Семинар-практикум для родителей и детей подготовительной группы "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

Разделы: Работа с родителями


Цель: Раскрыть суть понятий “психологическое здоровье”, “эмоциональное благополучие”.

Задачи:

  1. Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка.
  2. Организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми.
  3. Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.

Участники: родители, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Оборудование: бланки “Негативные родительские установки”, памятки “Портрет психологически здорового ребенка” и “Принципы общения с ребенком”, бумага, карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение.

1-я часть: теоретическая (проводится без детей).

Уважаемые родители, тема нашей встречи – роль семьи в сохранении психологического здоровья детей. Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Психологи считают, что эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок 3–7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций. У него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам. Получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.

Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами. Попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.

Упражнение “Родительские установки”.

  1. В поликлинике ребенок начал шалить. В его адрес звучит фраза мамы: негативная установка: “Хватит хулиганить, а то я оставлю тебя здесь”. Высказывания родителей. Позитивная установка: “Потерпи немного, скоро пойдем домой. Я понимаю, что ты устал. Давай подумаем, во что мы можем поиграть”.
  2. Часто ребенок не хочет убирать свои игрушки. Что говорят родители. Негативная установка: “Сейчас игрушки отдам другому ребенку”. Позитивная установка: “Убери игрушки, ты же уже взрослый. Давай уберем вместе”.

Итак, одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т.е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

2-я часть: практическая, совместно с детьми. Воспитатель группы приводит детей в музыкальный зал.

Ритуал приветствия.

Упражнение “Доброе животное”.

Цель: развитие чувства единства.

Инструкция. Дети встают в круг и берутся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

Упражнение “Превращения”.

Психолог предлагает детям:

  • нахмуриться как: осенняя туча; рассерженный человек;
  • позлиться как: злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
  • испугаться как: заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
  • улыбнуться как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса.

Сегодня мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Устраивайтесь по удобнее и закрывайте глаза… Мы летим на чудесный остров под названием Чунга – Чанга.

Описание полета, природы острова.

Игра “Путешественники и островитяне”.

Все участники делятся на две команды:

  1. дети – островитяне,
  2. родители – путешественники.

Путешественники, держась за плечи впереди стоящего, выстраиваются в колонну. Психолог: “Путешественники решили исследовать остров Чунга – Чанга. В целях безопасности они ходят вместе и пытаются догнать островитян и поприветствовать их, подружиться с ними. Островитяне не понимают, чего от них хотят путешественники, и разбегаются при их приближении. Под подвижную музыку “путешественники” пытаются догнать “островитян”. Затем дети меняются с родителями ролями.

Упражнение “Необычное приветствие”.

Чтобы понять другого человека, совсем не обязательно использовать слова. Можно установить “контакт глазами”. Для этого нужно встретиться взглядом с кем–нибудь из островитян, внимательно посмотреть друг на друга, потом улыбнуться.

Островитяне и путешественники теперь могут сидеть вместе на мягкой траве (все участники садятся на стулья).

Упражнение “На что похоже моё настроение?”.

Дети садятся в круг говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”. А твое? Высказывания детей.

Упражнение “Неоконченные предложения”.

Островитяне хотят, чтобы путешественники узнали их получше. Для этого коротко нужно рассказать о себе, закончив предложение.

“Я люблю…”, “Меня любят…”, “Я не боюсь…”, “Я верю..”

“В меня верят…”, “Обо мне заботятся…”

Игра “Баба-Яга”.

На острове живет злая Баба – Яга. Из родителей выбирается Баба-Яга. Баба-Яга берёт веточку – помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы-Яги и дразнят её. “Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!” Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

Ребята, а как помочь Бабе-Яге стать доброй?

Есть волшебные слова, которые помогут чувствовать себя уверенным не только Бабе-Яге, но и всем нам: детям и взрослым. Повторяйте за мной:

“Я, я, я самый(ая) хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый. Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный. Я люблю тебя”.

Упражнение “Танец дружбы”.

На острове живут люди, которые очень любят танцевать. Давайте станцуем танец дружбы, чтобы островитяне, запомнили нас добрыми, дружными, миролюбивыми.

Упражнение “Солнце в ладошке”.

Родители садятся на стулья, дети сидят на ковре. Детям предлагается раскрасить ладошки в тот цвет, который соответствует его настроению в данный момент (ладошки обведены и вырезаны заранее).

Психолог зачитывает стихотворение, дети разукрашивают ладошки и дарят их родителям.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком – жук, весь покрытый загаром. –
И всё это – мне, и всё это – даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил, 
Любил этот мир и другим сохранил….

Рефлексия.

– Ребята, что вам больше всего понравилось на острове? (Высказывания детей.)

Родителям раздаются мини анкеты для обратной связи.

  1. Насколько полезна и значима для Вас полученная информация?
  2. Что нового Вы приобрели для себя?
  3. Понравилась ли Вам такая форма работы?

Памятки “Портрет психологически здорового ребенка” и “Принципы общения с ребенком”.

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Ж. Вопросы психологии. – 1966 г. № 6.
  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии. – М.:Педагогическое общество России, 2005.
  3. Карабанова М.М. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. Москва, 1997.
  4. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: ООО “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.