Комнатные растения нашей группы». Рисование иллюстраций

4. Сочинение с детьми рассказа для книги

5. Изготовление совместно с детьми масок… (работа с клеем и бумагой)

6. Наблюдение за посадкой комнатных растений, уточнение приёмов ухода за ними

7. Труд в уголке природы «Садик для Дюймовочки»

8. Трудовой десант в уголке природы: промыть растение, прорыхлить землю

9. Операция «Бальзамин заболел» (обратить внимание детей на проблему; у бальзамина листья опадают, перестал цвести, может быть он заболел, как помочь растению)

10. Экологическое мероприятие по защите проекта «Путешествие в царство комнатных растений»

  • Ознакомление детей с новыми растениями: бальзамин, герань, бегония.
  • Упражнять детей в узнавании комнатных растений по внешним признакам.
  • Совершенствование умения рисовать комнатные растения с натуры, стремление передавать в рисунке характерные особенности комнатного растения (форму, пропорции), красиво располагать на листе бумаги
  • Развитие у детей воображения, фантазии, умения правильно излагать свои мысли
  • Уточнение знаний детей о том, из чего можно вырастить растение.
  • Дать понятие о новом способе выращивания растений.
  • Посадка черенков бальзамина, «деток» традесканции, хлорофитума в землю.
  • Воспитать у них желание самим вырастить растение.
  • Развивать фантазию при создании и оформлении «Садика для Дюймовочки»
  • Систематизировать знания о способах ухода за растениями (мытьё комнатных растений, рыхление земляного кома)
  • Формировать умение и желание сохранить комнатное растение «Бальзамин». Уточнение знаний о приёмах ухода за растениями и их последовательности.
  • Обобщение знаний детей о комнатных растениях
  • Наличие знаний у детей о комнатных растениях.
  • Создание иллюстраций к книге
  • Рассказ на тему: «Комнатные растения нашей группы»
  • Знания детей о разных способах выращивания комнатных растений
  • Созданный совместно с детьми «Садик для Дюймовочки»
  • Чистое, прорыхлённое растение Сансивьера
  • Бальзамин с поднятыми листьями
  • Наличие результатов диагностики
III 1. Экскурсия детей старшей группы в наш уголок природы. Демонстрация цветов, оборудования, которое необходимо для ухода за ними.

2. Ознакомление детей других групп с книгами, иллюстрациями, играми, раскрасками, содержащими информацию о растениях.

3. Выращивание рассады цветов с последующей высадкой на клумбе (весна) раковины, камни.

  Ведение журналов наблюдений за изменениями в природе, растениями в уголке природы, наблюдения за животными, птицами, рыбами так же живущими в группе.

VII. Ожидаемый результат

  • Наличие предметно-развивающей среды, инструментария для ознакомления детей 4-5 лет с комнатными растениями.
  • Освоение детьми представлений, умений и навыков по ознакомлению с комнатными растениями.
  • Заинтересовать родителей в расширении знаний детей о комнатных растениях.

VIII. Риски проекта

Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:

Риски проекта

Меры по преодолению

Негативное отношение участников проекта Создание условий, способствующие заинтересованности участников проекта
Слабая информационно-методическая связь между ДОУ и родителями воспитанников Разработка и реализация плана
Личная незаинтересованность участников проекта Повышение мотивации в результативности проекта

IX. Ресурсное обеспечение проекта

Виды ресурсов

Перечень ресурсов

Методические и нормативно-правовые
  • Рабочая программа воспитателя
  • Локальные акты ДОУ
  • Методические пособия и разработки
Материально-технические
  • Уголок природы
  • Детская художественная литература
  • Наглядный материал
  • Развивающие игры
  • Наличие комнатных растений в соответствии с возрастом детей

X. Критерии результативности проекта

Высокий: Ребёнок знает (различает и правильно называет) не менее 6 комнатных растений.
Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Отношение к растениям достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить состояние растения, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающие их красивыми.

Средний: Ребёнок узнаёт и называет 3-4 комнатных растения. Интересы и желание ухаживать за растениями неустойчивы, избирательны. Самостоятельное наблюдение за ними редки. Ребёнок эмоционально откликается на красоту комнатных растений.

Низкий: Объём представлений о растениях незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения: отдельные части растений. Наблюдает за растениями только по предложению взрослого. Интерес к комнатным растениям ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ними слабо выражены.

Использованная литература:

  1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
  6. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: «Аркти», 2003.