Серная кислота

Разделы: Химия


Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией, экран, пробирки, вода, твёрдые вещества: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия, нитрат бария, раствор хлорида бария, раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты, концентрированная серная кислота, лучина, сахарная пудра.

Используемые программы: Power Point.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению строения, применения, физических и химических свойств серной кислоты через использование современных образовательных технологий, актуализировать личностный смысл к изучению темы.

Задачи урока.

Образовательные:

  • Систематизировать и обобщить, имеющиеся знания о строении молекулы серной кислоты, её физических и химических свойствах. Сообщить новые данные.
  • Познакомиться с правилами по технике безопасности во время работы с серной кислотой.
  • Рассмотреть области применения серной кислоты.
  • Вспомнить, какие реакции называются качественными. Провести практическую работу “Экспериментальные задачи по распознаванию веществ”.

Развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся. Развивать логическое мышление учащихся, внимание, память, речь.

Воспитательные: Формировать научное мировоззрение. Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к предмету. Содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовать взаимопомощь при работе в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности (Слайды 2,3,4).
  3. Изучение новой темы (Слайды 5–15).
  4. Практическая работа “Экспериментальные задачи по распознаванию веществ” (Слайд 16–18).
  5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
  6. Домашнее задание (Слайд 19).

На данном уроке использовались следующие методы обучения (по Бабанскому Ю. К.):

  • Метод формирования интереса к учению;
  • Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические;
  • Проблемно – поисковые методы;
  • Методы контроля.

Методы обучения (по Гузееву В.): репродуктивный, проблемный.

Формы организации обучения: фронтальная (коллективная), парная.

На уроке использовались современные образовательные технологии: проблемное обучение, информационные технологии обучения, игровые технологии.

Слайд. Содержание деятельности учителя и учеников.
2. игра “Угадай-ка”. Учащиеся сами формулируют тему урока в результате игры “Угадай-ка”.
3. Эпиграф урока. Учитель зачитывает высказывание Д. И. Менделеева, которое подтверждает значимость изучаемого материала.
4. План урока. Ученики самостоятельно формулируют цели, задачи урока, делают записи в тетради.
5. Строение молекулы серной кислоты. Вместе с учениками учитель разбирает строение молекулы серной кислоты. Ученики вспоминают понятия “валентность”, “степень окисления”.
6. Физические свойства. Учитель демонстрирует колбу с серной кислотой. Напоминает, что это физиологически активное вещество. Яд. Физические свойства серной кислоты хорошо известны ребятам, поэтому задача учителя напомнить и систематизировать имеющиеся знания, а так же привести новые данные.
7–9. Правила обращения с серной кислотой. Учитель спрашивает у ребят правила техники безопасности, которые нужно соблюдать во время работы с серной кислотой, а также правила разбавления серной кислоты. Многие ученики ответят верно. Учитель задаёт проблемный вопрос: “Почему именно так разбавляется кислота (т. е. кислота в воду), а не наоборот?”. Ученики выдвигают гипотезы правильного ответа. Учитель напоминает, что плотность воды равна 1 г/мл, а плотность концентрированной серной кислоты – 1, 8 г/мл, т. е. концентрированная серная кислота почти в 2 раза тяжелее воды. В результате растворения кислоты в воде выделяется большое количество тепла. Если добавляют кислоту в воду, то она идёт вниз (т. к. тяжелее) и вся выделяющаяся теплота идёт на нагревание раствора. В случае добавления воды в кислоту, вода как более лёгкая жидкость ко дну не идёт, а остаётся на поверхности. Вода очень быстро закипает и брызги летят в разные стороны. В подтверждении правильного ответа на проблемный вопрос, учитель демонстрирует соответствующие видеофрагменты.
10–14. Химические свойства серной кислоты. Учитель вместе с учениками рассматривает химические свойства серной кислоты. Химические свойства подтверждаются соответствующими видеофрагментами. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5. Ученики записывают уравнения реакций в тетрадь, уравнивают их, а затем проверяют правильность записи. Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот.

Концентрированная серная кислота имеет ряд специфических свойств.

Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, но в качестве окислителя выступают не ионы водорода, а сера S+6 , входящая в состав кислоты. Именно поэтому, водород никогда не выделяется при взаимодействии металлов с концентрированной серной кислотой. Продукты восстановления зависят как от активности металла, так и от условий протекания реакции (концентрации кислоты, температуры и т. д.). Общая закономерность такова: чем выше активность металла, тем полнее идёт восстановление кислоты, тем ниже степень окисления полученного продукта (тем больше электронов принимает сера). Неактивные металлы (после водорода в ряду активности) восстанавливают серу до ближайшей степени окисления +4.

Слайд 13 (Хим. свойство № 8) Учитель сопровождает демонстрацией опытов: обугливание сахарной пудры, обугливание лучины концентрированной серной кислотой.

15. Применение серной кислоты. Ученики отвечают на вопрос о том, какие физические и химические свойства серной кислоты лежат в основе её применения в промышленности, в с/х, в военном деле.
16–18. Практическая работа “Экспериментальные задачи по распознаванию веществ” Цель работы: опытным путём определить, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ.

Ученики работают в парах. Задания получают по вариантам.

В ходе практической работы, ученики вспоминают качественные реакции на соответствующие катионы и анионы, закрепляют качественную реакцию на сульфат – ион. В заключение работы, учащиеся записывают в тетради уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде. Правильность выполнения хода работы ученики проверяют с помощью слайдов 17, 18. В таблице наглядно видны результаты эксперимента.

19. Домашнее задание. § 22 до стр. 104 (учебник Габриеляна О. С.)

Письменно: стр. 107, в. 3.

По желанию: придумать сказку о серной кислоте.

Устно ответить на вопросы:

  • Почему концентрированную серную кислоту можно перевозить в стальных цистернах?
  • Зачем иногда зимой между оконными рамами ставят стаканы с серной кислотой?
Подведение итогов. Учитель подводит итоги урока. Отмечает работу особо активных учащихся. Проводит рефлексию. Предлагает учащимся продолжить предложения.
  1. Сегодня на уроке я понял...
  2. С удовольствием выполнял…
  3. Мне было интересно…
  4. Мне было трудно…

Литература:

  1. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии. – М.: ВАКО, 2005.
  2. Габриелян О. С. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 1999.
  3. Фельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е. Химия 9 класс. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Газета “Химия”, издательский дом “Первое сентября”, № 22, 2006.
  5. Образовательная коллекция. Диск “Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без”.