I. Актуальность темы:
Комнатные растения дополняют интерьер
квартиры, создают комфорт и уют, оказывая
определенное влияние на наше самочувствие и
настроение.
Ознакомление детей с комнатными растениями
входит в содержание работы воспитателя в
соответствии с рабочей программой для средней
группы.
Через ознакомление с комнатными растениями мы
учим дошкольников наблюдать, сравнивать, делать
умозаключения, эстетически воспринимать
природу, любоваться ее красотой, прививаем
элементарные навыки по уходу за ними.
II. Цель проекта:
Формирование экологически ценного опыта общения детей с комнатными растениями.
III. Задачи:
- Развивать представления детей о признаках и свойствах растений как живых организмов (питаются, дышат, растут, двигаются).
- Познакомить с основными комнатными растениями, назначением их основных органов и частей.
- Закреплять знания об условиях выращивания растений в уголке природы (свет, тепло, влага, почва)
- Осуществлять уход за комнатными растениями под руководством и контролем взрослых.
- Воспитывать интерес к труду взрослых по уходу за растениями, желание самим оказывать посильную помощь.
IV. Участники проекта:
– педагоги;
– дети;
– родители.
V. Этапы реализации проекта
Подготовительный (сентябрь)
Цель: создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной (октябрь)
Цель: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Итоговый (ноябрь)
Цель: анализ полученных результатов. Презентация проекта.
VI. Механизмы реализации проекта
Этап |
Мероприятия |
Цель |
Результат |
I |
1. Разработка проекта 2. «Знакомство детей 4-5 лет с комнатными растениями» 3. Пополнение уголка природы 4. Разработка рекомендаций для родителей по ознакомлению с комнатными растениями 5. Изготовление развивающих игр и пособий, способствующих расширению знаний о комнатных растениях |
|
|
II |
1. Занятие о комнатных растениях в нашей
группе «Поможем Незнайке» 2. Чтение книг о комнатных растениях – Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»; 3. Создание книги «Комнатные растения нашей группы». Рисование иллюстраций 4. Сочинение с детьми рассказа для книги 5. Изготовление совместно с детьми масок… (работа с клеем и бумагой) 6. Наблюдение за посадкой комнатных растений, уточнение приёмов ухода за ними 7. Труд в уголке природы «Садик для Дюймовочки» 8. Трудовой десант в уголке природы: промыть растение, прорыхлить землю 9. Операция «Бальзамин заболел» (обратить внимание детей на проблему; у бальзамина листья опадают, перестал цвести, может быть он заболел, как помочь растению) 10. Экологическое мероприятие по защите проекта «Путешествие в царство комнатных растений» |
|
|
III | 1. Экскурсия детей старшей группы в наш
уголок природы. Демонстрация цветов,
оборудования, которое необходимо для ухода за
ними. 2. Ознакомление детей других групп с книгами, иллюстрациями, играми, раскрасками, содержащими информацию о растениях. 3. Выращивание рассады цветов с последующей высадкой на клумбе (весна) раковины, камни. |
Ведение журналов наблюдений за изменениями в природе, растениями в уголке природы, наблюдения за животными, птицами, рыбами так же живущими в группе. |
VII. Ожидаемый результат
- Наличие предметно-развивающей среды, инструментария для ознакомления детей 4-5 лет с комнатными растениями.
- Освоение детьми представлений, умений и навыков по ознакомлению с комнатными растениями.
- Заинтересовать родителей в расширении знаний детей о комнатных растениях.
VIII. Риски проекта
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:
Риски проекта |
Меры по преодолению |
Негативное отношение участников проекта | Создание условий, способствующие заинтересованности участников проекта |
Слабая информационно-методическая связь между ДОУ и родителями воспитанников | Разработка и реализация плана |
Личная незаинтересованность участников проекта | Повышение мотивации в результативности проекта |
IX. Ресурсное обеспечение проекта
Виды ресурсов |
Перечень ресурсов |
Методические и нормативно-правовые |
|
Материально-технические |
|
X. Критерии результативности проекта
Высокий: Ребёнок знает (различает и
правильно называет) не менее 6 комнатных
растений.
Правильно определяет их принадлежность к живым
существам на основании выделения у конкретных
объектов признаков живого. Отношение к растениям
достаточно осознанное. Ребёнок умеет определить
состояние растения, элементарно установить его
причины на основе связей различного содержания.
Видит признаки объектов природы, делающие их
красивыми.
Средний: Ребёнок узнаёт и называет 3-4 комнатных растения. Интересы и желание ухаживать за растениями неустойчивы, избирательны. Самостоятельное наблюдение за ними редки. Ребёнок эмоционально откликается на красоту комнатных растений.
Низкий: Объём представлений о растениях незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения: отдельные части растений. Наблюдает за растениями только по предложению взрослого. Интерес к комнатным растениям ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ними слабо выражены.
Использованная литература:
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004.
- Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: «Аркти», 2003.