Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об осенних изменениях в природе; учить учащихся наблюдать за природой;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, критически мыслить;
- развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- формировать умение участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить свои высказывания;
- воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу; развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства
- способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях; способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
Планируемые результаты:
Предметные:
- Учащиеся научатся характеризовать осенние изменения в живой и неживой природе(ветер, дождь, облака, солнце, листопад,); объяснять причины природных явлений в природе; приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы, используя народные приметы; характеризовать осенние изменения в жизни растений и животных.
- Учащиеся получат возможность: приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе
Метапредметные:
Регулятивные: Учащиеся научатся понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении задания; познавательные: Учащиеся
научатся ; получать информацию, используя тексты, рисунки.
Учащиеся могут научиться: извлекать информацию о временах года из стихотворений,
иллюстраций,
Коммуникативные: Учащиеся научатся: выполнять индивидуальные и групповые
задания в классе; совместно выполнять работу и анализировать ее результаты.
Учащиеся могут научиться: распределять обязанности и контролировать друг друга
при выполнении учебных заданий
Личностные:
У учащихся будут сформированы: эмоциональное и эстетическое восприятие природных
явлений и желание воплотить его в своих творческих работах; чувство любви к
родному краю, чувство гордости за свою Родину.
Могут быть сформированы: осознание себя как гражданина России.
Основные понятия: явления, погода, осадки, приметы.
Межпредметные связи: литературное чтение (чтение произведений об осени, музыка – слушание музыки П.И.Чайковского “Времена года”, технология (эстампы листьев, аппликация из листьев)).
Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
1. Компьютерная презентация, мультимедийная установка, экран, Mac Book
Pro, ЦОРы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/052e6bd6-0b80-46cd-88a3-7624fb79ad83/ResFile.SWF
детские поделки, рисунки, картинки про осень.
2. Закладка из цветного картона для каждого ученика, наклейки с изображением
бабочек и цветов.
3. Кленовые листочки из бумаги, вазочки для каждой команды из бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети делятся на 4 команды предварительно вытянув лист определённого цвета (жёлтого, красного, зелёного, пурпурного цвета), садятся за 4 стола. Выбираются капитаны команд.
II .Определение темы урока и целей.
Ребята, послушайте стихотворение , которое прочитает Настя. И подумайте, о каком времени года в нём говорится:
Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, закрома.
Сказала: “за мною нагрянет зима”.
– О каком времени года пишет поэт?
– Как вы догадались?
Значит, чему посвящён наш урок? (Осени.)
Презентация:
1. Прослушивание муз. фрагмента П.И.Чайковского “Времена года” – осенняя песня. (Сменяются слайды с изображением осенних деревьев.)
Сегодня мы поговорим о том, почему происходят изменения в живой природе. Отчего это зависит?
III. Повторение и закрепление изученных знаний.
Назовите осенние месяцы.
1. Групповая работа. (Дети получают рассыпавшиеся пословицы.)
– Соберите пословицы.
Ноябрь – Сентябрь Октябрь – |
плащ с плеч срывает, пальто надевает. месяц близкой пороши. сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка |
(Сентябрь плащ с плеч срывает, пальто надевает.
Октябрь – месяц близкой пороши.
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.)
Как в народе называют каждый осенний месяц? (Добавить к названию месяца народное название: Листогной, хмурень, грязник.)
(Сентябрь – хмурень, октябрь – грязник, ноябрь – листогной.)
А сейчас мы узнаем, как вы умеете разгадывать загадки.
2. Фронтальная работа.
– Капитаны команд загадают загадки, а вы скажете, о какой природе идёт в них речь? За каждый правильный ответ даётся команде листик дерева. А отгадавшему– наклейка на закладку. (Капитаны вызываются к доске и читают загадку для каждой команды.)
1-я команда: Без огня горит. (Солнце.)
2-я команда.
Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил. (Дождь.)
3-я команда:
Неизвестно, где живёт,
Налетит– деревья гнёт.
Засвистит– по речке дрожь,
Озорник , а не уймёшь. (Ветер.)
4-я команда:
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Облако.)
(Ответы детей.)
– Что объединяет все эти предметы? (Это неживая природа.) Как они связаны друг с другом?
– Сделаем вывод: какие изменения происходят в неживой природе осенью? Посмотрим, как это влияет на живую природу.
3. Фронтальная + групповая работа.
Разгадывание кроссворда. (Приложение 1)
1. Есть у родственницы ёлки неколючие иголки. Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки.
2. В поле родился, на заводе варился, в чае растворился.
3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать – на землю падает опять.
4. Я из крошки – бочки вылез. Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – ничего, что очень мелок.
5. Стоит Алёна – платок зелёный. Тонкий стан – белый сарафан.
6. Это широколиственное дерево с резными листьями.
7. Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит?
7. Это дерево и кустарник из семейства берёз.
8. Какое вещество окрашивает листья растений в зелёный цвет?
9. Это вещество образуется в листьях растений на свету.
10. Они поглощаются корнями растений из почвы при помощи воды.
– Что происходит с деревьями и кустарниками с наступлением осени?
– Как называются эти явления природы? (Листопад.)
4. Физкультминутка: Послушайте, как шумит лес. (Звукозапись “Шум леса”.)
Тихо-тихо мы встаём.
В лес осенний мы идём.
Мы тихонько в лес зайдём (Ходьба на месте.)
Что же мы увидим в нём? (Повороты головы влево – вправо.)
Там деревья подрастают (Руки плавно в стороны и вверх.)
К солнцу ветки направляют.
Ветер сильный налетает и деревья он качает (Движение рук вправо-влево.)
Тише-тише не шуми, мы зверей хотим найти.
5. Индивидуальная работа.
Каких животных нам удалось увидеть в нашем лесу?
Разгадайте ребусы про животных. (Даётся каждому ученику свой ребуc, а если он не справляется, ему помогает команда.) Ребусы про животных (заяц, медведь, лиса,(лисица), полёвка, лось).
6. Групповая работа.
Работа с цорами на Mac Book http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/052e6bd6-0b80-46cd-88a3-7624fb79ad83/ResFile.SWF “ Как животные готовятся к зиме”?
Что же влияет на изменение жизни животных осенью?
А в завершение послушайте стихотворение, которое прочитает Костя.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью– зима.
Мы её не ждём, не просим,
А она идёт сама.
7. Рефлексия учащихся.
Оцените свою работу:
Покажите ваши закладки с цветами и бабочками. Какие букеты получились у каждой команды?
– на уроке я работал активно или нет;
– своей работой на уроке я доволен или нет;
– урок для меня показался коротким или длинным;
– моё настроение стало лучше или хуже.
Используемые источники:
- ЦОРы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/052e6bd6-0b80-46cd-88a3-7624fb79ad83/ResFile.SWF
“Как животные готовятся к зиме”. - П.И.Чайковский “Времена года” – осенняя песня.
- Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. Москва. “Просвещение”. 1988 г.
- Ребусы в картинках: http://pesochnizza.ru/igroteka/rebusy-strany
- Поурочные разработки “Мир вокруг нас” О.В. Казакова, Н.А. Сбоева “ВАКО”. 2003 г.
- Интернет-ресурсы.