Цель: формирование представлений о пространственных и плоскостных фигурах и совершенствование вычислительных навыков через практическую исследовательскую деятельность.
Планируемые результаты образования.
Предметные:
- умеют различать пространственные и плоскостные фигуры, приводить примеры каждого вида;
- выполняют устные и письменные вычисления с многозначными числами;
- владеют компьютерным письмом, создают текстовые сообщения, оформляют и сохраняют их.
Метапредметные:
Регулятивные:
- планирование – определение промежуточных целей для достижения планируемого результата;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Коммуникативные:
- участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки;
- отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументируют свою точку зрения с помощью фактов;
- сотрудничать в совместном решении проблемы.
Познавательные:
- ориентируются в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;
- самостоятельно предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирают необходимые источники информации среди предложенных;
- анализируют, сравнивают, группируют;
- делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её.
Личностные:
- ценят и принимают такие базовые ценности как “родина” и “природа”;
- умеют осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению;
- осознают себя как индивидуальность и одновременно, как члена общества.
Оборудование : ноутбуки по 1 на парту, мультимедийная система, объёмные и плоскостные геометрические фигуры (по 1 фигуре на парте) и карточки с названиями фигур (по 1 на парте), атлас “Республика Хакасия” по 1 на парту, “Журнал исследователя” на каждого ученика, программа-тренажёр “Устный счёт” авт. Иваненко А. С.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
– Ребята, сегодня на уроке нашему научному клубу (Презентация. Слайд 1) предстоит выполнить небольшое исследование с помощью математических знаний. А чтобы оно было точным, вам нужно стараться безошибочно выполнять действия с многозначными числами, преобразовывать единицы длины и правильно решать задачи.
– Фотографии края, который мы будем исследовать обозначены многозначными числами (Слайд 2).
– Среди предложенных чисел назовите многозначные.
– Что заметили общего в этих числах? (Одинаковая цифра в разряде десятков тысяч.)
– Запишите их в порядке возрастания.
– Проверим. (Ученик зачитывает 97831,98000, 99999) (Слайд 3)
– Какой край будем исследовать? (Республику Хакасия.)
– Настоящие исследователи должны быть упорными и сообразительными, чтобы узнать много интересного. Сейчас мы будем тренировать эти качества.
– 5 человек выполняют задания на индивидуальных карточках (сложение и вычитание многозначных чисел), а остальные в парах работают на ноутбуках. (Тренажёры.)
2. Изучение нового материала.
– Без новых знаний жизнь неинтересна,
об этом знает каждый ученик.
Откройте учебники на с.3. Тема нашего урока спрятана в № 244. [1, с.3].
– По каким признакам разделите фигуры на группы?
– Дайте название каждой группе. (Пространственные и плоскостные.)
– Определите тему урока? (Слайд 4)
– Чему будете учиться? (Распознавать пространственные и плоскостные фигуры.)
– Как отличить пространственную фигуру от плоскостной?
3. Осознание и осмысление учебного материала.
– На рабочем столе ваших ноутбуков откройте папку “Задания для 4 класса”. Я подготовила для вас задание, откройте документ “Фигуры”. (Слайд 5)
Вы видите названия геометрических фигур и сами фигуры. Распределите их в две группы – пространственные и плоскостные фигуры.
– Назовите пространственные фигуры; плоскостные. (Слайд 6)
– В какую группу вы отнесли гексаэдр?
– Где можно найти значение этого слова? (В “Большой Российской энциклопедии”.)
– Да, совершенно верно, куб по-другому называется “гексаэдр”. (Слайд 7)
Физкультминутка.
4. Применение знаний и умений.
– Теперь мы готовы приступить к исследованию. У каждого из вас есть журнал исследователя со специальными заданиями (см. Приложение2), которые помогут вам получить интересную информацию о Хакасии. После того, как вы его заполните, он станет вашим помощником не только на уроках, но и в обычной жизни.
– Познакомьтесь с первым заданием.
(Задание 1. Почти 2/3 территории республики Хакасии занято горами, всё остальное – степи. Узнайте, какую территорию занимают степи.)
– Что скажете? (Не хватает данных.)
– Где можно взять недостающую информацию? (В атласе.)
– Какой из атласов подойдёт? (Предлагается атлас “Материков и океанов”, атлас “Республика Хакасия”.)
– Правильно, вам понадобится атлас “Республика Хакасия”. Посмотрите внимательно на с.5 этого атласа и найдите нужные данные. [4, с. 5] (Слайд 8)
– Выполните задание. Решение записывайте в тетради, а результаты в журнал исследователя.
– Зачитайте решение задачи. (61875-61875:3х2= 20625 км2 )
– Кто решил по-другому?
1) 3/3 – 2/3=1/3 (часть) занята степями.
2) 61875:3х1= 20625 (км2) занимают степи.
– Какой способ решения наиболее удобный? Докажите.
– Назовите пространственные и плоскостные объекты из этого задания. (Степь – плоскостной объект, гора – пространственный.)
– Какие знания вам потребуются для выполнения второго задания? (Масштаб 1см : 17500 м и расстояние между объектами в см.)
– Как найти по карте расстояние между объектами?
(1. Измерить расстояние между объектами при помощи линейки.
2. Умножить масштаб на полученное число.
3. Выразить полученное число в километрах.)
Задание 2. Узнайте расстояние:
- от Абакана до Черногорска (17500х1 = 17500м
17500м = 17км 500м) - от Абакана до Сорска (1 7500х5 = 87500м
87500м = 87км 500м)
– Ребята, только что по электронной почте пришёл запрос от МЧС респ. Хакасия. Им нужна информация о расстоянии от Абакана до СШГЭС.
– В парах обсудите полученные данные, на рабочем столе откройте “блокнот”,
создайте текстовое сообщение с вашими данными и отправьте его по сетевому
окружению на головной компьютер. (17500х6 = 105000м
105000м = 105км)
– Пока я проверяю ваши данные на своём компьютере, выполните в группах 3 и 4 задания.
(Задание 3. В каких архитектурных ансамблях и памятниках в нашем родном городе Абакане использованы такие пространственные фигуры, как шар, цилиндр и параллелепипед.
Задание 4. Хакасия богата полезными ископаемыми. В республике располагаются крупные запасы высококачественных углей. Важной отраслью является добыча железных руд. А также Хакасия – один из старейших золотоносных районов. Вспомни плоскостные фигуры, которые обозначают эти ископаемые на карте: золото – ___, уголь –_____, железная руда – _____ )
– Проверим, что у вас получилось в заданиях по группам. (Задание 3. Пространственные фигуры шар, цилиндр и параллелепипед можно увидеть в строении памятника Петру и Февронии, Спасо-Преображенского собора, стелы Лора, стелы “Добрый ангел мира”.)
(Слайд 9)
– Дома выполните последнее задание, а правильность полученного данного проверьте, используя разные источники информации.
(Задание 5. Из Абакана и из Москвы навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного 50 км/ч, а другого 60 км/ч. Через 28 часов, до встречи поездов осталось 1138 км.
Узнайте расстояние от Абакана до Москвы.)
5. Рефлексия.
– Что на уроке было интересным?
– Когда было трудно?
– Дорисуйте смайлик, отражающий ваше настроение.
Список использованных источников
- Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Фёдоров”, 2010. Часть II. – 144 с. – ISBN 978-5-9507-1086-5.
- Лободина Н.В. Математика. 4 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Аргинской. II полугодие. – Волгоград: Учитель, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7057-1189-5.
- Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты. 4 класс: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 240 с. – ISBN 5-85684-258-8.
- Атлас республики Хакасия / составлен и подг. к изданию Восточно-Сибирским аэрогеодезическим предприятием в 1998 г.: отв. ред. Овчинникова Н.С. – 32 с.
- Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ Председатель Науч.– ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т.6.Восьмеричный путь. – Германцы. М.: Большая Российская энциклопедия. 2006. – 767 с.: ил.: карт. – ISBN 5-85270-33.