Лексико-грамматическое занятие по теме "Насекомые"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”; уточнить названия насекомых;
  • развивать и пополнять глагольный, предметный и словарь признаков по данной теме;
  • упражнять в образовании именительного падежа множественного числа существительных;
  • закрепить образование уменьшительно-ласкательных форм существительных по теме;
  • упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных;
  • упражнять в подборе прилагательных к существительному “бабочка”;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать ассоциативное мышление, зрительное восприятие и слуховое внимание;
  • развивать зрительно-пространственный гнозис;

Коррекционно-воспитательные:

  • прививать навыки самостоятельности, усидчивости;
  • воспитывать умение проявлять инициативу;
  • воспитывать умение воспринимать прекрасное;

Оборудование:

  • презентация “Этот удивительный мир насекомых”
  • картинка: цветик-семицветик;

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед: -- Вышли на лужок, сделали кружок (дети стоят в кругу).

-- Сегодня на занятии мы отправимся в прекрасный удивительный волшебный мир насекомых. А поможет нам в этом путешествии вот этот “цветик-семицветик” (показ картинки). Сейчас девочки “полетят” на свои места как “бабочки” (девочки машут руками как крылышками бабочки), а мальчики “полетят” на свои места как “стрекозки” (мальчики “шевелят” пальчиками, как будто летят “стрекозки”)

2. Логопед читает стихотворение, обращая внимание детей на экран (слайд № 2).

Этот цветик-семицветик
Вдруг волшебным стал у нас.
Лепестки его цветные, красные и голубые,
Мы тихонько отрываем и заданья выполняем.
Минуточку внимания: если выполнишь заданья
Вам цветок подарит приз – удивительный сюрприз.

3. Логопед: -- Лепесточек первый необыкновенный. Лепесточек отрываем и заданье получаем.

(На слайде исчезает лепесток, затем лепесток такого же цвета оказывается в руках у логопеда, логопед читает задание). Давайте прочитаем первое задание: “Ты загадку отгадай – насекомое узнай” (слайды № 3-5).

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

Целый день жужжит на ухо надоедливая ... (муха)

Над лужайкою полет совершает вертолет
И глядит во все глаза. Кто же это? ... (стрекоза)

Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил! (Комар)

Мед в свой улей принесла полосатая ... (пчела)

Без работы, хоть убей! – жить не может ... (муравей)

(Далее логопед нажимает мышкой на слайд, а дети называют насекомое).

4. Логопед: -- Лепесток второй, тоже непростой (слайд № 6). Читаем задание (слайды № 7-15):

“На картинки вы смотрите, “один и много” назовите”.

Д/игра “Один и много”: бабочка -- бабочки, ... и т.д.

5. Логопед: -- Третий отрываю, задание читаю (слайд № 16): “Насекомое узнай да словечком приласкай”

Д/игра “Назови ласково”: пчела -- пчелка,.... (слайды № 17-22).

6. Логопед: -- И четвертый лепесток нам задает задание, попрошу внимания (слайд № 23): “Кого много на лугу?” Д/игра “Кого много на лугу?” (слайд № 24).

(Ответы детей: “На лугу много бабочек, стрекоз, божьих коровок, ...)

7. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)[1].

-- Давайте немного отдохнем и поиграем с нашими пальчиками.

1) Пальчиковая игра “Жук”

-- Вот майский жук прилетел на нашу полянку. Изобразите жука. Описание: левую руку сжать в кулак, выставив только указательный и средний пальцы – это усы жука. Обхватить левую ладонь поперек правой ладонью – это спинка жука. Шевелить усами и жужжать : Ж-ж-ж...

-- Села бабочка на цветок, крылышки сложила, ее и не видно. Покажите, как бабочка раскрывает и складывает крылышки.

2) “Бабочка”: соединить ладони у основания, а затем несколько раз развести в стороны верхние части ладоней, одновременно произнося звук: Ш-ш-ш... -- бабочка шелестит крылышками.

-- А это кто летит, пищит? Комар!

3) “Комар”: сжать руку в кулак, выставив только указательный палец --это хоботок комара, двигать руку вперед, произнося: З-з-з...

-- А вот кузнечик стрекочет, ускакать хочет.

4) “Кузнечик”: собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол большим пальцем вниз. Произнести звук [ц], быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол, чуть ближе к себе. Совершить несколько таких “прыжков”.

8. Логопед: -- Вот и пятый, он чудесный и с вопросом интересным (слайд № 25):

-- “Где находится предмет, ты мне скажешь или нет?”

Игра на ориентировку в пространстве (слайд № 26). Логопед задает вопросы детям: “Где находится майский жук?” (Ответы детей: “Майский жук находится в правом верхнем углу”) Какое насекомое находится в левом нижнем углу? (Ответ: “В левом нижнем углу находится муха”), ...и т.д.

9. Логопед: -- У шестого лепестка есть вопрос наверняка (слайд № 27).

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети (слайд № 28):

Д/И “Веселая стрекоза” (работа с раздаточным материалом). Подул легкий ветерок, и стрекоза полетела в первый ряд в третью клетку, ...и т. д.

10. Логопед: -- И, конечно же, седьмой нам задаст вопрос он свой. (слайд № 29): “На картинки посмотри – четвертый лишний назови” (слайды № 30-31). (Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор)

11. Логопед:

-- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела к нам на занятие (слайд № 32)! Давайте украсим слово “бабочка”! Бабочка “какая”? Сколько слов-признаков вы назовете, столько цветочков распустится на полянке! (Дети называют: бабочка (какая?) -- красивая, воздушная, легкая, разноцветная, быстрая, летящая, желтая, нежная, быстрокрылая, ...

12. Итог занятия. Вот и все задания цветика-семицветика вы выполнили, хорошо поработали. А теперь обещанный сюрприз! (Cюрприз по желанию логопеда. Я использовала видеозапись на песню Улыбка” В. Шаинского, которую взяла на видеохостинге “YouTube”)

Использованная литература.

1. – О.А. Новиковская “Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет”, Спб: “Паритет”, 2006г., стр. 192