Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”; уточнить названия насекомых;
- развивать и пополнять глагольный, предметный и словарь признаков по данной теме;
- упражнять в образовании именительного падежа множественного числа существительных;
- закрепить образование уменьшительно-ласкательных форм существительных по теме;
- упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных;
- упражнять в подборе прилагательных к существительному “бабочка”;
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать ассоциативное мышление, зрительное восприятие и слуховое внимание;
- развивать зрительно-пространственный гнозис;
Коррекционно-воспитательные:
- прививать навыки самостоятельности, усидчивости;
- воспитывать умение проявлять инициативу;
- воспитывать умение воспринимать прекрасное;
Оборудование:
- презентация “Этот удивительный мир насекомых”
- картинка: цветик-семицветик;
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед: -- Вышли на лужок, сделали кружок (дети стоят в кругу).
-- Сегодня на занятии мы отправимся в прекрасный удивительный волшебный мир насекомых. А поможет нам в этом путешествии вот этот “цветик-семицветик” (показ картинки). Сейчас девочки “полетят” на свои места как “бабочки” (девочки машут руками как крылышками бабочки), а мальчики “полетят” на свои места как “стрекозки” (мальчики “шевелят” пальчиками, как будто летят “стрекозки”)
2. Логопед читает стихотворение, обращая внимание детей на экран (слайд № 2).
Этот цветик-семицветик
Вдруг волшебным стал у нас.
Лепестки его цветные, красные и голубые,
Мы тихонько отрываем и заданья выполняем.
Минуточку внимания: если выполнишь заданья
Вам цветок подарит приз – удивительный сюрприз.
3. Логопед: -- Лепесточек первый необыкновенный. Лепесточек отрываем и заданье получаем.
(На слайде исчезает лепесток, затем лепесток такого же цвета оказывается в руках у логопеда, логопед читает задание). Давайте прочитаем первое задание: “Ты загадку отгадай – насекомое узнай” (слайды № 3-5).
На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)Целый день жужжит на ухо надоедливая ... (муха)
Над лужайкою полет совершает вертолет
И глядит во все глаза. Кто же это? ... (стрекоза)Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил! (Комар)Мед в свой улей принесла полосатая ... (пчела)
Без работы, хоть убей! – жить не может ... (муравей)
(Далее логопед нажимает мышкой на слайд, а дети называют насекомое).
4. Логопед: -- Лепесток второй, тоже непростой (слайд № 6). Читаем задание (слайды № 7-15):
“На картинки вы смотрите, “один и много” назовите”.
Д/игра “Один и много”: бабочка -- бабочки, ... и т.д.
5. Логопед: -- Третий отрываю, задание читаю (слайд № 16): “Насекомое узнай да словечком приласкай”
Д/игра “Назови ласково”: пчела -- пчелка,.... (слайды № 17-22).
6. Логопед: -- И четвертый лепесток нам задает задание, попрошу внимания (слайд № 23): “Кого много на лугу?” Д/игра “Кого много на лугу?” (слайд № 24).
(Ответы детей: “На лугу много бабочек, стрекоз, божьих коровок, ...)
7. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)[1].
-- Давайте немного отдохнем и поиграем с нашими пальчиками.
1) Пальчиковая игра “Жук”
-- Вот майский жук прилетел на нашу полянку. Изобразите жука. Описание: левую руку сжать в кулак, выставив только указательный и средний пальцы – это усы жука. Обхватить левую ладонь поперек правой ладонью – это спинка жука. Шевелить усами и жужжать : Ж-ж-ж...
-- Села бабочка на цветок, крылышки сложила, ее и не видно. Покажите, как бабочка раскрывает и складывает крылышки.
2) “Бабочка”: соединить ладони у основания, а затем несколько раз развести в стороны верхние части ладоней, одновременно произнося звук: Ш-ш-ш... -- бабочка шелестит крылышками.
-- А это кто летит, пищит? Комар!
3) “Комар”: сжать руку в кулак, выставив только указательный палец --это хоботок комара, двигать руку вперед, произнося: З-з-з...
-- А вот кузнечик стрекочет, ускакать хочет.
4) “Кузнечик”: собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол большим пальцем вниз. Произнести звук [ц], быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол, чуть ближе к себе. Совершить несколько таких “прыжков”.
8. Логопед: -- Вот и пятый, он чудесный и с вопросом интересным (слайд № 25):
-- “Где находится предмет, ты мне скажешь или нет?”
Игра на ориентировку в пространстве (слайд № 26). Логопед задает вопросы детям: “Где находится майский жук?” (Ответы детей: “Майский жук находится в правом верхнем углу”) Какое насекомое находится в левом нижнем углу? (Ответ: “В левом нижнем углу находится муха”), ...и т.д.
9. Логопед: -- У шестого лепестка есть вопрос наверняка (слайд № 27).
Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети (слайд № 28):
Д/И “Веселая стрекоза” (работа с раздаточным материалом). Подул легкий ветерок, и стрекоза полетела в первый ряд в третью клетку, ...и т. д.
10. Логопед: -- И, конечно же, седьмой нам задаст вопрос он свой. (слайд № 29): “На картинки посмотри – четвертый лишний назови” (слайды № 30-31). (Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор)
11. Логопед:
-- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела к нам на занятие (слайд № 32)! Давайте украсим слово “бабочка”! Бабочка “какая”? Сколько слов-признаков вы назовете, столько цветочков распустится на полянке! (Дети называют: бабочка (какая?) -- красивая, воздушная, легкая, разноцветная, быстрая, летящая, желтая, нежная, быстрокрылая, ...
12. Итог занятия. Вот и все задания цветика-семицветика вы выполнили, хорошо поработали. А теперь обещанный сюрприз! (Cюрприз по желанию логопеда. Я использовала видеозапись на песню Улыбка” В. Шаинского, которую взяла на видеохостинге “YouTube”)
Использованная литература.
1. – О.А. Новиковская “Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет”, Спб: “Паритет”, 2006г., стр. 192