Воспитательное мероприятие. Экскурсия в школьном музее "Русская изба"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить детей с культурой русского народа, с детским фольклором; с русской избой, её убранством, с кухонной утварью.
  2. Создавать условия для проявления творческой активности детей.
  3. Воспитывать любовь к семье, народу, Родине.

Оборудование: Комната – музей “Русская изба”, русские народные костюмы для ведущих.

Ход занятия

1. Встреча гостей с хлебом солью.

Мальчик и девочка, одетые в народные костюмы:

Девочка. Здравствуйте, добры молодцы!

Мальчик. Здравствуйте, красны девицы!

Девочка. Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,

Мальчик.

И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Девочка. Как вы думаете, ребята, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

– О русской избе.

Мальчик. Наши предки создали огромное количество пословиц и поговорок.

(Дети по очереди рассказывают.)

Без хозяина дом – сирота.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Дома стены помогают.

Хозяин весел – и гости рады.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ведущий. А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу:

“Приходите, – говорил – люди добрые, помогите мне избу строить”.

“Непременно придем!” – отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали “рубить избу”. А строили такие избы из деревянных бревен.

На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

2. В избе всегда считали святыми 3 места:

Ученик. Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Само название угла “красный” означает “красивый”, “хороший”, “светлый”.

Ученик. Загадка “Чего из избы не вытащишь?” (Печь.)

Печь – без печи хата не хата. Она служила источником тепла и света .Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

Ведущий. Ребята, а кто знает пословицы о хлебе?

Был бы хлеб, а каша будет…

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Покуда есть хлеб, да вода – все не беда.

Плох обед, коль хлеба нет.

– А я вам свою пословицу скажу:

Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.

Ученик. Стол – это “ божья ладонь”. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Девочка. Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты.

Мальчик. Берестяные туеса использовались как ёмкость для воды. Крестьянин брал их с собой в поле. Вода не только не протекала, но сохранялась холодной и вкусной на протяжении всего дня.

Девочка. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.

3. Утварь, предметы быта.

– Ребята, а отгадайте мои загадки про утварь.

1) Три братца пошли на речку купаться. Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается. (Ведра и коромысло.)

Ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло. Коромысло – дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи.

2) Сама не ест, а людей кормит. (Ложка.)

3) Что в избе за коровьи рога? (Ухват.)

Ухватом хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи.

4)

Недолго жил
Многих кормил;
Упал – пропал,
Никто костей не собрал. (Горшок.)

5)

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (Чугунок).

Даже когда чугунок становился очень старым, его не выкидывали, а чинили. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.

6)

Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Самовар).

Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходились. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом.

7)

Эту обувь не забыли. Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати. У печи оставят… (Лапти).

Лапти – это плетёная обувь, которая крепится к ноге с помощью верёвок – косичек. Плели лапти из липового лыка. Лыко – это тонкий слой мягкой коры. Для 1 пары лаптей нужно было ободрать 3–4 молодых деревца.

8)  Чёрный конь прыгает в огонь. (Кочерга.)

Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли.

9)

Идёт пароход – то взад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.)

Перед вами утюг. Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях, который был во всех дворах.

Вот рубель – в названии чуден, в применении лёгок он.
Гладил с лёгкостью лён, из дерева рублён.

Рубель – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все “соки” выжали. Отсюда пословица: “Не мытьем, а катаньем”.

10)

Стригли, щипали, а после чесали, 
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка.)

Вечерами при свете лучины девушки-подружки собирались в чьей-нибудь избе со своими прялками и куделью (сырьём для прядения) и пряли пряжу.

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  • Прялка не Бог, а рубаху даёт
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
  • Не ленись прясть, хорошо оденешься.

5. Игра.

Девочка. Давайте поиграем в игру. Мы будем вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.

(По очереди девочка, мальчик.)

Очи – глаза
Изба – дом
Рушник – полотенце
Лучина – лампочка
Колыбелька – кроватка
Кушак – пояс
Чугунок – кастрюля
Картуз – кепка

6. Е. Птичкин, М. Пляцковский Песня “Русская изба”.

1. Наши прадеды любовно топором тесали брёвна.
Гвозди крепко забивали, песни громко запевали

Припев:

Ставенки узорные, тонкая резьба.
До чего ж просторная, русская изба!

2. Что избе капризы моды? Что ей годы, непогоды?
В ней хозяевам не тесно и для гостя хватит места.

3. Ухмыляются иные, а изба стоит и ныне.
Не сломалась, не сгорела, лишь немного постарела.

4. Дорожим мы стариною, стала нам она родною.
Вечно прадедов работа будет радовать кого-то.

7. Итоги.

Девочка. Ох, как славно посидели, но пора и меру знать, нам домой пора ступать.

Ведущий. Жаль расставаться. Повеселились мы от души. Спасибо всем!

Мальчик:

Мы делились новостями
Мы старались вас развлечь
Мы прощаемся с гостями
Говоря: “До новых встреч!”