Интегрированный (математика + окружающий мир) урок-путешествие по теме "Закрепление и обобщение пройденного материала"

Разделы: Начальная школа


Класс: 1.

Тип урока: Закрепление и обобщение пройденного материала.

Технологическая карта изучения темы.

Тема Состав чисел в пределах 10.
Цели Образовательные:

1. Закрепить табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 10, умение решать простые задачи на сложение и вычитание; развивать навыки устного счёта, различать равенства и неравенства,
2. Работать над развитием познавательных способностей учащихся; над формированием математических понятий; навыков самостоятельности; развивать умение работать над геометрическим материалом.

Развивающая:

1. Развивать психические качества: мышление, познавательные способности, самостоятельность, волю.

Воспитательная:

1. Воспитывать культуру поведения на уроке при фронтальной и индивидуальной работе, дисциплинированность; интерес к предмету через игру; доброту и милосердие.
2. Прививать культуру здорового образа жизни, правила личной гигиены.

Формировать УУД:

– ЛичностныеУУД: смыслообразование, самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе, установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
– Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, целеполагание; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; контроль, коррекция, оценка действий партнера; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, моделирование, решение проблемы, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

Планируемый результат. Предметные:

Знать: понятия числового ряда, математическую терминологию, понятия: увеличить, уменьшить на…, понятие предыдущего и следующего числа, равенство, неравенство.

Уметь: устно считать, работать над задачами и составными частями, уметь читать выражения и работать с ними, работать в парах.

Личностные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Метапредметные:(развивающие):

  • Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений.
  • Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; для проявления инициативности и самостоятельности.
  • Познавательные: создать условия для формирования навыка работы с учебником и тетрадью.
Основные понятия. Числовой ряд, задача, равенства, неравенства, сумма, разность, увеличить, уменьшить.
Межпредметные связи. ОРКСЭ, окружающий мир.
Ресурсы: Учебник “Математика” 1 класс, Моро УМК “Школа России”, Мультимедиа, демонстрационный и раздаточный материалы.
Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа парами и в группах.
Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Подготовка учащихся к уроку. Организует.

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Прозвенел и смолк звонок Начинается урок.
Вы на парты посмотрите –
Всё в порядок приведите.
А теперь тихонько сели.
И на доску посмотрели.
Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

II. Формулирование темы урока, постановка цели. (3 мин.)

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Сегодня к нам в школу пришло письмо. На конверте написано для учеников 1 класса. Как вы думаете от кого письмо? Давайте прочитаем его.

“Пожалуйста, спасите моих друзей! Они не заботились о своём здоровье и злой колдун перенёс их на планету Грусти.” / Мудрая Сова /

Посмотрите здесь ещё фотография. (Слайд 2) Давайте поможем Сове и её друзьям. Добраться до этой планеты не так-то легко. На пути нам встретятся различные препятствия.

Чтобы преодолеть все трудности, что мы должны уметь? Необходимо будет быстро и правильно решать математические выражения, решать задачи, уметь логически мыслить. Готовы их преодолеть?

В путь – дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь.

Итак, садимся в космический корабль. (Слайд 3)

Проверим готовность к старту.

– Руки? Дети: “На месте!”
– Ноги? Дети: “На месте!”
– Локти? Дети: “У края!”
– Спина? Дети: “Прямая!”

Посмотрите на бортовой компьютер: (слайд 4)

– Запишите сегодняшнее число.

Дайте характеристику этому числу.

Уметь давать характеристику числу

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание.

IV. Закрепление пройденного. (25 мин.)

Цель:
освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности, развитие навыков устного счёта, закрепление понятия числового ряда, проверка знания математической терминологии, проверка понятий: увеличить, уменьшить на…, закрепить понятие предыдущего и следующего числа, развитие логического мышления. Закрепить ЗУН работы над задачами и составными частями. Дифференциированная проверка умения работать над задачей. Закрепление понятий равенство, неравенство, умение читать выражения, работать в парах.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу об уменьшении и увеличении числа на несколько единиц.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Введите код доступа: (математический диктант) Один человек на доску прикрепляет ответы на карточках, остальные работают устно, поднимая карточки.

1.Покажите число, которое следует за числом 6.
2.К задуманному числу прибавили 1 и получили 7. Какое число задумали?
3.Увеличьте? на 1.
4.Первое слагаемое равно 4, а второе слагаемое равно 5. Найдите значение суммы.
5.Уменьшите 8 на 3.
6. На сколько 8 больше 4.
7.Покажите предшествующее число
4.
8.Какое число находится между числами 3 и 1
9. Покажите наименьшее двузначное число.

– Прочитай получившийся ряд чисел.

7 6 8 9 5 4 3 2 10

– На какие группы можно разбить числа? (Чётные и нечётные, однозначные и двузначные, круглые и некруглые.)
– Назовите самое маленькое число? Большое?
– Что, значит, увеличить “на”?
– Что, значит, уменьшить “на”?
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
– Каким знаком обозначают “прибавить”, “отнять”?
– Как называется действие, которое обозначается с помощью знака “+”, “–”?
– Как называются числа при сложении?
– Запишите, получившийся ряд чисел в порядке возрастания.
– Увеличь каждое из чисел числового ряда на 2.
– Прочитайте получившийся ряд чисел.
– Уменьши каждое число на 3.
– Прочитайте получившийся ряд чисел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

– Вспомните правило: увеличивая число на 1 , мы получаем следующее число, а уменьшая на 1 –предыдущее.
– Каждое из чисел дополни до 10.
– Прочитайте получившийся ряд чисел.

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Код принят, пристегните ремни, приготовьтесь к запуску.

Считаем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, пуск.

Знать понятия: следующее и предыдущее число, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, названия компонентов при сложении.

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

V. Контролирующее задание. (12 мин.)

Цель:
– осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.

Физкультминутка.

Мы в космическом пространстве, (слайд 5), а пока мы летим, определите последовательность нашего путешествия. Винни – Пух находится дальше Кролика, но ближе ослика Иа. Кто ближе всех?

Вывод промежуточный: Что мы смогли вспомнить пока находились в полёте?

Внимание, мы подлетаем к планете “ Грусти”, приготовится к приземлению.

Ф.: Один – плечи подняли, два – лопатки свели, три – плечи опустили.

Отправляемся к Кролику. Мы сможем его освободить, если справимся с заданием. Необходимо решить 5 задач. (Один ученик на доске записывает.)

Но прежде вспомним, из каких компонентов (частей) состоит задача.

(Дети называют, учитель вывешивает названия компонентов, из которых состоит задача.)

УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ

ОТВЕТ

– А любой ли текст математического содержания можно назвать задачей?

(Нет, не любой.)

1) Чтобы сохранить зрение Кролик съел 9 морковок, а перца на 3 меньше. Сколько перца съел Кролик?

2) Кролик в понедельник делал 2 раза гимнастику для глаз, а во вторник на 7 раз больше. Сколько раз проделал зарядку для глаз во вторник Кролик?

3) Вчера Кролик смотрел телевизор 4 часа, а сегодня 5 часов. Сколько всего часов смотрел телевизор Кролик?

4) На полке было 8 книг .6 книг Кролик прочитал лёжа на диване. Сколько книг ему осталось прочитать?

5) Кролик сидел на расстоянии 3 метров от телевизора. А Пятачок – на расстоянии 8 метров. На сколько дальше сидел Пятачок, чем Кролик?

(Взаимопроверка, слайд 6.)

Какие правила, Кролик не соблюдал? Чего нельзя делать. (Слайдт7)

– Читать лёжа и в транспорте.
– Смотреть близко телевизор и много времени.
– Тереть глаза грязными руками.
– Смотреть на яркий свет.

Давайте покажем, какую гимнастику можно делать для глаз.

Ф.: Зажмурьте глаза, а потом откройте. Повторите 5 раз. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо –вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

Кролик: “Спасибо, ребята, я здоровье сберегу сам себе я помогу”. (Слайд 8)

Вывод промежуточный: Чем мы помогли Кролику, и что мы вспомнили?

Теперь мы отправляемся к Винни-Пуху.

Винни-Пух, придя в гости к Кролику за завтраком съел 6 банок мёда, а в обед 3 банки. В результате он не смог пролезть в дверь.

– Это задача? Почему? Поставьте вопрос и решите задачу.

1-й ряд – самостоятельно записывают условие, вопрос, решение, ответ.

2-й ряд – дана краткая запись, надо поставить вопрос, решить и записать ответ.

3-й ряд – дана краткая запись, поставлен вопрос, надо записать решение и ответ.

(Проверка осуществляется при помощи Слайда 9.)

Почему Винни-Пух не смог пролезть в дверь? Какие правила питания должны все помнить? (Слайд 10)

– Главное – не переедайте.
– Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу.
– Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.

Винни-Пух. “Спасибо, ребята, я всё понял.”

“Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. “ (Слайд 11)

Ну а теперь отправляемся к ослику Иа.

На доске записаны выражения на листах бумаги.

2+3*8–4
с10–10=
0 3+3=
е 10–7=
н1+3 =
т 10–0=
и 5+2=
а10 – 5=
8-5* 6-2
р3+5=

На какие группы мы их можем разделить: равенства и неравенства, +, – (распределили в 3 столбика, переложив листы) Прочитайте выражения всеми возможными способами. А теперь вы будете работать в парах. Найдите значения этих выражений, запишите получившийся числовой ряд и подставьте буквы. У вас получится слово.

4 5 0 10 8 6 3 4 7 3

Почему такое слово у вас получилось? Почему ослик Иа оказался на этой планете?

Можно ли сделать так, чтобы настроение всегда было хорошим? (начинать день надо с улыбки и самонастроя).

Психологическая зарядка.

Давайте сделаем так, чтобы каждый из нас превратился в солнышко с лучиками хорошего настроения. Вспомните тёплые, хорошие слова. Подняли руки вверх, говорим тёплое слово, распрямив ладошки с пальчиками.(мама и пальчиками пошевелили). Руки в стороны, повторили за мной слово и пошевелили пальчиками. Опустили вниз руки , сказали слово и пошевелили пальчиками. А теперь снизу вверх поднимаем наши лучики , согревая всех своим теплом.

“Грубых слов не говорите только добрые дарите”. (Слайд 12)

Повторение терминов “задача”, “условие задачи” и “требование задачи”

Понимание смысла терминов “задача”, “условие задачи” и “требование задачи”.

Самостоятельное составление текста задачи с использованием рисунка.

Сравнение двух текстов и определение текста задачи.

Самостоятельное составление требований к данным условиям и условий к требованиям.

Умение выделить условие и требование задачи.

Умение дополнить рисунок числами.

Совершенствование вычислительных навыков

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Цели:
– соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

(Что получилось, что не получилось и почему.)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию.

– Оцените себя, при помощи карточек (солнышко и тучка).
– Что мы сегодня на уроке вспомнили?
– Какие правила сохранения здоровья вы узнали?

4. Домашнее задание (дифференцированное)

(Слайд 14)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.