Мамин портрет.
Я протру стекло и раму
Потому что в раме – мама.
Дочиста протру я раму:
Очень уж люблю я маму!
Актуальность
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь – с мамой.
Мама – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой, поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери и членам семьи, прививать детям чувство привязанности к маме, семье и дому – наша задача.
В связи с последними тенденциями в построении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ возникло желание осуществить проектную деятельность в данном направлении. Любой проект – это продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Чтобы всем было интересно, идея и тема проекта разрабатывались совместными усилиями.
Актуальность: дошкольное учреждение находится в микрорайоне ЛИАЗ г. Ликино-Дулево. Мамы наших воспитанников в основном работают на автобусном заводе с 7.00 ч. до 16.30 ч. пять дней в неделю. Дети находятся с мамами малое количество времени, скучают по ним.
Методологическая база проекта основана на работах Давыдовой Ольги Ивановны, Майер Алексея Александровича, Богославец Ларисы Геннадьевны, Сыпченко Евгении Александровны
Этапы работы над проектом.
I. Подготовительный.
Паспорт проекта.
- интегрированный (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы – деятельности) и практически направленный на включение воспитанников и их родителей в активную деятельность;
- по срокам реализации проект долгосрочный, реализация проекта осуществляется в течение месяца;
- предполагает образовательную деятельность педагога и родителей совместную с детьми, самостоятельную деятельность детей;
- комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационный, здоровьесберегающий);
- область применения – в разных сферах: детский сад, семья, досуг.
- предметно-содержательная область проекта:
межпредметная связь – интеграция областей – познание, коммуникация, музыка, социализация, чтение художественной литературы, художественно-творческая, здоровье,
метапредметная связь – содержание проекта связана с жизненным опытом детей); - участники проекта: дети средней группы-родители-педагоги;
- характер контактов: проект организован в средней группе; взаимодействие с музыкальным руководителем, взаимодействие с родителями воспитанников, МБУК Ликино-Дулевский краеведческий музей.
Проблема: скоро праздник – День матери. Дети не имеют достаточных знаний о члене своей семьи – маме. Как лучше поздравить маму?
Цель: формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребенка
Задачи: воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательное отношение к маме; гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий; развивать эмоциональную отзывчивость у детей
Предполагаемые итоги реализации проекта: знать информацию о маме, ее профессии; уметь составлять рассказ о маме; уметь проявлять заботу и уважение к маме; уметь организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье и маме.
II. Планирование реализации проекта.
- Донести до участников цель проекта.
- Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала и музыкального репертуара по данной теме.
- Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
- Разработка системной паутинки (Приложение 1).
- Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями на месяц (Приложение 2).
- Подборка, разработка и описание пунктов проекта.
- Разработка сценария тематического дня “Мама – солнышко мое”.
- Подготовка докладов, музыкально-литературной композиции для выступления перед родителями в МБУК Ликино-Дулевский краеведческий музей.
В результате анализа проведенных бесед с детьми, родителями, музыкальным руководителем, работниками МБУК Ликино-Дулевский краеведческий музей, была определена цель, которую на данном этапе проекта я донесла до каждого из названных представителей.
Мною была проанализирована предметно-развивающая среда на предмет темы проекта и предприняты меры по наполнению предметно-развивающей среды.
Ш. Реализация проекта.
Цель. Реализация проекта, согласно плану работы, постоянная рефлексия, коррекция
Педагог. Организует и мотивирует различные виды деятельности через интеграцию областей. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов
Дети и родители. Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя
Мероприятия по реализации проекта.
- Игровая деятельность.
- Познавательная деятельность.
- Продуктивная деятельность (Приложение 3, Презентация).
- Коммуникативная деятельность.
- Музыкальная деятельность.
- Двигательная деятельность.
- Трудовая деятельность.
Раздел программы | Формы и методы работы |
Игровая деятельность. | Сюжетно-ролевые игры. Бытовая игра “Детский
сад”, “Семья”. Производственная игра “Больница”, “Магазин”, “Салон красоты”. Общественная игра “Почта”, “Библиотека”. Дидактические игры “Кому что нужно для работы?”, “Сказки-загадки”, “Одень маму”, “Украсим платье для мамы”. Строительные игры “Мебель для дома”, “Построим дом для мамы”. Игра-шнуровка “Собери маму на улицу”. Лото, домино “Одежда”, “Посуда”. Игра “Мой дом”. Пазлы “Моя квартира”. Инсценировка “Три мамы”. Режиссерские игры с игровыми персонажами. Настольный театр “Репка”. |
Познавательная деятельность. | Беседа “Семья”, “Моя мама”, “Профессия моей
мамы”, “Мамино детство”. Познание. “Профессии наших мам”. Домашнее задание детям: узнать о мамином детстве (кем хотела стать, во что любила играть и т.д.). Моделирование ситуаций: Рассматривание плаката “Части тела”. |
Продуктивная деятельность. | Рисование “Портрет моей мамы” (эскиз),
“Одежда для женщины”. Лепка “Моя мама”. Аппликация “Украсим новое платье для мамы”. ТРИЗ “Солнышко для мамы”. Самостоятельная художественно-творческая деятельность ТРИЗ. Шаблонография “Портрет женщины”, “Портрет мамы”. |
Продуктивная деятельность. | Самостоятельная художественно-творческая
деятельность ТРИЗ. Каракулеграфия “Угадай и нарисуй” (портрет женщины). Творческая мастерская: рисование “Моя семья”. Творческая мастерская. Рисование штампами из пуговиц узора для одежды мамы. Плетение косичек “Делаем поясок для мамы”. Изготовление альбома “Моя мама на работе” с использованием литературного материала. Создание коллекции “Ткань для платья маме”. |
Коммуникативная деятельность. | Составление рассказов на тему: “Как я
помогаю маме по дому”. Игра “Русский человек без родни не живет. Что мы
делаем?” Составление рассказов по сюжетной картине “Семья”. Составление пожеланий для мам. Специальное моделирование ситуации общения: интервью “Расскажи о маме”. Чтение рассказов, стихотворений, поговорок и пословиц о маме. Прослушивание аудиокниги “Гуси-лебеди”. Заучивание стихотворений о маме. Речевая игра “Как зовут ваших родителей? Скажи ласково”, “Кто больше назовет ласковых слов для мамы?” Разучивание песен о маме. Вечер “Мир поэзии” Литературный вечер. Чтение р.н.с. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. |
Музыкальная деятельность. | Слушание музыкальных произведений “Мама”,
“Болезнь куклы” П.И.Чайковского. Песенное творчество “Спой имя мамы”. Прослушивание и пение песен о маме. Прослушание и пение колыбельных песен. Дискотека. |
Двигательная деятельность. | Подвижная игра “Папа-змейка, мама-змейка, я
– моя семья”. Утренняя гимнастика с мамами. |
Трудовая деятельность. | Поручение “Собери в коробку картинки о
мамах”. Дежурство по столовой: учимся правильно сервировать стол. |
Работа с родителями.
- Привлечь родителей к сбору материала, необходимого для реализации проекта.
- Совместное творчество родителей, детей, педагога “Портрет моей мамы”.
- Рассказы мам о своей работе, о своем детстве .
- Консультация для родителей “Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка”.
- Памятка “Значение колыбельных песен”.
- Выпуск газеты ко Дню матери.
- Выставка рисунка “Портрет моей мамы” в группе, в детском саду.
- Выставка панно “Солнышко для мамы” в вестибюле группы.
- Открытое занятие. Познание. Художественное творчество. “Я и моя мама” Аппликация коллективная “Букет цветов”.
- Совместный тематический праздник “Я и моя мама”.
- Читать детям дома литературу по проекту.
IV. Завершающий этап.
- Участие в выставке работ “Самый дорогой человек – мама”, посвященной Дню матери, в МБУК Ликино-Дулевском городском краеведческом музее (Приложение 4).
- Участие в праздничном мероприятии, посвященном Дню матери, в МБУК Ликино-Дулевский городской краеведческий музей, с чаепитием (Приложение 4).
- Выступление воспитателя на тему: “Роль матери в воспитании”.
- Вручение подарков мамам.
V. Анализ.
Цель. Выявить положительные и отрицательные моменты совместной деятельности с детьми.
Данный проект – целенаправленная системная работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, формированию элементарных представлений о роли матери в жизни каждого человека, воспитанию осознанного, глубокого нравственного отношения к ней.
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери в жизни каждого человека, об уважении и почитании материй, желание помогать им и заботиться о них, а так же о необходимости для каждого ребенка больше времени находиться с мамой.
Развитие нравственных ценностей у детей пятого года жизни – естественный и верный путь духовно-нравственного воспитания. Дети стали проявлять нравственные чувства: доброту, отзывчивость, бережное отношение и внимание друг к другу и родителям (маме), появился интерес к традиционной русской семье, повысилась активность родителей в делах группы.
Положительных результатов работы с детьми удалось добиться в совместной деятельности с родителями. Взаимодействие между детьми, воспитателем и родителями осуществлялось на уровне партнерства.
Пополнилась предметно-развивающая среда в группе.
Приложение 6 – видео
Приложение 7 – видео
VI. Перспективы.
Совместное определение перспективы развития проекта. Постановка новой проблемы.
Список литературы и интернет ресурсов
- Аким Я. Мама! Так тебя люблю!
- Благтнина Е. Вот какая мама.
- Благинина. Е. Мамин день.
- Виеру Г. Мамин портрет.
- Виеру Г. Ресницы.
- Давыдова Л. Я маму люблю.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Маршак С. Кошкин дом.
- Маршак С. Пожар.
- Михалков С. А что у вас?
- Михалков С. Дядя Степа.
- Пословицы и поговорки о маме. http://www.gublibrary.ru/lib/ped/Mama/mama.html
- Примерная основная общеобразовательная программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Родина М. Мамины руки.
- Серова Е. Волшебники.
- Серова Е. Три мамы.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2012.
- Современные технологии обучения дошкольников/авт.-сост. Е.В.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
- План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме: Рисование “Портрет мамы” http://nsportal.ru/zhuldasova-leyla-garifovna
- План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме:
“Все профессии нужны, все профессии важны” http://nsportal.ru/panova-0 -
Черницкая И. Колыбельная для мамы.
- http://nsportal.ru/
- http://www.maaam.ru/detskijsad/moja-lyubimaja-mamochka.html
- http://do.gendocs.ru/docs/index-181555.html
- http://www.vseodetishkax.ru/
- http://www.gublibrary.ru/lib/ped/Mama/mama.html