Актуальность работы.
Всеобщее обязательное образование нуждается в переходе от технологий группового моновариантного обучения к поливариантному обучению с учетом различных способностей и психологических особенностей учащихся.
Особого внимания требует проблема низкой мотивации к школьному образованию среди молодежи. Эта ключевая задача всего современного общества. Несмотря на то, что сейчас больше используется в системе образования привлекательных средств (красочные учебники, видео– и аудиоматериалы и т.д.), доля школьников, испытывающих тягу к обучению, к овладению сложными знаниями и навыками, недопустимо мала. Изложенные противоречия определили проблему методики обучения в новых условиях ФОГС – определить наиболее эффективные методические условия, современные педагогические технологии, которые позволят достигнуть качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития с помощью новых механизмов. Введение системно-деятельностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога. Системно-деятельностный подход как основная методологическая доминанта ФГОС. Организация образовательного процесса в соответствии с новыми стандартами образования позволяет определить оптимальные условия для совершенствования приемов современных педагогических технологий с целью реализации системно-деятельностным подхода в обучении биологии.
В своем опыте по формированию у учащихся информационных компетенций я применяла работу с учебником. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении, а также поливариантность изучаемого материала. Я приведи пример самостоятельной работы учащихся с учебной книгой, инструктивными картами, рисунками, схемами и мультимедийной интерактивной доской.
Задачи урока:
- Изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, изучить классификацию и многообразие амфибий, выяснить значение их в природе.
- Формировать информационную компетенцию, умение работы с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией.
- Продолжит формировать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, аргументировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, использовать дополнительные источники информации.
Оборудование: Влажные препараты, таблицы, инструктивные карты, рисунки с изображением земноводных, скелет лягушки, слайды , интерактивная мультимедийная доска .
План урока.
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в парах. Работа с
инструктивной картой.
3. Закрепление первичных знаний. Работа со схемами, рисунками, текстом учебника.
4. Закрепление. Рефлексия. Обсуждение. Работа с тестами учебника.
5. Подведение итогов. Выводы .Оценка урока.
6. Инструктаж домашнего задания.
А. Внимательно рассмотрите рисунки на стр.51(Учебник 7класс Н.И.Сонин) и составьте схему. Запишите в тетрадь.
Класс Земноводные | ||
Отряд................. | Отряд.................. | Отряд................... |
Представители: | Представители: | Представители: |
Работа в паре. Самостоятельная работа учащихся с текстом и инструктивной картой. Умение выделять в тексте основные предложения, подтверждающие основные мысли, развивать логического мышление, использовать полученные знания для решения учебных задач, способствует приобретению учащимися навыков получения, приобретения и представления научных знаний как в письменной так и устной форме, способствование приобретению навыков продуктивной совместной работы.
Б. Прочитайте текст учебника стр. 49–50, 52–53. (Строение земноводных, кожа, органы чувств.) Обсудите и подчеркните правильные варианты ответов: (Работа с инструктивной картой и тексом учебника.)
1. От каких позвоночных животных произошли земноводные? (От ланцетника, хрящевых рыб, рыбообразных предков, кистеперых рыб.)
2. Какие первые древние амфибии жили в водоемах и могли передвигаться на большие расстояния на суше? (Тритоны, саламандры, стегоцефалы.)
3. Из каких отделов состоит тело земноводных?
а) Головогрудь и брюшко;
б) голова-туловище-хвост,
в) голова– туловище– хвост– две пары конечностей.
4. Какие особенности имеет кожа земноводных?
а) Кожа слизистая ,покрытая костной чешуей;
б) кожа голая, очень богатая многочисленными железами, выделяющими слизь.
5. Каково значение кожной слизи?
а) Предохраняет от иссушения;
б) участвует в газообмене при кожном дыхании;
в) обладает бактерицидными свойствами;
г) предохраняет от проникновения патогенных микроорганизмов;
д) защищает ядовитыми железами от хищников.
6. Какие особенности строения имеют глаза?
а) Уплощенный хрусталик;
б) подвижные веки;
в) третье веко;
г) выпуклая роговица;
д) линзовидный хрусталик.
7. Какое значение имею органы зрения в жизни амфибий?
а) Видеть только на близком расстоянии;
б) видеть на далеком расстоянии;
в) видеть неподвижные предметы;
г) видеть двигающие предметы;
д) участвуют в глотании пищи.
8. Как устроены органы слуха у земноводных?
а) Проще, чем у рыб;
б) сложнее, чем у рыб;
в) есть барабанная перепонка;
г)есть среднее ухо;
д) есть внутреннее ухо.
9. Какие органы чувств имеются у амфибий? (Органы зрения, орган слуха, обонятельные капсулы, боковая линия.)
10. На основании вышеизложенного сделайте вывод! (Работа в паре.)
В. Прочитайте текст учебника стр.50, 51 (Учебник 7 класс Н.И.Сонин). (Скелет, мышечная система.)
Ответьте на вопросы:
1. Какое строение имеют мышцы земноводных ? В чем отличие развития мускулатуры земноводных, по сравнению с рыбами? Почему?
Г. На стр. 53 (Учебник 7 класс Н.И.Сонин) рассмотрите схему скелета лягушки.
Решите первую задачу | Из каких отделов состоит скелет лягушки ? |
Решите вторую задачу | Запишите отделы скелета в тетрадь. |
Запишите отделы скелета лягушки в тетрадь.
1. Череп.
2. Позвоночник (шейный отдел, туловищный, кресцовый и хвостовой).
3. Плечевой пояс (лопатка).
4. Верхние конечности:
а. – плечо;
б. – предплечье;
в. – кисть.
5. Пояс задних конечностей – две повздошные (тазовые) кости и уростиль.
6. Задние конечности:
а. – бедро;
б. – голень;
в. – стопа.
Д. Работа с текстом учебника. Выделить основные идеи автора учебника. Умение учащихся устанавливать связи между отдельными фрагментами текста.
Прочитайте текст учебника о пищеварительной системе на стр. 54–55.
Рассмотрите рисунки на стр. 54–55. (Учебник 7класс Н.И.Сонин.)
Рассмотрите схему пищеварительной системы лягушки. Умение соотносить прочитанное в тексте со схемой рисунка. (Схема также на слайде.)
Укажите цифрами названия частей пищеварительной системы лягушки.
1.Ротовая полость.
3. Глотка. 2. Липкий язык. 4. Ротоглоточная полость. 6. Кишечник. 5. Желудок. 7. Поджелудочная железа. 8. Печень. 9. Клоака. |
Е. Работа в группах. Умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать. Умение применять полученную информацию. Вариант № 1.
Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят. К каждому элементу первого столбца подбери соответствующий элемент из второго столбца и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Признак животного | КЛАСС |
А – Дышат при помощи легких и кожи. Б – Дышат растворенным в воде кислородом. В – Сердце двухкамерное. Г – Сердце трехкамерное. Д – В сердце протекает венозная кровь. Е – Кровь в сердце смешивается. |
1. – РЫБЫ 2. – ЗЕМНОВОДНЫЕ |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Работа в группах. Вариант 2.
Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят. К каждому элементу первого столбца подбери соответствующий элемент из второго столбца и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Признак животного | КЛАСС |
А – Подвижные веки. Б – Выпуклая роговица и линзовидный хрусталик. В – Орган слуха в задних костях черепа. Г – Барабанная перепонка. Д – Мышцы сегментированы Z-образно. Е – Мышцы дифференцированы. |
1. – РЫБЫ 2. – ЗЕМНОВОДНЫЕ |
А | Б | В | Г | Д | Е |
При проверки полученных знаний в итоги урока так же включены все компоненты содержания темы. Эта проверка может быть осуществлена как в устной так и письменной форме. При обсуждении “верно” или “неверно” в устной форме у учащихся формируются , не только информационная , но и коммуникативная, ценностно-смысловая и учебно-познавательная компетенции .
Ж. Закрепление темы – работа у интерактивной мультимедийной доски : построить системы внутренних органов. (Уроки биологии Кирилла и Мефодия животные 7 класс – Виртуальная школа.)
Самопроверка знаний по теме: “Земноводные”.
Из предложенных вариантов выберите номера правильных ответов:
Земноводные имеют особенности строения и жизнедеятельности:
- Постоянная температура тела.
- Непостоянная температура тела.
- Обитают только на суше.
- Обитают только в воде.
- Обитают в воде и на суше.
- Кожа голая, покрытая чешуей.
- Кожа голая, слизистая.
- Передние и задние ноги развиты примерно одинаково.
- Размножаются на суше.
- Размножаются в воде.
- Дыхание при помощи жабр.
- Дыхание при помощи легких.
- Дыхание при помощи легких и кожи.
- Один круг кровообращения.
- Два круга кровообращения.
- Сердце двухкамерное.
- Сердце трехкамерное.
- Есть слюнные железы.
- Кишечник, мочеточники и семенные каналы открываются в клоаку.
- От головного мозга отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.
- Есть поджелудочная железа.
- Кишечник, мочеточники и семенные каналы открываются в клоаку.
- От головного мозга отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.
Номера правильных ответов: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23.
Итоги урока: самооценка учащихся – поставь себе оценку за работу на уроке: 5 – отлично – я работал активно, правильно ответил на вопросы самопроверки (ошибка одна); 4 – хорошо – я работал хорошо, но есть некоторые неточности , ошибок при самопроверки от двух до 3-х; 3 – удовлетворительно – я работал не активно, ошибок при самопроверке более 4-х и менее 6.
Дополнительная информация.
Забота о потомстве.
Для целого ряда видов земноводных характерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом:
1. Строительство гнезд (или использование других убежищ) для икры.
Гнездо филломедузы. (Из Наумова, 1982.) |
Гнездо квакши-кузнеца. (Из Наумова, 1982.) |
Например, южноамериканские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.
Самка цейлонского рыбозмея, обвившая икринки (из Наумова, 1982).
Самка цейлонского рыбозмея устраивает гнездо из собственного тела, обвивая икринки, отложенные в норе. Выделениями кожных желез, самка предохраняет икринки от высыхания.
Тип Хордовые 140 Класс Земноводные.
2. Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.
- У жабы повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.
- Самка сумчатой квакши вынашивает икру в выводковой сумке.
- Самец лягушки ринодермы Дарвина вынашивает икринки в голосовом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.
Самец жабы повитухи с кладкой икры.
Самка сумчатой квакши.
Самец ринодермы Дарвина (голосовой мешок дан в разрезе).
Пипа суринамская.
- У пипы суринамской яйца (икринки ) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.
Подобная забота о потомстве вызвана прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.
3. Живородность.
Известна для хвостатых (например, альпийская саламандра), некоторых безногих и бесхвостых (например, некоторые пустынные жабы).
Тип Хордовые.
141
Класс Земноводные.
Происхождение земноводных
По теории академика И.И. Шмальгаузена, земноводные, а следовательно и все наземные позвоночные, произошли от древних пресноводных кистеперых рыб. Промежуточная форма между рыбами и земноводными поучила название ихтиостеги, а древнейшие земноводные объединяются в группу стегоцефалов.
Кистеперая рыба, живущая в девоне (палеозойская эра) (из Наумова, Карташева, 1979).
От рыб к амфибиям.
Ихтиостега: скелет и реконструкция внешнего вида.
(Из Наумова, 1982.)
Тип Хордовые.
142
Класс Земноводные.
Многообразие земноводных.
Отряд безногие (приблизительно 60 видов) Представители отряда безногих конечности утратили вторично.
Кольчатая червяга. | Цейлонский рыбозмей. |
Отряд бесхвостые (около 2100 видов).
1 – Жерлянка краснобрюхая;
2 – Пипа;
3 – Квакша обыкновенная;
4 – Лягушка прудовая;
5 – Яванская летающая лягушка;
6 – Лягушка остромордая;
7 – Жаба серая;
8 – Жаба зеленая;
9 – Сумчатая квакша.
Выводы. Итоги урока. Оценка урока.
Инструктаж домашнего задания. Д\З стр. 50–53.
Литература
- Учебник В.Б.Захаров, Н.И.Сонин “Биология многообразие живых организмов” ИЗД.ОАО “Московские ученбники “Дрофа” 2008 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки биологии” животные 7 класс 2011 г.
- Учебник биологии часть вторая – Изд.”Вентана-Граф Московские учебники”. 2011 г.
- Лернер Г. И. “Педагогическая теория современному учителю”. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005. МИОО, 2009.
- И.А.Зимняя. Статья “Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования”. // Интернет-журнал "Эйдос".
- В.Пичугина. Статья “Компетентностный подход в технологическом образовании”.
- Журнал “Школа и производство” № 1. 2006 г.