Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией, экран, пробирки, вода, твёрдые вещества: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия, нитрат бария, раствор хлорида бария, раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты, концентрированная серная кислота, лучина, сахарная пудра.
Используемые программы: Power Point.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению строения, применения, физических и химических свойств серной кислоты через использование современных образовательных технологий, актуализировать личностный смысл к изучению темы.
Задачи урока.
Образовательные:
- Систематизировать и обобщить, имеющиеся знания о строении молекулы серной кислоты, её физических и химических свойствах. Сообщить новые данные.
- Познакомиться с правилами по технике безопасности во время работы с серной кислотой.
- Рассмотреть области применения серной кислоты.
- Вспомнить, какие реакции называются качественными. Провести практическую работу “Экспериментальные задачи по распознаванию веществ”.
Развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся. Развивать логическое мышление учащихся, внимание, память, речь.
Воспитательные: Формировать научное мировоззрение. Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к предмету. Содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовать взаимопомощь при работе в парах.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка цели и мотивация учебной деятельности (Слайды 2,3,4).
- Изучение новой темы (Слайды 5–15).
- Практическая работа “Экспериментальные задачи по распознаванию веществ” (Слайд 16–18).
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Домашнее задание (Слайд 19).
На данном уроке использовались следующие методы обучения (по Бабанскому Ю. К.):
- Метод формирования интереса к учению;
- Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические;
- Проблемно – поисковые методы;
- Методы контроля.
Методы обучения (по Гузееву В.): репродуктивный, проблемный.
Формы организации обучения: фронтальная (коллективная), парная.
На уроке использовались современные образовательные технологии: проблемное обучение, информационные технологии обучения, игровые технологии.
Слайд. | Содержание деятельности учителя и учеников. |
2. игра “Угадай-ка”. | Учащиеся сами формулируют тему урока в результате игры “Угадай-ка”. |
3. Эпиграф урока. | Учитель зачитывает высказывание Д. И. Менделеева, которое подтверждает значимость изучаемого материала. |
4. План урока. | Ученики самостоятельно формулируют цели, задачи урока, делают записи в тетради. |
5. Строение молекулы серной кислоты. | Вместе с учениками учитель разбирает строение молекулы серной кислоты. Ученики вспоминают понятия “валентность”, “степень окисления”. |
6. Физические свойства. | Учитель демонстрирует колбу с серной кислотой. Напоминает, что это физиологически активное вещество. Яд. Физические свойства серной кислоты хорошо известны ребятам, поэтому задача учителя напомнить и систематизировать имеющиеся знания, а так же привести новые данные. |
7–9. Правила обращения с серной кислотой. | Учитель спрашивает у ребят правила техники безопасности, которые нужно соблюдать во время работы с серной кислотой, а также правила разбавления серной кислоты. Многие ученики ответят верно. Учитель задаёт проблемный вопрос: “Почему именно так разбавляется кислота (т. е. кислота в воду), а не наоборот?”. Ученики выдвигают гипотезы правильного ответа. Учитель напоминает, что плотность воды равна 1 г/мл, а плотность концентрированной серной кислоты – 1, 8 г/мл, т. е. концентрированная серная кислота почти в 2 раза тяжелее воды. В результате растворения кислоты в воде выделяется большое количество тепла. Если добавляют кислоту в воду, то она идёт вниз (т. к. тяжелее) и вся выделяющаяся теплота идёт на нагревание раствора. В случае добавления воды в кислоту, вода как более лёгкая жидкость ко дну не идёт, а остаётся на поверхности. Вода очень быстро закипает и брызги летят в разные стороны. В подтверждении правильного ответа на проблемный вопрос, учитель демонстрирует соответствующие видеофрагменты. |
10–14. Химические свойства серной кислоты. | Учитель вместе с учениками рассматривает химические
свойства серной кислоты. Химические свойства подтверждаются
соответствующими видеофрагментами. Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4. Приложение 5. Ученики записывают уравнения реакций
в тетрадь, уравнивают их, а затем проверяют правильность записи.
Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для
всех кислот.
Концентрированная серная кислота имеет ряд специфических свойств. Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, но в качестве окислителя выступают не ионы водорода, а сера S+6 , входящая в состав кислоты. Именно поэтому, водород никогда не выделяется при взаимодействии металлов с концентрированной серной кислотой. Продукты восстановления зависят как от активности металла, так и от условий протекания реакции (концентрации кислоты, температуры и т. д.). Общая закономерность такова: чем выше активность металла, тем полнее идёт восстановление кислоты, тем ниже степень окисления полученного продукта (тем больше электронов принимает сера). Неактивные металлы (после водорода в ряду активности) восстанавливают серу до ближайшей степени окисления +4. Слайд 13 (Хим. свойство № 8) Учитель сопровождает демонстрацией опытов: обугливание сахарной пудры, обугливание лучины концентрированной серной кислотой. |
15. Применение серной кислоты. | Ученики отвечают на вопрос о том, какие физические и химические свойства серной кислоты лежат в основе её применения в промышленности, в с/х, в военном деле. |
16–18. Практическая работа “Экспериментальные задачи по распознаванию веществ” | Цель работы: опытным путём определить, в какой
пробирке находится каждое из выданных веществ.
Ученики работают в парах. Задания получают по вариантам. В ходе практической работы, ученики вспоминают качественные реакции на соответствующие катионы и анионы, закрепляют качественную реакцию на сульфат – ион. В заключение работы, учащиеся записывают в тетради уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде. Правильность выполнения хода работы ученики проверяют с помощью слайдов 17, 18. В таблице наглядно видны результаты эксперимента. |
19. Домашнее задание. | § 22 до стр. 104 (учебник Габриеляна О. С.) Письменно: стр. 107, в. 3. По желанию: придумать сказку о серной кислоте. Устно ответить на вопросы:
|
Подведение итогов. | Учитель подводит итоги урока. Отмечает работу особо
активных учащихся. Проводит рефлексию. Предлагает учащимся продолжить
предложения.
|
Литература:
- Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии. – М.: ВАКО, 2005.
- Габриелян О. С. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 1999.
- Фельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е. Химия 9 класс. – М.: Просвещение, 1990.
- Газета “Химия”, издательский дом “Первое сентября”, № 22, 2006.
- Образовательная коллекция. Диск “Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без”.