Когда поет душа

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: сформировать у учащихся представление о понятии “счастье”, воспитать ценностное отношение к счастью, бережному отношению к этому чувству; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; воспитывать чувство прекрасного.

Задачи:

  1. помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие “счастье” применительно к самому себе,
  2. выработать “правила счастливого человека”.

Форма проведения: интерактивная беседа.

Ход встречи

Знакомство с аудиторией – 2 минуты.

Нота первая: ассоциативный ряд “Счастливые люди”3 минуты.

Нота вторая: экспресс-тест “Уровни счастья” - 5 минут.

Нота третья: тренинг “Прикоснись к своему счастью” – 3 минуты.

Нота четвертая: “Закон Улыбки” – 5 минут.

Нота пятая: рефлексия “Цветок счастья”– 5 минут.

Нота шестая: “Правила счастливого человека” – 2 минуты.

Нота седьмая: заключительная “Поделимся своим счастьем” – 5 минут.

-------------------

30 минут.

Содержание классного часа:

1. Знакомство с аудиторией. ___ 2 минуты.

Презентация. Слайд 1.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на своих бейджиках вы принесли с собой сюда радугу весеннего настроения. Зеленый цвет – цвет оптимизма, жизни; зелень символизирует расцвет, пробуждение природы. Синий – цвет неба, свободы, стремления ввысь. Алый связан с мечтой, романтикой. А желтый – это солнышко, тепло, которое согревает нас. Нам сегодня очень понадобиться хорошее, светлое настроение, чтобы наша встреча прошла в тёплой, непринуждённой обстановке.

Чтобы создать позитивный настрой, давайте возьмемся за руки и частичкой своего тепла поделимся друг с другом. Давайте улыбнёмся и пусть наши улыбки говорят о том, что мы рады видеть друг друга. Спасибо!

2. Нота первая: ассоциативный ряд _____ 3 минуты.

Слайд 2.

Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран и скажите, о чём эти картинки?

(Возможные ответы детей: счастливая семья, дружба, радость от творчества, победы…) А можно назвать всех этих людей счастливыми? В чём их счастье?

Ребята, а вы считаете себя счастливыми людьми? А почему?

Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? (О счастье.)

Друзья мои, бывает ли у вас такое состояние, когда “душа поёт”? А отчего она поёт? Потому что в этот момент вы ощущаете себя счастливыми. Значит, счастье – это песня души. И сегодня мы вместе с вами пройдём по нотам этой удивительной песни. Ведь когда мы счастливы, нам хочется петь.

3. Нота вторая: Экспресс-тест “Уровни счастья” 5 минут.

Ребята, а вам хотелось бы стать абсолютно счастливыми людьми? Это естественное желание каждого человека. В течении жизни понятие о счастье меняется. Давайте подумаем, какие ступени нужно пройти человеку, чтобы добраться до вершины счастья. Ученые-психологи определяют пять уровней счастья. Слайд 3.

Скажите, когда ребёнок появляется на свет, это счастье? (1-ая ступень – удовлетворённость самим фактом существования.)

А вам доставляет счастье подарок, о котором вы давно мечтали? (2-ая ступень – удовлетворённость материальными благами.)

Ребята, а вам доставляет радость встреча с друзьями, общение с родными, получаете ли вы удовольствие, помогая другим людям? (3-я ступень – удовлетворённость от общения с другими людьми.)

Вы взрослеете, чему-то учитесь, набираетесь жизненного опыта, что-то уже можете создавать, творить. Вы испытываете от этого счастье? (4-я ступень – удовлетворённость в момент творчества.)

В будущем вы станете самостоятельными людьми, сможете отвечать не только за себя, но и брать на себя ответственность за других людей, найдёте свою вторую половину. Какой след вы оставите на Земле после себя? (5-я ступень, высший уровень счастья – умение делать счастливыми других людей, приносить пользу обществу.)

Определите, на какой ступени лестницы счастья находитесь вы на данном этапе вашей жизни. (Рассуждения и ответы участников.)

Ребята, давайте подумаем, какие качества должен развивать в себе человек, чтобы достичь верхней ступеньки счастья? А какие черты характера мешают нам жить в мире и согласии с другими людьми, а значит, мешают нашему счастью? На экране вы видите изображение человека. Слайд 4.

Перед вами карточки с названиями качеств характера. Какие из них ему нужно взять с собой в дорогу на пути к счастью, чтобы достичь самой верхней его ступеньки? Необходимые для этого качества положите в его дорожный чемодан. А качества, мешающие стать счастливым, поместите в контейнер для мусора.

трусость терпение злоба равнодушие целеустремлённость
смелость честность лживость трудолюбие жадность
отзывчивость доброта завистливость высокомерие бескорыстие

Ребята определяют качества, которые понадобятся человеку, и прикрепляют карточки на доску (на чемодан и мусорный контейнер).

Итак, посмотрим, с каким багажом наш герой отправится в путь по дороге счастья. А что может послужить препятствием на этом пути? (Дети озвучивают результат выполненного задания.)

4. Нота третья: тренинг “Прикоснись к счастью” 3 минуты.

Слайд 5.

Ребята, а как наш герой узнает, что встретил счастье? Какое оно? Ведь счастье невидимо и неосязаемо. А давайте пофантазируем и представим, если бы счастье было видимым, как бы оно могло выглядеть, на что бы оно было похоже?

Я буду задавать вам вопросы, а вы – отвечать. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы на цветочной поляне в тёплый летний день под лучами ласкового солнца. Вокруг порхают бабочки, поют птицы. Вы идёте навстречу счастью. Протяните к нему руки и дотроньтесь до него. Опишите его. Только после того, как вы ответите на мои вопросы, я вас попрошу открыть глаза.

Какого размера счастье?

Какой оно формы?

Какого оно цвета?

Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

Какой оно излучает аромат?

Какое оно на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

(Определения учащихся записываются на доске, затем делается вывод по большим вариантам ответов, например, Счастье – круглой формы, желтое, сладкое на вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое и т.д.)

Это, конечно, наши фантазии. А на самом деле, когда счастье с нами, мы это чувствуем, ощущаем всей душой.

5. Нота четвёртая: “Закон Улыбки”_____________________________ 5 минут.

А как, по-вашему, выглядит счастливый человек? (Предположительные ответы.)

Счастливый человек заметно отличается от окружающих – он у-лы-ба-ет-ся, он “светится”, у него душа поёт от счастья. Все, за что он берется, у него получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливыми.

А теперь отгадайте, о чем идет речь?

– Она ничего не стоит, но многое дает.
– Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда.

(Улыбка.)

У психологов всего мира есть свой кодекс: "Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам”. А вы слышали про “Закон Улыбки”? Кому дарят улыбку, тот становится богаче, но тот, кто дарит, не становится беднее.

А вы знаете, что смех даже продлевает жизнь? Слайд 6.

Это уже давно доказано учеными. Минута смеха продлевает жизнь на 5 минут, а заразительный смех в течение пяти минут продлевает жизнь на полчаса.

Смех успокаивает нервы. Смех для организма приравнивается к прогулке по лесу.

Смех улучшает фигуру. Десять–пятнадцать минут смеха сжигают столько калорий, сколько бы вы сожгли на 30-минутной тренировке в спортзале.

В общем, смейтесь на здоровье, и веселых радостных вам улыбок!!!

А чтобы проверить, как действует “Закон Улыбки” на самом деле и улучшить настроение, предлагаю вам посмотреть очень позитивный ролик, который так и называется “Улыбнись!”

Слайд 7.

6. Нота пятая: Рефлексия – “Цветок счастья” _________ 5 минут.

Слайд 8.

А сейчас я хочу предложить вам выполнить творческое задание. Каждый из вас создаст свой “Цветок счастья”. Возьмите лист бумаги и в центре листа нарисуйте круг или овал – это будет сердцевина цветка. Сделайте в ней надпись: “Я счастлив, когда...”. А вокруг этой сердцевины нарисуйте лепестки, в которых запишите продолжение предложения. Можно использовать фломастеры разных цветов, чтобы ваш цветок счастья был похож на сказочный цветик-семицветик.

(Учащиеся выполняют творческое задание. По окончании работы желающие озвучивают результат своей работы. Подводится итог: как вы видите, ребята, у каждого своё понимание счастья, но многие из вас сходятся во мнении, что человек счастлив тогда, когда его любят, уважают, понимают и т.д.)

7. Нота шестая: “Правила счастливого человека” _________ 2 минуты.

Я думаю, что из всего услышанного и увиденного сегодня мы можем с вами вывести ПРАВИЛА СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Что нам необходимо делать, как нужно себя вести, чтобы быть счастливыми, жить в ладу с окружающими нас людьми, чтобы наша душа всегда пела от счастья? (Дети формулируют правила.)

Друзья мои, оказывается, мы не изобрели ничего нового. Эти правила стары, как мир, они передаются из поколения в поколение уже тысячи лет. Вот они.

Слайд 9.

– Делай добро! Умейте дарить людям радость!
– Люби и прощай людей!
– Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
– Найди свой смысл жизни.
– Живи в гармонии с природой.
– Береги мир на земле.

Чтобы быть счастливыми, мы всегда должны придерживаться этих нравственных норм жизни.

А сейчас разрешите поделиться с вами оригинальным рецептом счастья:

“Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.” (И. Беляева)

Это рецепт вы найдёте в буклетах, которые лежат перед вами на столах.

Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.

8. Нота седьмая: “Поделимся своим счастьем!”_____ 5 минут.

Друзья мои, я сегодня стала чуточку счастливее от знакомства с вами. Я вам желаю, чтобы ваша душа всегда пела от счастья.

Ваше тело, как и этот шарик, сосуд для счастья, от того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваше счастье. Возьмите шары. Надуйте их, мысленно отправляя с со струёй воздуха свои пожелания счастья.

Подумайте, с кем бы вы хотели поделиться своим счастьем.

Учащиеся надувают шары. (Клип “По дороге к счастью”.) Слайд 10.

Что вы сделаете со своим счастьем?

Каждый сам распоряжается своим счастьем: может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку. Но помните, что даря счастье близким, вы обретает больше. Ведь добро, отданное вами, вернется к вам в большем объёме.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.