Актуальность работы.
Всеобщее обязательное образование нуждается в переходе от технологий группового моновариантного обучения к поливариантному обучению с учетом различных способностей и психологических особенностей учащихся.
Особого внимания требует проблема низкой мотивации к школьному образованию среди молодежи. Эта ключевая задача всего современного общества. Несмотря на то, что сейчас больше используется в системе образования привлекательных средств (красочные учебники, видео– и аудиоматериалы и т.д.), доля школьников, испытывающих тягу к обучению, к овладению сложными знаниями и навыками, недопустимо мала. Изложенные противоречия определили проблему методики обучения в новых условиях ФОГС – определить наиболее эффективные методические условия, современные педагогические технологии, которые позволят достигнуть качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития с помощью новых механизмов. Введение системно-деятельностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога. Системно-деятельностный подход как основная методологическая доминанта ФГОС. Организация образовательного процесса в соответствии с новыми стандартами образования позволяет определить оптимальные условия для совершенствования приемов современных педагогических технологий с целью реализации системно-деятельностным подхода в обучении биологии.
В своем опыте по формированию у учащихся информационных компетенций я применяла работу с учебником. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении, а также поливариантность изучаемого материала. Я приведи пример самостоятельной работы учащихся с учебной книгой, инструктивными картами, рисунками, схемами и мультимедийной интерактивной доской.
Задачи урока:
- Изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, изучить классификацию и многообразие амфибий, выяснить значение их в природе.
- Формировать информационную компетенцию, умение работы с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией.
- Продолжит формировать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, аргументировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, использовать дополнительные источники информации.
Оборудование: Влажные препараты, таблицы, инструктивные карты, рисунки с изображением земноводных, скелет лягушки, слайды , интерактивная мультимедийная доска .
План урока.
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в парах. Работа с
инструктивной картой.
3. Закрепление первичных знаний. Работа со схемами, рисунками, текстом учебника.
4. Закрепление. Рефлексия. Обсуждение. Работа с тестами учебника.
5. Подведение итогов. Выводы .Оценка урока.
6. Инструктаж домашнего задания.
А. Внимательно рассмотрите рисунки на стр.51(Учебник 7класс Н.И.Сонин) и составьте схему. Запишите в тетрадь.
| Класс Земноводные | ||
| Отряд................. | Отряд.................. | Отряд................... |
| Представители: | Представители: | Представители: |
Работа в паре. Самостоятельная работа учащихся с текстом и инструктивной картой. Умение выделять в тексте основные предложения, подтверждающие основные мысли, развивать логического мышление, использовать полученные знания для решения учебных задач, способствует приобретению учащимися навыков получения, приобретения и представления научных знаний как в письменной так и устной форме, способствование приобретению навыков продуктивной совместной работы.
Б. Прочитайте текст учебника стр. 49–50, 52–53. (Строение земноводных, кожа, органы чувств.) Обсудите и подчеркните правильные варианты ответов: (Работа с инструктивной картой и тексом учебника.)
1. От каких позвоночных животных произошли земноводные? (От ланцетника, хрящевых рыб, рыбообразных предков, кистеперых рыб.)
2. Какие первые древние амфибии жили в водоемах и могли передвигаться на большие расстояния на суше? (Тритоны, саламандры, стегоцефалы.)
3. Из каких отделов состоит тело земноводных?
а) Головогрудь и брюшко;
б) голова-туловище-хвост,
в) голова– туловище– хвост– две пары конечностей.
4. Какие особенности имеет кожа земноводных?
а) Кожа слизистая ,покрытая костной чешуей;
б) кожа голая, очень богатая многочисленными железами, выделяющими слизь.
5. Каково значение кожной слизи?
а) Предохраняет от иссушения;
б) участвует в газообмене при кожном дыхании;
в) обладает бактерицидными свойствами;
г) предохраняет от проникновения патогенных микроорганизмов;
д) защищает ядовитыми железами от хищников.
6. Какие особенности строения имеют глаза?
а) Уплощенный хрусталик;
б) подвижные веки;
в) третье веко;
г) выпуклая роговица;
д) линзовидный хрусталик.
7. Какое значение имею органы зрения в жизни амфибий?
а) Видеть только на близком расстоянии;
б) видеть на далеком расстоянии;
в) видеть неподвижные предметы;
г) видеть двигающие предметы;
д) участвуют в глотании пищи.
8. Как устроены органы слуха у земноводных?
а) Проще, чем у рыб;
б) сложнее, чем у рыб;
в) есть барабанная перепонка;
г)есть среднее ухо;
д) есть внутреннее ухо.
9. Какие органы чувств имеются у амфибий? (Органы зрения, орган слуха, обонятельные капсулы, боковая линия.)
10. На основании вышеизложенного сделайте вывод! (Работа в паре.)
В. Прочитайте текст учебника стр.50, 51 (Учебник 7 класс Н.И.Сонин). (Скелет, мышечная система.)
Ответьте на вопросы:
1. Какое строение имеют мышцы земноводных ? В чем отличие развития мускулатуры земноводных, по сравнению с рыбами? Почему?
Г. На стр. 53 (Учебник 7 класс Н.И.Сонин) рассмотрите схему скелета лягушки.
| Решите первую задачу | Из каких отделов состоит скелет лягушки ? |
| Решите вторую задачу | Запишите отделы скелета в тетрадь. |
Запишите отделы скелета лягушки в тетрадь.
1. Череп.
2. Позвоночник (шейный отдел, туловищный, кресцовый и хвостовой).
3. Плечевой пояс (лопатка).
4. Верхние конечности:
а. – плечо;
б. – предплечье;
в. – кисть.
5. Пояс задних конечностей – две повздошные (тазовые) кости и уростиль.
6. Задние конечности:
а. – бедро;
б. – голень;
в. – стопа.
Д. Работа с текстом учебника. Выделить основные идеи автора учебника. Умение учащихся устанавливать связи между отдельными фрагментами текста.
Прочитайте текст учебника о пищеварительной системе на стр. 54–55.
Рассмотрите рисунки на стр. 54–55. (Учебник 7класс Н.И.Сонин.)
Рассмотрите схему пищеварительной системы лягушки. Умение соотносить прочитанное в тексте со схемой рисунка. (Схема также на слайде.)
Укажите цифрами названия частей пищеварительной системы лягушки.
| 1.Ротовая полость.
3. Глотка. 2. Липкий язык. 4. Ротоглоточная полость. 6. Кишечник. 5. Желудок. 7. Поджелудочная железа. 8. Печень. 9. Клоака. |
![]() |
Е. Работа в группах. Умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать. Умение применять полученную информацию. Вариант № 1.
Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят. К каждому элементу первого столбца подбери соответствующий элемент из второго столбца и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
| Признак животного | КЛАСС |
| А – Дышат при помощи легких и кожи. Б – Дышат растворенным в воде кислородом. В – Сердце двухкамерное. Г – Сердце трехкамерное. Д – В сердце протекает венозная кровь. Е – Кровь в сердце смешивается. |
1. – РЫБЫ 2. – ЗЕМНОВОДНЫЕ |
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Работа в группах. Вариант 2.
Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят. К каждому элементу первого столбца подбери соответствующий элемент из второго столбца и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
| Признак животного | КЛАСС |
| А – Подвижные веки. Б – Выпуклая роговица и линзовидный хрусталик. В – Орган слуха в задних костях черепа. Г – Барабанная перепонка. Д – Мышцы сегментированы Z-образно. Е – Мышцы дифференцированы. |
1. – РЫБЫ 2. – ЗЕМНОВОДНЫЕ |
| А | Б | В | Г | Д | Е |
При проверки полученных знаний в итоги урока так же включены все компоненты содержания темы. Эта проверка может быть осуществлена как в устной так и письменной форме. При обсуждении “верно” или “неверно” в устной форме у учащихся формируются , не только информационная , но и коммуникативная, ценностно-смысловая и учебно-познавательная компетенции .
Ж. Закрепление темы – работа у интерактивной мультимедийной доски : построить системы внутренних органов. (Уроки биологии Кирилла и Мефодия животные 7 класс – Виртуальная школа.)
Самопроверка знаний по теме: “Земноводные”.
Из предложенных вариантов выберите номера правильных ответов:
Земноводные имеют особенности строения и жизнедеятельности:
- Постоянная температура тела.
- Непостоянная температура тела.
- Обитают только на суше.
- Обитают только в воде.
- Обитают в воде и на суше.
- Кожа голая, покрытая чешуей.
- Кожа голая, слизистая.
- Передние и задние ноги развиты примерно одинаково.
- Размножаются на суше.
- Размножаются в воде.
- Дыхание при помощи жабр.
- Дыхание при помощи легких.
- Дыхание при помощи легких и кожи.
- Один круг кровообращения.
- Два круга кровообращения.
- Сердце двухкамерное.
- Сердце трехкамерное.
- Есть слюнные железы.
- Кишечник, мочеточники и семенные каналы открываются в клоаку.
- От головного мозга отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.
- Есть поджелудочная железа.
- Кишечник, мочеточники и семенные каналы открываются в клоаку.
- От головного мозга отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.
Номера правильных ответов: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23.
Итоги урока: самооценка учащихся – поставь себе оценку за работу на уроке: 5 – отлично – я работал активно, правильно ответил на вопросы самопроверки (ошибка одна); 4 – хорошо – я работал хорошо, но есть некоторые неточности , ошибок при самопроверки от двух до 3-х; 3 – удовлетворительно – я работал не активно, ошибок при самопроверке более 4-х и менее 6.
Дополнительная информация.
Забота о потомстве.
Для целого ряда видов земноводных характерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом:
1. Строительство гнезд (или использование других убежищ) для икры.
| Гнездо филломедузы. (Из Наумова, 1982.) |
Гнездо квакши-кузнеца. (Из Наумова, 1982.) |
![]() |
|
Например, южноамериканские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.
Самка цейлонского рыбозмея, обвившая икринки (из Наумова, 1982).
Самка цейлонского рыбозмея устраивает гнездо из собственного тела, обвивая икринки, отложенные в норе. Выделениями кожных желез, самка предохраняет икринки от высыхания.

Тип Хордовые 140 Класс Земноводные.
2. Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.
- У жабы повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.
- Самка сумчатой квакши вынашивает икру в выводковой сумке.
- Самец лягушки ринодермы Дарвина вынашивает икринки в голосовом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.
Самец жабы повитухи с кладкой икры.
Самка сумчатой квакши.
Самец ринодермы Дарвина (голосовой мешок дан в разрезе).

Пипа суринамская.
- У пипы суринамской яйца (икринки ) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.
Подобная забота о потомстве вызвана прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.

3. Живородность.
Известна для хвостатых (например, альпийская саламандра), некоторых безногих и бесхвостых (например, некоторые пустынные жабы).
Тип Хордовые.
141
Класс Земноводные.
Происхождение земноводных
По теории академика И.И. Шмальгаузена, земноводные, а следовательно и все наземные позвоночные, произошли от древних пресноводных кистеперых рыб. Промежуточная форма между рыбами и земноводными поучила название ихтиостеги, а древнейшие земноводные объединяются в группу стегоцефалов.
Кистеперая рыба, живущая в девоне (палеозойская эра) (из Наумова, Карташева, 1979).

От рыб к амфибиям.


Ихтиостега: скелет и реконструкция внешнего вида.
(Из Наумова, 1982.)
Тип Хордовые.
142
Класс Земноводные.
Многообразие земноводных.
Отряд безногие (приблизительно 60 видов) Представители отряда безногих конечности утратили вторично.
| Кольчатая червяга. | Цейлонский рыбозмей. |
![]() |
|
Отряд бесхвостые (около 2100 видов).

1 – Жерлянка краснобрюхая;
2 – Пипа;
3 – Квакша обыкновенная;
4 – Лягушка прудовая;
5 – Яванская летающая лягушка;
6 – Лягушка остромордая;
7 – Жаба серая;
8 – Жаба зеленая;
9 – Сумчатая квакша.
Выводы. Итоги урока. Оценка урока.
Инструктаж домашнего задания. Д\З стр. 50–53.
Литература
- Учебник В.Б.Захаров, Н.И.Сонин “Биология многообразие живых организмов” ИЗД.ОАО “Московские ученбники “Дрофа” 2008 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки биологии” животные 7 класс 2011 г.
- Учебник биологии часть вторая – Изд.”Вентана-Граф Московские учебники”. 2011 г.
- Лернер Г. И. “Педагогическая теория современному учителю”. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005. МИОО, 2009.
- И.А.Зимняя. Статья “Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования”. // Интернет-журнал "Эйдос".
- В.Пичугина. Статья “Компетентностный подход в технологическом образовании”.
- Журнал “Школа и производство” № 1. 2006 г.


