Основополагающая проблема: Как в русском народном творчестве отображаются осенние изменения в природе.
Тип проекта:
– По виду деятельности – творческий, ролевой, информационный.
– По содержанию – межпредметный.
– По времени – долгосрочный.
– По количеству участников – коллективный.
– Готовый продукт – спектакль.
Цель проекта:
– Систематизировать и углублять представления детей о времени года –
осени.
– Познакомить учащихся с жанрами фольклора.
– Формировать духовно-нравственное отношение к наследию своего народа.
Задачи проекта:
– Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к фольклорному
наследию нашей Родины.
– Продолжать обогащать музыкальные и литературные впечатления детей, вызывая
яркий эмоциональный отклик при восприятии произведений разных жанров.
– Развивать творческую активность.
Учебные предметы:
– Литературное чтение.
– Окружающий мир.
– Музыка.
– Изобразительное искусство.
– Технология.
– Русский язык.
Методы и приёмы:
– Чтение художественной литературы, разучивание и инсценировка стихов,
песен.
– Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
– Слушание народной музыки ,пение, исполнение русских народных танцев.
– Флористика, рисование, лепка, рисование.
– Театрализованное представление.
План проекта.
Сентябрь.
Раздел программы | Формы и методы работы |
Литературное чтение | – Знакомство с жанрами фольклора. – Изучение фольклора. – Разучивание стихов и народных песен. |
Окружающий мир | – Наблюдения за изменениями, происходящими в живой и
неживой природе. – Экскурсия в парк. |
Музыка | – Разучивание песенных композиций. – Знакомство с элементами русского народного танца. |
Октябрь.
Раздел программы | Формы и методы работы |
Изобразительное искусство | – Рисование осеннего дерева. – Осенний букет. – Изучение картин русских художников. – Осенний пейзаж. |
Технология | – Флористика (Составление букета из осенних листьев и
цветов.) – Аппликация осеннего букета, деревьев, предметов живой и неживой природы с использованием различных материалов: бумаги, ткани. |
Ноябрь.
Раздел программы | Формы и методы работы |
Русский язык | – Сочинение. |
Проектная деятельность. | – Индивидуальные и групповые занятия. – Знакомство с русским народным костюмом. – Изучение быта и традиций русского народа. – Проведение тематической викторины в городской библиотеке. – Систематизация и обобщение полученных знаний. – Посещение фольклорного праздника в Измайловском Кремле. – Презентация проекта– показ спектакля. |
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Знакомство с жанрами фольклора.
1.1. Уроки литературного чтения.
1.2. Посещение библиотеки.
1.3. Разучивание народных песен, танцев.
1.4. Изучение фольклорных праздников, быта и традиций русского народа.
1.5. Экскурсия в Измайловский Кремль, участие в фольклорном празднике.
Этап 2. Изучение осенних изменений в природе.
2.1. Уроки окружающего мира.
2.2. Экскурсия в парк, наблюдение за живой и неживой природой.
Этап 3. Творческая деятельность.
3.1. Уроки изобразительного искусства, технологии, музыки.
3.2. Изготовление народного костюма.
3.3. Подготовка декораций.
3.4. Индивидуальные и групповые репетиции.
3.5. Оформление кабинета в русском народном стиле.
3.6. Презентация проекта– показ спектакля.
Изучение произведений фольклорных жанров на уроках чтения в начальной школе связано с проблемой непонимания учащимися народных обрядов, традиций. Это явилось причиной подготовки спектакля, основанного на русской обрядовой поэзии, музыке, танцах. Время действия – осень. Поэтому основой действия явилось празднование “Осенин”. Этот праздник отмечали на Руси 8 сентября Для того, чтобы действие спектакля было учащимися понятно и доступно, был выбран жанр сказки. Но традиционные сказочные персонажи действуют таким образом, чтобы вызвать интерес у современных детей. Главные персонажи сказки: скоморохи, царь, 3 принца – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, принцесса Осень, принцесса Несмеяна, мечтающая о любви. И многие хотят её развеселить, но только Ноябрь смог завоевать её сердце. Итог спектакля – обряд “свадьба”.
В процессе спектакля дети знакомятся с русскими обрядовыми традициями, с фольклорными праздниками, с бытовыми явлениями, осенними приметами, наблюдают за изменениями происходящими в живой и неживой природе.
Для подготовки спектакля использовались межпредметные связи школьных курсов окружающего мира, чтения, русского языка, музыки, технологии, изобразительного искусства. На уроках литературного чтения дети изучали жанры фольклора (Презентация – слайд 18–19), стихи русских поэтов осенней тематики и познакомились с обрядовой поэзией. При изучении малых жанров устного народного творчества ребята создавали рисунки (слайды20–22). Итогом этой работы стала тематическая игра, проведённая в городской библиотеке имени Загорского.
На уроках окружающего мира дети изучали сезонные изменения, происходящие в природе осенью. Наблюдения за изменениями в природе, полученные на экскурсии в Измайловском парке (слайд 24), привели к созданию на уроках изобразительного искусства прекрасных рисунков (слайд 27). На основе полученных впечатлений на уроке русского языка были написаны сочинения (слайд 15). А на уроках т руда дети выполняли аппликации, выполненные из разных материалов: бумаги и ткани (слайд 26). На уроках музыки дети изучали русские народные песни (слайд 29). Во внеурочное время учились танцевать русские народные танцы (слайд 30). Было разучено несколько танцев: индивидуальных и коллективных. Изучали русский костюм, бытовые предметы, обряды.
Огромное впечатление произвело на детей участие в фольклорном празднике в Измайловском Кремле. Итогом всей работы стал спектакль.