Занятие по знакомству с неживой природой (воздух, его свойства и значения) "Чудесный Невидимка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование представлений детей о воздухе, его свойствах и значении. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.

Задачи:

  • Образовательные: расширять знания детей о живой и неживой природе; активизировать познавательную активность детей, учить путем наблюдения, исследования, экспериментирования выявлять свойства воздуха, учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы, способствовать формированию естественнонаучных представлений, учить применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.
  • Развивающие: формировать и развивать практические навыки в проведении исследовательской, экспериментальной деятельности детей, навыки самостоятельной деятельности; способствовать развитию сенсорной культуры и мелкой моторики, развитию психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, способствовать расширению и активизации словарного запаса детей, развитию эмоционально-волевой сферы, учить детей сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные:
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.

Развивающая среда: банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги (фольги), различные духовые инструменты, кукла Незнайка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели два шарика. Смотрите, какой этот шарик – красивый, веселый, а второй – худой, грустный. Как вы думаете, почему? (Ответы детей: шарик сдулся). А что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух? (Мы им дышим). Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. Воздух окружает нашу планету, он нужен всем: и людям, и животным. Без воздуха мы не смогли бы жить.
– И сегодня на занятии мы с вами поговорим о воздухе.

(Раздается стук в дверь, появляется Незнайка).

Незнайка: Здравствуйте, ребята! О чем вы здесь разговариваете? (О воздухе).

– О воздухе?

– Что это такое – воздух?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что такое воздух. Отгадай для начала загадку: «Через нос проходит внутрь – и обратный держит путь?» (Воздух).

Незнайка: Придумали воздух! А кто его видел этот ваш воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я его никогда не видел. А вы, ребята?

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Вами докажем Незнайке, что воздух есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его Невидимкой? (Ответы детей). Воздух прозрачный, значит через него видно все.
А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекло в окне, стенки аквариума, стенки графина, стакана). А теперь пройдем вместе с нашим гостем в лабораторию, и будем делать опыты.

Опыты:

Воспитатель: Ребята, как Вы считаете, этот стакан пустой или полный? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (показывает стакан детям, выслушивает ответы).

Незнайка: Да каждому ясно, что в стакане нет ничего! Давайте туда что-нибудь положим или нальем.

Воспитатель: Незнайка, говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим и проверим. (Воспитатель ставит на стол каждому ребенку банку с водой и стаканчики. Предлагает каждому ребенку повторить его действия).

Опыт № 1

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить в банку с водой (стакан держать перпендикулярно). Обсудить с ребятами и подвести их к выводу, что в стакане воздух.

Опыт № 2

Опустить стакан под наклоном. Обратить внимание на то, что в воде появились пузыри.

Воспитатель: Незнайка, убедился ли ты в том, что воздух существует?

Незнайка: Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел Вас подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Однажды в Цветочном городе меня угостили вкусной, сладкой водой и дали трубочку-соломинку. Ну, я, конечно же, не только пил, ну и пузыри пускал через соломинку. Вот здорово было. (Берет стакан с водой и опускает соломинку). Давайте и мы подуем в соломинки.

Воспитатель: Что мы дуем? (Воздух) Как определить, что он есть? (Появляются пузыри) А вот я люблю пускать мыльные пузыри. Они такие разноцветные, красивые и умеют летать. А, что находится внутри, как ты думаешь Незнайка?

Незнайка: Каждому ясно – мыло!

Воспитатель: Нежели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Ответы детей).

Физминутка. Подвижная игра «Пузырь»

Воспитатель: Ребята, а что произошло с пузырем? (Он лопнул и из него вышел воздух).
– Ребята, чем мы дышим? А чем дышат растения? (Через дырочки в листьях – устьица).
– Давайте все мы сейчас подышим.
– А как узнать, что человек дышит, а не просто открывает рот? (Поднести ладошку ко рту). Что Вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице дышишь – пар изо рта идет.

Незнайка: Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шариках. Они так и называются – воздушные.

Воспитатель: Молодец, Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике. Сейчас возьмем шарик, он не надутый, им можно играть? (Нет)

– Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух невидимку. Предлагаю еще и услышать его.

Опыт с бутылкой

Взять бутылочку, приставить к нижней губе и подуть сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук). Теперь приложите край листочка тонкой бумаги к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать воздух, и поэтому получается звук.).

Опыт со свистками и духовыми инструментами

Дети свистят в свистки и играют на инструментах. Откуда берется свист? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Дует, воздух дрожит – получается музыка. Звуки распространяются по воздуху.

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что воздух есть. У меня есть мечта, я хочу сконструировать большой воздушный шар. Нарисуйте мне воздушные шары. Я выберу какой – нибудь из них для путешествия.

Воспитатель: До свидания, Незнайка. Свои рисунки мы пришлем к тебе в Цветочный город.

(Дети рисуют воздушные шары).

Итог занятия