Задачи:
– актуализировать знания, приобретенные при изучении русского языка.
– дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в
проявлении своих знаний.
Оформление: гонг, стихи, песни, частушки, табло.
Использование костюма: шапочка, накидка.
Название:
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Буквы: ОТКИЗНА РЕГМИОТА.
Подсказки: стихи, песни.
Ход урока
Учитель:
– Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – “аукцион знаний по русскому языку”. Кто из вас знает: что такое аукцион?
Дети: Это торг, на которых различные предметы выставляются на продажу. Купить их может тот, кто заплатит больше других.
Учитель: Правильно. Итак “для продажи” будут выставлены несколько “предметов” (вещей) – грамматических категорий:
– имя существительное,
– имя прилагательное,
– глагол.
Любую из этих “вещей” из области знаний русского языка команда – участница сможет “купить” “заплатив” за нее знаниями по данной грамматической категории.
В диалоге “на торгах” в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.
– На продажу выставлены поистине бесценные “вещи”. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде. (Я представляю вам ассистента, который будет вести подсчет баллов). На нашем аукционе присутствуют гости, болельщики. Я, ведущая аукциона – магистр грамматических наук.
1. Предварительный залог – задание.
Учитель: Прежде чем прозвучит гонг (на столе находится металлическая тарелка и молоточек), каждая команда – участница должна внести залог, доказать свою “состоятельность” – способность участвовать в аукционе.
(На столе лежат 2 листа бумаги с заданиями. Капитаны выбирают задания и команды приступают к выполнению.) Время ограничено – 30 секунд, задание состоит из двух частей:
1. Расположить буквы в алфавитном порядке.
2. Используя все буквы, составить слово – название команды:
ОТКИЗНА РЕГМИОТА
(Крупно написать на листе слово и поместить на доску.)
Чья команда быстрее справиться с заданиями, та и будет иметь право первой начать диалог “на торгах”
– Итак, команды получили названия и доказали свою состоятельность для участия в аукционе. В “аукционе знаний” участвуют (прошу встать команды): команда ГРАМОТЕИ и команда ЗНАТОКИ.
3. Открытие аукциона знаний.
Звучит удар гонга.
Ведущий: Внести первую “вещь” на продажу!
(“Имя прилагательное” табличка.)
– Начальная цена 10 баллов (на табло устанавливается цифра).
– За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если в ответе представлен
дополнительный интересный материал, команда получает 4 балла.
– Торги начались!
Примерный диалог:
Г: Это часть речи.
З: Обозначает признак предмета.
Г: Отвечает на вопросы, какой? И т.д.
З: Изменяется по родам, числам и падежам.
Г: В предл. – Вт. Член.
З: Согласуется с существительными.
Г: В словосочетании с сущ. Являются зависимым словом.
З: Слово “прилагательное” в переводе с греческого означает “эпитет” (за
это 4 б).
Г: В переводе с латинского – “прибавленное”, “приложенное”.
З: Бывает кратким (пример).
Но вот ответы иссякли, прозвучало последнее высказывание.
(Ведущий троекратно отстукивает окончание торгов за эту вещь.)
Табло показывает окончательный счет команд. “Вещь” продана команде, набравшей большее количество очков и давшей последний ответ.
Если количество очков одинаковое, командам дается дополнительное грамматическое задание (отгадать ребус).
4. Конкурс “Отгадай слово”.
1) Его корень в слове ПИСАТЬ, приставка в слове РАССКАЗАТЬ, суффикс в слове КНИЖКА, окончание в слове ВОДА. (Расписка.)
Его корень в слове ВЯЗАТЬ, приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ, суффикс в слове СКАЗКА, окончание в слове РЫБА. (Завязка.)
2) кто больше всего подберет прилагательных к словам:
Рояль, картофель, тополь, путь, собака.
5. Поэтическая страничка.
С команды проигравшей торги, взимается “комиссионный сбор”.
Участники команды исполняют номер худ. Самодеятельности: песни, частушки, стихи, сценку.
6. Продолжение аукциона.
Ведущий: торги продолжаются.
Имя существительное.
Глагол.
7. Подведение итогов.
Ведущий: все “вещи” проданы. Аукцион завершается. Я благодарю всех участников аукциона, а также гостей, болельщиков, ассистента, за быструю и четкую работу. А сейчас самое приятное – награждение команд – участниц дипломами за участие в “Аукционе знаний по русскому языку”.