Цели:
- раскрыть основную мысль текста;
- подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
- средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать трогательный образ детства.
Оборудование: репродукция картины З.Е.Серебряковой “За завтраком”.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Зинаидой Евгеньевной Серебряковой. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что автор описывает детей, которые сидят за столом. Ведь каждый из вас тоже каждое утро завтракает с членами своей семьи.
2. Информация для учителя о художнике.
Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА (1884, имение Нескучное. Курская губерния (ныне село Нескучное, Харьковская область, Украина) – 1967. Париж), урождённая Лансере, происходила из художественной среды, из семей известных художников, скульпторов и архитекторов.
Её отец знаменитый скульптор Евгений Александрович Лансере.
Её мать, Екатерина Николаевна Бенуа, была дочерью Николая Леонтьевича Бенуа, академика архитектуры, и родной сестрой Александра Николаевича Бенуа, замечательного художника и графика, историка искусства и писателя, коллекционера художественных произведений, главы художественного объединения “Мир искусства”.
Зинаида – младшая в семье, где было ещё два сына, Евгений и Николай (также пошедшие по стопам отца и деда), и три дочери – Софья, Екатерина и Мария.
После смерти отца в 1886 г. семья переехала в Петербург, и до 15 лет Зина вместе со своими братьями и сестрами воспитывалась в доме Бенуа – в необычайно насыщенной духовной среде.
После окончания гимназии в Санкт-Петербурге Зинаида Евгеньевна училась в Художественной школе М.К. Тенишевой, в мастерской О.Э. Браза, копировала работы великих итальянских мастеров в Эрмитаже и во время пребывания (1903 г.) с матерью и сестрами в Италии.
В 1905 г. вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, инженера путей сообщения, с которым познакомилась в родном имении Нескучном.
После свадьбы уехала с мужем и матерью в Париж, где занималась акварелью и рисунком в Академии де ла Гранд-Шомьер.
В 1906 г. родился сын Евгений, в 1907 г. – сын Александр, в 1912г. – дочь Татьяна, в 1913 г. – дочь Екатерина.
В 1910–1916 гг. Серебрякова очень много работает, участвует в художественных выставках в Петербурге и Москве, три её картины покупает Третьяковская галерея. Тогда же она становится членом объединения “Мир искусства”.
В 1917 г. была выдвинута на соискание звания академика живописи, однако в связи с революционными событиями избрание не состоялось.
В 1919 г. Борис Анатольевич Серебряков умер от сыпного тифа, и Зинаида Евгеньевна осталась одна с четырьмя детьми в крайне сложном финансовом положении.
В 1920 г. Серебрякова жила в Харькове и работала в Археологическом музее при университете.
С необходимостью зарабатывать деньги на жизнь связана эмиграция во Францию, в Париж – поближе к дяде Александру Николаевичу Бенуа с его обширными знакомствами и связями.
В 1924 г. – переезд в Париж, куда следом приедут сын Александр (в 1925 г.) и дочь Екатерина (в 1928 г.).
Сын Евгений и дочь Татьяна остались в России вместе со своей бабушкой Екатериной Николаевной Бенуа.
В 1960-х гг. Евгений и Татьяна получили разрешение приехать в Париж, чтобы увидеться с матерью, братом и сестрой.
В 1965 г. (в связи с 80-летием художницы) Союз художников СССР организовал большую выставку работ Зинаиды Серебряковой в России (в Москве. Ленинграде и Киеве), которая имела огромный успех.
3. Беседа по картине.
– Сколько детей сидит за столом?
– А сколько всего человек находится в столовой? Как вы догадались?
– Приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Кто же это?
Мальчика и девочку, которые смотрят прямо на зрителя, зовут Шура (Александр) и Тата (Татьяна). Шуре – семь лет. Тате – два с половиной года. Мальчик, сидящий по другую сторону обеденного стола. – Женя, старший брат Шуры и Таты. Ему восемь лет.
– Похожи ли дети между собой?
Справа от репродукции расположены фрагменты портретов, написанных Зинаидой Евгеньевной Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета, то есть портрета самой художницы. А чуть ниже – фрагмент портрета её мужа, Бориса Анатольевича Серебрякова, отца детей.
– На кого из родителей похожи Шура и Тата? А на кого – Женя?
Предмет, из которого мать наливает в тарелку суп, называется супницей. На чём стоит супница: прямо на скатерти или на подставке? А почему не прямо на скатерти?
– Есть ли на столе другие предметы, стоящие не на скатерти?
– Как вы думаете, тарелки и супница – из одного столового сервиза?
– Какие ещё предметы из этого сервиза вы видите на столе?
– Кому мать наливает суп и куда она поставит тарелку: рядом с Женей или рядом с Татой?
– О чём говорит жест руки Таты – Тата хочет есть?
– Правда ли, что стаканов на столе хватит на всех?
– Можно ли по одежде детей понять, что они из одной семьи? Чем одежда Таты отличается от одежды мальчиков? А ещё чем?
– Почему салфетка, свёрнутая в трубочку и продёрнутая в кольцо, находится рядом с тарелкой Таты?
– Рассмотрите стул, на котором Тата сидит. Какая подробность подтверждает, что в доме заботятся о том, чтобы ребёнку было удобно?
Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой – молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.
– Как вы думаете, какая характеристика относится к Шуре, а какая – к Жене?
– О Тате известно, что по характеру и поведению она похожа на одного из братьев. Предположите, на кого же именно?
– О чём говорит румянец на щеках всех троих детей – чем они занимались прямо перед обедом: это были тихие игры или шумные, связанные с беготнёй?
– Вы понимаете теперь, почему Женя пьёт воду? (Потому что набегался.)
– Как вам кажется, он уже успел съесть свой суп? Или при его характере он никак не мог опередить Шуру?
– Стоит ли перед Женей глубокая тарелка, которую, возможно, заслоняет супница? Возьмите лупу и рассмотрите!
– Хочет ли Тата есть суп? Подтвердите своё мнение.
– Какие звуки можно услышать за этим обеденным столом? (Стук половника и ложки о край супницы или о бортики тарелки; звук льющейся жидкости; постукивание ладошкой.)
– Давайте рассмотрим сначала жесты, а потом позы всех, кто собрался за столом.
– Найдите по порядку: руку матери, руки Таты, руки мальчиков. Какие движения кажутся на мгновение застывшими? Что сделает в следующую секунду мать? Похоже ли, что Тата постукивает по своей тарелке рукой? К какому движению рукой сейчас вернётся Шура? Что делает Женя?
– А теперь рассмотрите позы детей (положение тела в целом).
– Видно ли, что Тата готова сползти со стула? Что в позе Шуры подсказывает вам, что сейчас он повернётся к столу и продолжит есть суп? (Резкий поворот головы Шуры, который полуобернулся, но не выпускает из рук ни тарелку, ни ложку: левой рукой он наклоняет тарелку к себе, а в правой держит ложку, наполненную супом.) Изменит ли Женя наклон головы и направление взгляда? (Вряд ли: он задумчиво пьёт воду и, видимо, продолжит это делать.)
– Подтверждают ли жесты и позы детей ваше первоначальное представление об их характерах? Вы можете предположить, как именно дети выйдут из-за стола? Кто будет первым? Кто удерёт, не доев? Кто задержится за столом дольше всех?
Известно, что сама художница была молчаливым и застенчивым, но вместе с тем очень деятельным и решительным человеком. Её муж, Борис Анатольевич Серебряков, был мягким, тихим, несколько рассеянным, самоуглублённым человеком. Вы догадываетесь, кто из детей унаследовал черты характера матери? А кто по характеру больше похож на отца?
А знаете, как подтвердить ваши предположения?
Наблюдение за выражением лица каждого из детей, а потом сравнение их позы.
– Кто из них полностью поглощён своим делом и как будто уклоняется от общения, отгораживается от контактов с окружающими? (Женя.)
– Кто готов отвлечься от своего занятия, чтобы пообщаться, и тут же вернуться к нему? (Шура.)
– А кто полностью отдаёт себя общению и совсем не сосредоточен на еде? (Тата.)
– У кого из детей поза (то есть наклон тела и головы, положение рук) несколько вялая и пассивная? (У Жени.)
– А в чьей позе чувствуется готовность совершить движение? (И у Шуры, который в следующую секунду повернётся к своей тарелке, и у Таты, готовой сползти со стула.) – Чья поза самая открытая для общения? (Таты.) Правда ли, что именно она смотрит требовательно и словно бы огорчённо? (Правда.)
– В чьём взгляде есть выжидание и какая-то настороженность? (У Шуры.) А в чьём – задумчивость и некая отрешённость?
– Как вам кажется, дети дружны между собой? Когда закончится завтрак, они будут играть вместе?
Рассмотрите натюрморт на столе.
Можно ли сказать, что предметы заполнили всё свободное пространство между детьми, что их слишком много, что они едва умещаются на столе и как -будто теснят друг друга?
– Какие из них словно просят, чтобы их отодвинули или переставили?
– Напоминает ли этот натюрморт саму детскую жизнь в этой семье – несколько сумбурную, наполненную разными делами и впечатлениями?
– Правда ли, что натюрморт помогает создать впечатление сплочённости этого маленького детского коллектива?
4. Работа с РАМКОЙ (выполненная на уроках технологии).
Рассмотрите кружки, помещенные слева от репродукции, – это выделенные фрагменты картины “За завтраком”. Найдите на репродукции фрагменты, выделенные в первом и в пятом кружках. Покажите их с помощью круглой рамки. Какой из этих двух фрагментов относится к предмету, который находится чуть дальше от глаза зрителя, чем другой? (Фрагмент, на котором изображён кувшинчик. Кувшинчик находится дальше от глаза зрителя, чем салфетка.)
Рассмотрите второй кружок. Вам будет нетрудно найти на репродукции фрагмент, выделенный в нём? Что именно поможет найти его?
Сравните между собой третий и четвёртый кружки. Почему можно спутать выделенные в них фрагменты? Какие же детали помогут найти эти фрагменты на репродукции и выделить их правильно? Сделайте это!
Возьмите большую рамку вертикально: верхняя и нижняя стороны должны бытье короче, чем боковые. Выделите с её помощью фрагмент с портретом Жени. Можно ли назвать этот фрагмент “Женя за завтраком”? Почему?
Затем выделите вертикальный портрет Таты. Переместите рамку вверх и влево так, чтобы фрагмент мог называться “Тата за обеденным столом”.
Возьмите большую рамку вертикально. Выделите с её помощью фрагмент с названием “Портрет Таты” (голова девочки должна касаться верхней внутренней линии рамки). Не кажется ли вам, что выражение лица девочки двух с половиной лет не по годам серьёзно?
А теперь двигайте рамку вверх и влево так, чтобы в поле фрагмента вошла материнская рука с половником и рука самой Таты. Не волнуйтесь, что часть головы девочки останется за кадром! Вы согласны, что теперь лицо Таты производит уже другое впечатление: видно, что этому немного насупившемуся человечку два с половиной года. Подумайте, почему впечатление изменилось? Играет ли здесь роль размер рук матери и девочки? А то, что материнская рука сверху?
Сумеете подтвердить, что скатерть, которой застелен обеденный стол, лежала в шкафу в сложенном виде? Что подсказывает вам, как именно она была сложена? Видно ли, что скатерть накрахмалена? Ткань, из которой сшит фартучек Таты, более лёгкая или более плотная по сравнению с тканью скатерти, догадались? Подтвердите свои впечатления: рассмотрите глубину ложбинки скатерти и волнистую границу фартучка на плече у Таты. Видно ли, какая ткань тоньше, а какая плотнея
Назовите предметы, которые отбрасывают тень. (Сахарница, жёлтый кувшин, дальняя тарелка, коричневый горшочек, свёрнутая в трубочку салфетка, правая рука Шуры, стул.) А тень от Шуриного стула вы заметили?
Найдите солнечные блики на супнице, графине, жёлтом кувшине, ручке половника и коричневом горшочке. Можно ли по этим бликам и теням от предметов определить, где в столовой находятся окна? Рассмотрите рисунки солнечных бликов. Подтвердите, что в столовой не одно окно, а как минимум два. Какой из пяти предметов вам это подсказывает? (Горшочек: на нём есть отражение двух оконных рам. Кстати, на ручке половника тоже хорошо видно отражение одного из окон.)
Возьмите большую рамку вертикально. Выделите с её помощью фрагмент с названием “Портрет Шуры за обеденным столом” (В правый верхний угол фрагмента должен войти стеклянный графин!) После этого выделите горизонтальный фрагмент с таким же названием. (Голова Шуры должна находиться почти в центре.) Какой из фрагментов создаёт впечатление моментально брошенного взгляда на стол и на обедающего мальчика? (В горизонтальном.) А какой что мальчик позирует художнику? (В вертикальном.) В каком из фрагментов предметы словно теснят человека, а в каком -– человек главенствует над миром предметов? (В горизонтальном – предметы теснят человека.) Где важнее человек, а не окружающий его мир предметов? (В вертикальном – человек важнее, чем мир предметов.)
Рассмотрите угол стола, покрытого белой скатертью. Только ли белым цветом пользуется художница, изображая скатерть? Назовите другие цветовые оттенки. Давайте выясним, почему художница использует разные цвета? Может быть, она хочет передать неровности скатерти? То, что скатерть в разных местах по-разному освещена?
Рассмотрите всю скатерть целиком. Является ли её поверхность идеально ровной? Подтвердите своё мнение: укажите, где находятся ложбинки – следы от складок. Пользуется ли художница другим цветом, чтобы показать эти углубления? На какие участки падает солнечный свет, а какие находятся в тени? Теперь понимаете, почему Зинаида Серебрякова прибегала к разным цветам, изображая белую скатерть?
Назовите другие предметы белого цвета, которые есть на натюрморте. Из разных ли материалов они изготовлены? Из каких именно? Какой цвет, кроме белого, присутствует во всех этих предметах и создаёт у зрителя впечатление белизны? (Голубой.)
5. Запись словосочетаний, объяснение орфограмм.
Супница, сервиз половник, накрахмаленная скатерть, мирная сцена за столом, любимый мир автора, активная жизнь детей прищуренные, ярко-красные губы, вытянутые “ниточкой”, тёмно-синяя рубашка, позируют художнице.
6. Обобщение полученных знаний.
В творчестве известной русской художницы З. Е. Серебряковой отдельное место занимает детская тема. По количеству произведений, посвященных детям, с художницей мало кто может соперничать.
Считается, что по проникновению в глубину детской души Серебрякову можно поставить в ряд с В. Серовым. Свидетельством тому – картина “За завтраком”, написанная в 1914 году, в которой запечатлен трогательный образ детства.
В картине “За завтраком” столько простой, родной и милой прелести, что трудно остаться равнодушным, глядя на нее. Мы видим троих ребятишек, сидящих за накрытым столом в ожидании еды. Дети разного возраста, у каждого – своя поза, свой характер.
Мы видим блеск глаз, естественность и непосредственность поз, и словно слышим задорные ребячливые голоса. Художницей мастерски переданы индивидуальные особенности каждого, и каждый ребенок – по-своему трогателен и прелестен. Картина обнажает картину самой художницы-матери – тонкую, нежную, любящую.
Картина пронизана поэзией обыденного, земного. С большим вниманием к мелочам написаны хорошо накрахмаленная белая скатерть, прозрачное стекло и фаянс посуды, румяные булочки. То, как сервирован стол, говорит о размеренном, спокойном укладе жизни. Полотно отличается великолепной техникой, наполнена добротой, радостным возбуждением, ощущением красоты и гармонии всего окружающего.
Написанная почти 100 лет назад, картина “За завтраком” и сегодня остается такой же свежей и подкупающей.
7. Домашнее задание. Написать сочинение-описание по картине.