Тема урока: "Однозначные числа. Числовой ряд". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок “открытия” нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Цель деятельности учителя: формировать понятие об однозначном числе, натуральное число при счете и учить применять полученные знания.

Задачи урока (деятельность учителя):

  1. Актуализировать знания обучающихся о математических знаках и записях.
  2. Создать условия для наблюдения, анализа, сравнения при формировании у обучающихся понятия о натуральном числе.
  3. Обеспечить определение вывода, организуя работу обучающихся в паре;
  4. способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
  5. воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
  6. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий; строить сообщение в устной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть числа по порядку; использовать названия при счете и соотношении количества предметов и обозначение их числом; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, документ камера;
  • мультимедийное приложение к уроку (презентация);
  • учебник “Математика” 1 класс (Н.Б. Истомина),
  • рабочая тетрадь,
  • карточки с заданием,
  • магнитная доска.

Содержание и технология урока:

Этапы урока; задачи деятельности обучающихся. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. УУД.
1.Актуализация знаний учащихся Презентация. Слайд 1, 2.

Найдите спрятавшееся число.

1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; использовать запись в цифровой форме; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Ночное небо, облако. Видно на небе 1 звездочку.
Магнитная доска?(на магнитной доске образуется ряд чисел)

Вспомнить известные знания о математических знаках и записях

Сколько вы видите на небе звездочек?
Какой цифрой обозначим.
Подул ветер и сдвинул тучку с места. Сколько стало звездочек? Какой цифрой обозначим? Как получили цифру 2?
Подул ветерок и сдвинул тучку с места. Сколько стало на небе звездочек?
Как вы получили это число? (Так до числа 9.)
Перед вами ряд числе. Назовите их. Это числовой ряд.
Назовите в порядке возрастания, в порядке убывания.
Какое число следует за числом 4, после числа 6, между числами 7 и 9, перед числом 2, назови соседей числа 3, какое последнее число, какое предпоследнее число?
Контроль результатов: устные ответы
Ответы детей.

(дети показывают цифру и кладут перед собой образуя числовой ряд)

 

Два – один да один

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 

Познавательные (знаково-символические).

Строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения; проводить сравнение и классификацию по заданным признакам.

Коммуникативные (монологические высказывания детей). Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные (логические).

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала).

Физкультминутка.

Карточки с цифрами 1–10.

Игра “День – ночь” Детям раздаются карточки с числами, глаза у детей закрыты. Открыли глаза по сигналу, построится по порядку. (9 человек ) (Выдать карточки все 1–9, выдать не все числа, выдать 1–10.)

Контроль результатов:, выполнение задания, взаимопроверка

2. Целеполагание.

Введение понятия однозначные числа.

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий.

 

 

Слайд 3.

– (В последний раз играя учитель раздает 10 чисел.)
Какое число лишнее, почему?
Сколько использовали цифр?
Тема сегодняшнего урока “однозначные числа”.

– Какую цель поставим перед собой на уроке?
– Какой план действий мы наметим?
– Что мы уже сделали?
– Какими должны быть наши дальнейшие действия?
Восстанови числовой ряд, сделай проверку.
Контроль результатов: устные ответы,  взаимопроверка.

С помощью учителя формулируется тема урока: однозначные числа.
Цель – научится определять однозначное число. и учиться им пользоваться при счете.
Обсуждение с учителем плана:
1. Вспомним известные знания.
2. Наблюдаем, размышляем.
3. Обсуждаем в паре.
4. Делаем вывод.
5. Учимся применять знания.
6. Оцениваем свою работу на уроке.
Познавательные:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: (принятие цели и постановка задач урока)
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи(планирование действий.

Коммуникативные: (высказывания детей)
строить монологическое высказывание.

3. Открытие нового знания.

Учебник стр.41.

На доске учитель записывает по строкам количество горошин в каждом стручке.

Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

– Давайте обратимся к учебнику на стр. 41. Какая тема урока? (чтение на странице учебника) № 87.
Что это?
Как они расположены? Что изменяется?
1
1, 2
1, 2, 3
1, 2, 3, 4
И т.д.
Однозначные числа

Стручки гороха
В ряд
Количество горошин в стручке

 

Регулятивные
(удержание цели и задач урока).

Познавательные (моделирование).

Работа в парах на листочках на парте.

 

Какую цель ставили перед собой?
Мы выполнили ее?
Какие следующие две учебные задачи?
– Какие действия необходимы?
– Обсудите в паре и выполните это задание.
– Проверка:
прочитайте ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов.
– По каким критериям можно оценить себя?
– Коллективно вырабатываются следующие критерии:
Проверка выполнения задания.
Обсуждение самооценки.
– проверка друг друга в паре.
Какая тема урока?
Какую ставили цель перед собой?
– Какой вывод можно сделать? Контроль результатов: устные ответы, выполнение записей, взаимопроверка.

Цель – научится определять однозначное число. и учиться им пользоваться при счете.
Да.

1. Наблюдаем, размышляем.
2. Обсуждаем в паре.
– Выбрать ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов.
– Действия наблюдения, сравнения.

Обсуждение в паре.
КРИТЕРИИ:
– уметь расположить числа в числовом ряду);
– уметь расположить верно все числа по заданию;
– уметь проверить себя.
Взаимопроверка.
Ответы детей.

Познавательные (информационные: извлечение информации).

Коммуникативные (взаимодействие).

Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение).

Коммуникативные (монологические высказывания детей).

Познавательные (знаково-символические).

Регулятивные (оценка).

Регулятивные (контроль).

Познавательные (знаково-символические).

Коммуникативные (взаимодействие).

Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, вывод).

Регулятивные (самоконтроль).

4. Первичное формирование умений на основе самоконтроля.

Работа в паре конверты с предметами – картинками и цифрами – Работа в тетради № 35 ПТО № 1.

Учиться сопоставлять число и количество предметов.

На столе из конвертов обучающийся поочередно вынимает картинку , другой пододвигает число, которое получается при счете предметов.

– Какая следующая учебная задача?
– Рассмотрите и выполните задание
№ 35.

Проверка:
– Что значит пять кругов?
– Что значит пятый круг?
Ит.д. Контроль результатов: устные ответы, выполнение записей в тетрадях, взаимопроверка

Ученики перед собой выкладывают ряд предметов, а под ним – ряд чисел, которые они получают при счете.

– Учимся применять знания.
Самостоятельная работа.

Ответы детей.

Ответы детей.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).

Познавательные
(знаково-символические).

Познавательные (логические: наблюдение, умозаключение).

Коммуникативные
(монологические высказывания детей).

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

(6 мин.)

Документ камера, листочки на столе с предметными картинками и цифрами.

На листочках соединить предметы с цифрой, которая обозначает количество предметов.
Ответы для проверки учитель пишет на листочке для док.документа.
– Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы).
– Исправьте ошибки, если это необходимо.
– Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без ошибок.
– Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку.
– В чём были трудности при выполнении этого задания?

Контроль результатов: самопроверка, устные ответы.

Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии.

Регулятивные:
планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

5. Рефлексия.

Формировать умения оценивать себя.

– Обратимся к плану, составленному в начале урока.
– Все ли пункты плана выполнены?
– Что на уроке вызвало у вас затруднения?
– Почему?
– Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).

 

Регулятивные (внесение коррективов).

Личностные (компетентности в поступках и деятельности).

Слайд 4 Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
1. Знаю и понимаю новое понятие числовой ряд.
2. Знаю, но не очень понимаю новое свойство сложения понятие числовой ряд.
3. Знаю и могу объяснить другому ученику новое понятие числовой ряд.
Самооценка обучающихся с помощью “волшебных линеечек”. Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).