Цель: формирование представлений детей о воздухе, его свойствах и значении. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.
Задачи:
- Образовательные: расширять знания детей о живой и неживой природе; активизировать познавательную активность детей, учить путем наблюдения, исследования, экспериментирования выявлять свойства воздуха, учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы, способствовать формированию естественнонаучных представлений, учить применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.
- Развивающие: формировать и развивать практические навыки в проведении исследовательской, экспериментальной деятельности детей, навыки самостоятельной деятельности; способствовать развитию сенсорной культуры и мелкой моторики, развитию психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, способствовать расширению и активизации словарного запаса детей, развитию эмоционально-волевой сферы, учить детей сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.
Развивающая среда: банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги (фольги), различные духовые инструменты, кукла Незнайка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к
нам в гости прилетели два шарика. Смотрите, какой
этот шарик – красивый, веселый, а второй – худой,
грустный. Как вы думаете, почему? (Ответы детей:
шарик сдулся). А что попадает внутрь шариков,
когда мы их надуваем? Правильно, воздух. А
откуда он берется, этот воздух? (Мы им дышим).
Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть
в шарик. Воздух окружает нашу планету, он нужен
всем: и людям, и животным. Без воздуха мы не смогли
бы жить.
– И сегодня на занятии мы с вами поговорим о
воздухе.
(Раздается стук в дверь, появляется Незнайка).
Незнайка: Здравствуйте, ребята! О чем вы здесь разговариваете? (О воздухе).
– О воздухе?
– Что это такое – воздух?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что такое воздух. Отгадай для начала загадку: «Через нос проходит внутрь – и обратный держит путь?» (Воздух).
Незнайка: Придумали воздух! А кто его видел этот ваш воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я его никогда не видел. А вы, ребята?
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с
Вами докажем Незнайке, что воздух есть. Но
сначала скажите, а почему мы не видим воздух?
Почему называем его Невидимкой? (Ответы детей).
Воздух прозрачный, значит через него видно все.
А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем
прозрачные предметы в нашей комнате (стекло в
окне, стенки аквариума, стенки графина, стакана).
А теперь пройдем вместе с нашим гостем в
лабораторию, и будем делать опыты.
Опыты:
Воспитатель: Ребята, как Вы считаете, этот стакан пустой или полный? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (показывает стакан детям, выслушивает ответы).
Незнайка: Да каждому ясно, что в стакане нет ничего! Давайте туда что-нибудь положим или нальем.
Воспитатель: Незнайка, говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим и проверим. (Воспитатель ставит на стол каждому ребенку банку с водой и стаканчики. Предлагает каждому ребенку повторить его действия).
Опыт № 1
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить в банку с водой (стакан держать перпендикулярно). Обсудить с ребятами и подвести их к выводу, что в стакане воздух.
Опыт № 2
Опустить стакан под наклоном. Обратить внимание на то, что в воде появились пузыри.
Воспитатель: Незнайка, убедился ли ты в том, что воздух существует?
Незнайка: Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел Вас подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Однажды в Цветочном городе меня угостили вкусной, сладкой водой и дали трубочку-соломинку. Ну, я, конечно же, не только пил, ну и пузыри пускал через соломинку. Вот здорово было. (Берет стакан с водой и опускает соломинку). Давайте и мы подуем в соломинки.
Воспитатель: Что мы дуем? (Воздух) Как определить, что он есть? (Появляются пузыри) А вот я люблю пускать мыльные пузыри. Они такие разноцветные, красивые и умеют летать. А, что находится внутри, как ты думаешь Незнайка?
Незнайка: Каждому ясно – мыло!
Воспитатель: Нежели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Ответы детей).
Физминутка. Подвижная игра «Пузырь»
Воспитатель: Ребята, а что произошло с
пузырем? (Он лопнул и из него вышел воздух).
– Ребята, чем мы дышим? А чем дышат растения? (Через
дырочки в листьях – устьица).
– Давайте все мы сейчас подышим.
– А как узнать, что человек дышит, а не просто
открывает рот? (Поднести ладошку ко рту). Что
Вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А
когда зимой на улице дышишь – пар изо рта идет.
Незнайка: Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шариках. Они так и называются – воздушные.
Воспитатель: Молодец, Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике. Сейчас возьмем шарик, он не надутый, им можно играть? (Нет)
– Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух невидимку. Предлагаю еще и услышать его.
Опыт с бутылкой
Взять бутылочку, приставить к нижней губе и подуть сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук). Теперь приложите край листочка тонкой бумаги к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать воздух, и поэтому получается звук.).
Опыт со свистками и духовыми инструментами
Дети свистят в свистки и играют на инструментах. Откуда берется свист? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Дует, воздух дрожит – получается музыка. Звуки распространяются по воздуху.
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что воздух есть. У меня есть мечта, я хочу сконструировать большой воздушный шар. Нарисуйте мне воздушные шары. Я выберу какой – нибудь из них для путешествия.
Воспитатель: До свидания, Незнайка. Свои рисунки мы пришлем к тебе в Цветочный город.
(Дети рисуют воздушные шары).
Итог занятия