Познавательный праздник "Чудо земли – хлеб"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели: повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры школьников, воспитание патриотизма, уважения к труду людей.

Задачи:

  • формировать представления школьников о том, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на стол;
  • прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу;
  • познакомить детей с профессиями людей, выращивающих и производящих хлеб;
  • развивать умение учащихся свободно общаться с аудиторией и навыки публичных выступлений.

Оборудование: плакаты с изображением хлебных колосков, презентация “Хлеб - всему голова”, мультимедийный проектор, экран, компьютер, фонограмма песен “Шумят хлеба”, “Хлеб-соль”, “Расти, колосок!”.

Под звуки припева песни "Шумят хлеба" (музыка - А. Пахмутовой, слова - Н.Гребенникова и Н.Добронравова) начинается праздник. (слайд 1)

Чтец:

Есть пословица в народе
“Хлеб - на стол, и стол расцвел”.

Чтец:

Ну а всё же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?

Учитель: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Хлеб неизменно присутствует на нашем столе и в будни, и в праздник! Он сопровождает нас в путешествиях, поездках, дальних походах. И он никогда не приедается, никогда не надоедает — это удивительное свойство хлеба.

Чтец:

Вот он – хлебушко душистый,
Вот он – теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришел.

Чтец:

В нем - здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
С. Погореловский

Учитель: Тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт, и все это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. У всех народов хлеб пользуется особым уважением. В России, Белоруссии, на Украине, в Болгарии до сих пор живет давняя традиция — приготовление свадебного хлеба. Таким хлебом встречают жениха и невесту, угощают гостей на свадьбе, сопровождая это событие песнями, в которых хлеб сравнивают с солнцем и месяцем. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. (слайд 2)

Чтец.

Если мы хотим кого-то встретить с честью и с почетом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,

Чтец:

То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.

Песня “Хлеб-соль”

Слова и музыка А. Речкиной

Нынче мы гостей встречаем
На своей родной земле,
Хлебом-солью угощаем,
Как обычай нам велел. -2 раза

Очень рады встрече нашей!
С добрым словом, и с любовью,
И с душой гостям мы скажем:
“С хлебом-солью, с хлебом-солью!”

Учитель: Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что этот самый распространенный продукт дается человеку ценой больших усилий.

Чтец:

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Сеют, жнут, ночей не спят...
С детства знай, как хлеб растят!
Я.Аким.

Чтец:

Каравай земли и неба
На твоем столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

Чтец:

В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок
Словно Родина, бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов (слайд 3)

Песня “Расти, колосок!”

(муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского)

1.

Ржаной росток зелёный
Оглядывает поле,
Смешной и удивлённый,
Как первоклашка в школе.

Припев:

Зелёный росток, весёлый росток,
Ты только пробился из зёрнышка.
Расти, колосок, расти, колосок,
Расти, колосок, до солнышка!
Расти, колосок, расти, колосок,
Расти, колосок, до солнышка!

2.

Его расти научит
Любой весенний дождик,
И каждый летний лучик
Раскрасит, как художник.

Припев:

3.

Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.

Припев:

Учитель: А теперь колоски нам расскажут, как хлеб на стол пришел? (слайд 4, по щелчку к каждому четверостишию)

(Выходят дети с плакатами, на которых изображены колоски)

Чтец:

Агроном в халате белом
Чем он занят?
- Важным делом!
Проверяет семена.

Чтец:

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.

Чтец:

Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто,
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.

Чтец:

Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри-ка, на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля!

Чтец:

Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд.

Чтец:

Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.

Чтец:

Выплывают на просторы,
Ветер песни им поет.
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.

Чтец:

Из машин рекой струится
На колхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.

Чтец: (слайд 5)

Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь – порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы –
Очень умные станки.

Чтец:

На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
“Ох, пустите!” - шепчет тесто,
- Ладно, пустим, в печь давай!
Нарядился каравай. (слайд 6)

Учитель: Хлеб! Какое привычно и все-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь, словом “хлеб” называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

Чтец:

Хлеб нелегкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда. (слайд 7)

Учитель: Какой большой и трудный путь прошел хлеб от поля к нашему столу.

Учитель: Как вы думаете, ребята, сколько людей принимало в производстве хлеба? (Ответы детей.) (слайд 8)

Да, сотни тысяч людей разных профессий принимали участие в производстве хлеба. Прочитайте список этих профессий. (Дети читают со слайда название профессий: агрономы, инженеры, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнеры, железнодорожники)

Учитель: А теперь давайте вспомним путь хлеба по рассказам колосков и составим цепочку (чтение со слайда: поле, элеватор, мельзавод, хлебозавод, магазин) (слайд 9)

- Мы узнали, что хлеб нам достается дорогой ценой.

А, как нужно относиться к хлебу? (ответы детей)

Учитель: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром есть народные пословицы о хлебе: “Земля – матушка, а хлеб - батюшка”, “Без золота проживешь, а без хлеба - нет”. (слайд 10)

Есть и другие пословицы, давайте, ребята, их прочитаем все вместе. (Чтение пословиц с экрана: Худ обед, когда хлеба нет. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Хлебушко – калачу дедушка. Хлеб да вода – молодецкая еда. Хлеба нет – и корочки в честь. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. У кого хлебушко, у того и счастье. Много снега – много хлеба.)

Чтец: Болгарский поэт Ахсан Баянов в стихотворении "Хлеб"сказал:

С детских лет запомнил навсегда:
Хлеб — земля. Хлеб — воздух. Хлеб — вода.
Солнечное в нем живет светило,
В нем живет душа родных полей.
Нежность доброй матери моей.
Жизнь — от хлеба, и от хлеба — сила.

(слайд 11) А вот у войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время.

В 1941 году враг напал на нашу Родину. 8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.

В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек. Рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а неработающие – по 125 грамм. Крошечный почти невесомый ломтик. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного фашистами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.

“Лежу и думаю. О чём? О хлебе. О корочке, обсыпанной мукой”, - так писала поэтесса Вера Инбер в блокадном Ленинграде.

Чтец:

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжкого хлеба,
Блокадного хлеба –
Сто двадцать пять грамм!
Р. Рождественский

(показывает кусок черного хлеба в 125г)

Чтец:

Был хлеб всегда в почете на Руси-
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать?-
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
(В.Суслов).

Чтец:

... Хочу сказать о добром слове “ХЛЕБ”,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавший в историю свой след...
Тот след не зарастает ковылем...
Под грозные военные раскаты
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнем...
(И.Набиева)

Чтец:

В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова
Хлеб – всей жизни голова!

Учитель: Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила обращения с хлебом (слайд 12)

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.
  • Никогда не бери хлеб грязными руками.
  • Не играй хлебом.
  • Не бросай хлеб.
  • Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

Учитель: хлеб и сейчас остается главным богатством страны. Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать и выбрасывать получаемый им кусочек хлеба, а это 30 грамм, то в день – это уже будет 17 кг хлеба. Вроде маленький кусочек, а это 34 батона.

Ребята, помните, что труд людей, которые производят хлеб от поля до магазина, надо уважать и хлеб беречь.

Чтец: Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Чтец: Шлет пшено на кашу

Чтец: Тем, кто землю глубоко

Чтец: Острым плугом пашет,

Чтец: Им спасибо говори –

Чтец: Их за все благодари.

Чтец:

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!

Чтец:

Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!

Чтец:

Не хотим мы видеть черных
Зерен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.

Чтец: (слайд 13)

Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:

Все чтецы:

“Берегите, хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!
И. Тихонов

Учитель: Ребята! Вам интересно было на празднике? Что нового вы узнали? (ребята отвечают) Сегодня вместе с учениками 2 “В” класса вы проследили путь хлеба от колоска до буханки, узнали, как труден этот путь, сколько людей занимается выращиванием и производством хлеба, как разнообразны профессии этих людей и почетен их труд. И теперь вы понимаете, почему нужно бережно относиться к хлебу. Спасибо за внимание!

Библиография.

  1. http://vumire.ucoz.ru/load/4-1-0-915
  2. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=657503
  3. http://www.listock.ru/bread-of-the-war-years
  4. http://www.hlebopekar.ru/
  5. http://x-minus.org/track/36124/светлана-казанцева-хлеб-соль-минусовка.html
  6. http://x-minus.org/track/39484/юрий-чичков-расти-колосок-минусовка.html
  7. https://urok.1sept.ru/articles/506123/   Юракова Л.А. Внеклассное занятие по теме "Как хлеб на стол пришел?"