Праздник книги

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки


Цели:

– дать представление о жизни Н.Н. Носова;
– обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве Н.Н. Носова;
– расширять круг чтения детей;
– развивать речь, выразительное чтение;
– развивать образное мышление, любознательность;
– развивать творческие способности, воображение детей;
– воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к книгам;
– воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество.

Оформление:

– зал празднично украшен шарами;
– плакаты с названием “Праздник книги”, с пословицами и поговорками о книге;
– книжная выставка произведений Н. Носова;
– сделанная из альбомных листов книга “Как хорошо уметь читать”;
– жетоны в виде книжки (для конкурсов).

До мероприятия детьми прочитываются произведения Н. Носова.

Ведущий:

1) Открыть свои тайны
Любому готова,
Причем не сказав
Ни единого слова.

2) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.

3) Говорит она беззвучно
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь вчетверо умней.

Правильно – это книга!

“Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя” – говорил ученый-педагог В. Сухомлинский.

А у нас сегодня своя книга с названием “Как хорошо уметь читать!”.

I страница книги: “История праздника книги”.

Много праздников приносит нам весна. И один из них – “Праздник книги”, на который сегодня мы здесь собрались. Вот уже более 60 лет отмечается он в конце марта, в дни весенних каникул. Идея, и ее воплощение принадлежит детскому писателю Льву Абрамовичу Кассилю. Впервые его праздновали в военный 1944 год московские ребята. Тогда на один день к ним приехали прямо с фронта любимые детские писатели. В большом зале собрались ребята: худые, бледные, в заплатанной одежде. Каждому, кто пришел, подарили тоненькую, напечатанную на серой бумаге книгу. С тех пор ежегодно отмечаются книжкины именины. И длится этот праздник не один день, а целую неделю. Проводятся встречи с писателями, конкурсы, игры, викторины в библиотеках и школах.

Ученик: рассказывает стихотворение С.Я. Маршака “Именинная неделя”.

Длятся только день единый
Именины у людей,
А у книжки именины –
Целых семь веселых дней.
Именинная неделя
Будет длиться до апреля.
И ребятам всей страны
Передаст привет весна.
В эти дни, весною ранней
Поздравлял я их не раз,
Но одно из пожеланий,
Повторю я, как наказ:
“Не словами, а на деле.
Докажите, что ведет
Ваша книжная неделя
за собою книжный год”

Ведущий: Книг на земле очень много. И читать их можно по-разному. Можно “глотать” книгу за книгой, скользить по страницам бегло. А можно, да и нужно читать бережно, не торопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой.

Если вы читаете А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М. Горького, И. Тургенева, это значит – вы разговариваете, с ними, слышите их живые голоса. Подумайте, если бы вам представился случай встретиться с А.С. Пушкиным, разве вы бы не поговорили с ним, узнали бы, что он думает и чувствует, этот замечательный человек.

В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает тихо. Но, если внимательно прислушаться – книги заговорят с вами. Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго.

Ученики:

  1. Книжек первые страницы
    Нас встречают с первых лет,
    И несут нас, точно птицы,
    Облетая целый свет.
  2. Есть – с ладошку одни
    Есть– большие тома,
    Проживают они 
    Вместе с нами в домах!
  3. В каждом доме, в каждой хате,
    В городах и на селе.
    Начинающий читатель,
    Держит книгу на столе!
  4. Книг заветные страницы
    Помогают людям жить,
    И работать и учиться,
    И Отчизной дорожить!
  5. Книгам добрым, интересным
    Всем мы классом шлем привет!
  6. Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
    С тобой интересным бывает досуг,
    Мы время отлично проводим вдвоем
    И наш разговор потихоньку ведем.
    Ты мне говоришь про дела смельчаков,
    Про тайны Земли и движенья планет –
    С тобой ничего непонятного нет.
    Ты учишь правдивым и доблестным быть,
    Природу, людей понимать и любить.
    Тобой дорожу я, тебя берегу,
    Без книги хорошей я жить не могу!
  7. Сколько звезд в небесах
    Сколько цвету в лесах
    Сколько книг на земле!
  8. Новых книг живые строки
    Открывают путь широкий.
    Жить без книг мы не могли бы,
     Дорог нам их вечный свет!
  9. Мы дружны с печатным словом
    Если б не было его,
    Ни о старом, ни о новом
    Мы б не знали ничего!
  10. Прочтешь ты книги о морях,
    О снеговых вершинах,
    О птицах, звездах и зверях,
    Растениях и машинах!
  11. В дорогу взять ты не забудь
    Ключей надежных связку –
    Любой рассказ найдешь ты тут.
    Войдешь в любую сказку.

II страница книги: “Читаем, учимся, играем! ”

Ведущий:

Чтобы вы не делали, чем вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. Но для того, чтобы по-настоящему услышать голос писателя надо учиться читать. Переходя из класса в класс, вы узнали буквы, научились складывать слова, предложения. И сейчас с помощью игры проверим, как вы читаете.

Игра 1: В конвертах – буквы, из которых надо сложить имя литературного героя и назвать автора. Участвуют три ученика, на время.

Буратино.
А. Толстой. 

Незнайка.
Н. Носов.

Телефон.
Н. Носов.

Игра 2: Назвать по портрету детских писателей.

С. Маршак, А. Барто, Э. Успенский, В. Бианки, Г. Тукай.

Игра 3: По иллюстрации, по картинке назвать сказку, повесть, рассказ.

(Показываются фрагменты произведений.)

Игра 4: По зачитанному отрывку отгадать произведение: название и автора.

  1. “Как ты смеешь, мужик, спорить со мною
    Со мною, дворянкою столбовою?
    Ступай к морю, говорят тебе честью
    Не пойдешь, поведу поневоле.
    (А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
  2. “Вдруг из маминой из спальни
    Кривоногий и хромой выбегает
    Умывальник и качает головой.
    (К. Чуковский. “Мой Додыр”.)
  3. “Кто на лавочке сидел
    Кто на улицу глядел,
    Толя пел, Борис молчал,
    Николай ногой качал.
    Дело было вечером,
    Делать была нечего.
    (С. Михалков. “А что у вас?”)
  4. Однажды, в студеную зимнюю пору
    Я из лесу вышел; был сильный мороз.
    Гляжу, поднимается медленно в гору
    Лошадка, везущая хворосту воз.
    (Н. Некрасов. “Мужичок с ноготок”.)

III страница книги: “Веселая семейка Н. Носова”.

Ведущий:

Ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с необыкновенным человеком, с талантливым писателем. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. А зовут его Николай Николаевич Носов. Мы с вами тоже уже знакомы с его произведениями. “Скажите, пожалуйста, как Вы стали детским писателем?” – часто его спрашивали. “Да понимаете, так вышло” – отвечал он. Большой и не легкий путь он прошел, прежде чем стать писателем. Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев. Коля был таким же мальчиком, как и его ровесники. Но его отличала любознательность и богатая фантазия. Четырехлетнего Колю смешил старый диван, который старался быть похожим на кресло; окна в темной комнате казались ему таинственными, пугающими лицами.

В гимназии, где он учился, педагоги держались очень строго с учениками. Но Коля считал их все равно добрыми. Николай Николаевич в юности увлекался музыкой, химией, мечтал быть ученым, занимался фотографией, играл в шахматы, торговал газетами, играл в школьном оркестре, пел в хоре, затем он работал на кирпичном заводе. После школы поступил в Художественный институт, а окончил институт Кинематографии, и долгое время работал режиссером учебных фильмов и мультфильмов.

А когда у него родился сын, благодаря ему Николай Николаевич снова очутился в волшебной стране детства. И вот тут-то и стали появляться его первые рассказы. Самый ранний из них – “Затейник”.

Рассказ “Огурцы” – помните, ребята? Оказывается, писатель написал его на примере случая, который произошел с его племянником. Когда племяннику было 5 лет, он гулял рядом с домом на площадке, где была овощная палатка. Мальчик увидел за палаткой бочку с огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил огурцов и довольный пошел к маме. А что было дальше – вы уже знаете.

Ребята, а вы любите читать рассказы? Почему? (Ответы детей.)

А вот в рассказе Н. Носова “Фантазеры”, который мы с вами читали, присутствуют два качества: юмор и поучительность. Давайте вместе с вами ответим на вопросы:

– Чем вам понравился рассказ?
– Что казалось вам особенно смелым?
– Кто из ребят вам понравился больше? Почему?
– Какими были Стасик и Мишутка?
– Почему Носов назвал их фантазерами?
– А был ли Игорь фантазером?
– Как называли его ребята?
– Чем отличаются выдумки фантазеров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря?

(Молодцы!)

– А кто из Вас знает, сколько книг про Незнайку написал Н. Носов? (Три.)

Писатель задумал и четвертую, но не успел, в 1979 году его не стало. Но с нами остались его книги, прочитав которые, мы можем научиться варить кашу, строить, делать бенгальские огни, из телефона мастерить звонок, путешествовать на воздушном шаре, покататься на волшебном автомобиле, на космическом корабле посетить лунных жителей.

– У героев книг Н. Носова очень интересные имена (Знайка, Торопыжка, Кнопочка, Авоська и др.) Как вы думаете, почему их так звали?

– А почему у Незнайки не получалось ничего, за что бы он не брался? (Молодцы.)

Вот и “прочитали” мы с Вами нашу книгу “Как хорошо уметь читать”.

Понравилась она Вам? Теперь, я уверенна, что вы чаще будете приходить в библиотеку.

В течение праздника за правильные ответы раздавались ученикам жетоны, по количеству набранных жетонов, вручаются детские книги. Также награждаются самые активные читатели библиотеки.