Осень в гостях у России-матушки

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Основополагающая проблема: Как в русском народном творчестве отображаются осенние изменения в природе.

Тип проекта:

– По виду деятельности – творческий, ролевой, информационный.
– По содержанию – межпредметный.
– По времени – долгосрочный.
– По количеству участников – коллективный.
– Готовый продукт – спектакль.

Цель проекта:

Систематизировать и углублять представления детей о времени года – осени.
Познакомить учащихся с жанрами фольклора.
Формировать духовно-нравственное отношение к наследию своего народа.

Задачи проекта:

– Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к фольклорному наследию нашей Родины.
– Продолжать обогащать музыкальные и литературные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии произведений разных жанров.
– Развивать творческую активность.

Учебные предметы:

Литературное чтение.
Окружающий мир.
Музыка.
Изобразительное искусство.
Технология.
Русский язык.

Методы и приёмы:

Чтение художественной литературы, разучивание и инсценировка стихов, песен.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Слушание народной музыки ,пение, исполнение русских народных танцев.
Флористика, рисование, лепка, рисование.
Театрализованное представление.

План проекта.

Сентябрь.

Раздел программы Формы и методы работы
Литературное чтение – Знакомство с жанрами фольклора.
– Изучение фольклора.
– Разучивание стихов и народных песен.
Окружающий мир – Наблюдения за изменениями, происходящими в живой и неживой природе.
– Экскурсия в парк.
Музыка – Разучивание песенных композиций.
– Знакомство с элементами русского народного танца.

Октябрь.

Раздел программы Формы и методы работы
Изобразительное искусство – Рисование осеннего дерева.
– Осенний букет.
– Изучение картин русских художников.
– Осенний пейзаж.
Технология – Флористика (Составление букета из осенних листьев и цветов.)
– Аппликация осеннего букета, деревьев, предметов живой и неживой природы с использованием различных материалов: бумаги, ткани.

Ноябрь.

Раздел программы Формы и методы работы
Русский язык – Сочинение.
Проектная деятельность. – Индивидуальные и групповые занятия.
– Знакомство с русским народным костюмом.
– Изучение быта и традиций русского народа.
– Проведение тематической викторины в городской библиотеке.
– Систематизация и обобщение полученных знаний.
– Посещение фольклорного праздника в Измайловском Кремле.
– Презентация проекта– показ спектакля.

Этапы работы над проектом.

Этап 1. Знакомство с жанрами фольклора.

1.1. Уроки литературного чтения.
1.2. Посещение библиотеки.
1.3. Разучивание народных песен, танцев.
1.4. Изучение фольклорных праздников, быта и традиций русского народа.
1.5. Экскурсия в Измайловский Кремль, участие в фольклорном празднике.

Этап 2. Изучение осенних изменений в природе.

2.1. Уроки окружающего мира.
2.2. Экскурсия в парк, наблюдение за живой и неживой природой.

Этап 3. Творческая деятельность.

3.1. Уроки изобразительного искусства, технологии, музыки.
3.2. Изготовление народного костюма.
3.3. Подготовка декораций.
3.4. Индивидуальные и групповые репетиции.
3.5. Оформление кабинета в русском народном стиле.
3.6. Презентация проекта– показ спектакля.

Изучение произведений фольклорных жанров на уроках чтения в начальной школе связано с проблемой непонимания учащимися народных обрядов, традиций. Это явилось причиной подготовки спектакля, основанного на русской обрядовой поэзии, музыке, танцах. Время действия – осень. Поэтому основой действия явилось празднование “Осенин”. Этот праздник отмечали на Руси 8 сентября Для того, чтобы действие спектакля было учащимися понятно и доступно, был выбран жанр сказки. Но традиционные сказочные персонажи действуют таким образом, чтобы вызвать интерес у современных детей. Главные персонажи сказки: скоморохи, царь, 3 принца – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, принцесса Осень, принцесса Несмеяна, мечтающая о любви. И многие хотят её развеселить, но только Ноябрь смог завоевать её сердце. Итог спектакля – обряд “свадьба”.

В процессе спектакля дети знакомятся с русскими обрядовыми традициями, с фольклорными праздниками, с бытовыми явлениями, осенними приметами, наблюдают за изменениями происходящими в живой и неживой природе.

Для подготовки спектакля использовались межпредметные связи школьных курсов окружающего мира, чтения, русского языка, музыки, технологии, изобразительного искусства. На уроках литературного чтения дети изучали жанры фольклора (Презентацияслайд 18–19), стихи русских поэтов осенней тематики и познакомились с обрядовой поэзией. При изучении малых жанров устного народного творчества ребята создавали рисунки (слайды20–22). Итогом этой работы стала тематическая игра, проведённая в городской библиотеке имени Загорского.

На уроках окружающего мира дети изучали сезонные изменения, происходящие в природе осенью. Наблюдения за изменениями в природе, полученные на экскурсии в Измайловском парке (слайд 24), привели к созданию на уроках изобразительного искусства прекрасных рисунков (слайд 27). На основе полученных впечатлений на уроке русского языка были написаны сочинения (слайд 15). А на уроках т руда дети выполняли аппликации, выполненные из разных материалов: бумаги и ткани (слайд 26). На уроках музыки дети изучали русские народные песни (слайд 29). Во внеурочное время учились танцевать русские народные танцы (слайд 30). Было разучено несколько танцев: индивидуальных и коллективных. Изучали русский костюм, бытовые предметы, обряды.

Огромное впечатление произвело на детей участие в фольклорном празднике в Измайловском Кремле. Итогом всей работы стал спектакль.