Сегодня, как считают многие представители научно-педагогического сообщества, в социуме отчётливо проявляется стремление к выявлению и выделению национально-индивидуальной составляющей личности, к выражению своего “Я” в этнокультурном контексте. В процессе межкультурных коммуникаций происходит новое, ещё недавно забытое осознание своей культурно-исторической уникальности и своеобразия, чётко прослеживается тенденция утверждения своей этничности за счет сохранения и культивирования своей самобытности на фоне возрождения традиционной культуры.
Образование на современном этапе развития выступает в роли важнейшего механизма межпоколенной трансляции этничности. В основе методологии реализации образовательных стандартов второго поколения помимо системно-деятельностного подхода в качестве приоритетных называются личностно-ориентированный и аксиологические подходы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует социальный заказ школе в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий. Важнейшим конструктом в этой системе называется национальное самосознание и идентичность как часть гражданской идентичности.
Одно из направлений инновационной деятельности гимназии – реализация культурологического подхода к выстраиванию модели образовательно-воспитательного пространства. В этой связи миссию гимназии можно определить как миссию своеобразного этнокультурного центра социума. Выпускник гимназии должен быть охарактеризован как целостный субъект культуры, ориентированный на свои корни, и в то же время, принимающий судьбу многонационального Отечества “как свою собственную”. Таким образом, важным условием при организации образовательного пространства представляется следование принципу гармонизации, интеграции этнической и гражданской (российской) идентичности.
Одна из проблем реализации культурологического подхода определяется объективно существующими противоречием:
С одной стороны, гимназия имеет значительные педагогические ресурсы содержания и средств изучения и сохранения этнокультурных традиций коренных народов РК (изучение коми языка, литературы, истории и культуры народа коми на всех отделениях гимназии, предметы этнокультурного цикла на художественном, музыкальном, гуманитарном, театральном отделениях, проекты этнокультурного центра, музея гимназии, Школьной фольклорной лаборатории, ансамбль “Зиль-зёль” и т.д.). С другой стороны, существует разобщённость между имеющимися в гимназии структурными подразделениями, реализующими дополнительное этнокультурное образование и воспитание. Эта проблема управленческого характера провоцирует появление проблемы на уровне взаимодействия других субъектов образовательного пространства гимназии: межкультурное взаимодействие учащихся очень часто ограничено рамками класса-группы. Данные, полученные в результате мониторинга воспитанности в 2010–2011 учебном году, свидетельствуют о наличии ситуативно-негативного отношения части воспитанников поступивших в гимназию в пятый, восьмой, десятый классы к представителям других национальностей. Возможно, подобные показатели обусловлены феноменом “осадка культуры” и особенностями воспитания в семье, либо появляются вследствие “точечного” внимания к организации воспитательного процесса в направлении толерантного межкультурного взаимодействия.
Проект “Истоки” разработан в соответствии с системой целеполагания, структурой и содержанием подпрограммы “Этническая культура и культура межэтнических коммуникаций” обновлённой Программы содержания и воспитания воспитанников ГОШ-И “Гимназия искусств при Главе РК” им. Ю.А. Спиридонова. Программа основана на принципе концентрического расширения содержания педагогической деятельности, направленной на формирование этнокультурного самосознания и поликультурной компетентности, составляющих основу этнической культуры и культуры межэтнических коммуникаций.
1-яступень: становление положительной этнической идентичности (идентификации) как основы мультикультурного самосознания;
2-я ступень:
– становление и обогащение этнокультурной компетентности учащихся (от
элементарной грамотности до функциональной грамотности и мультикультурной
образованности);
– становление и обогащение регулятивно – поведенческих норм межнационального
общения и этнотолерантности учащихся;
3-я ступень: становление способности учащихся к личностной рефлексии и интроспекции в связи с самоопределением в мультикультурном пространстве.
Одной из форм деятельности в рамках реализации программы является встреча представителей землячеств, которая традиционно проходит один раз в год. Однако этого мероприятия явно недостаточно для того, чтобы сплотить детско-взрослую общность по этническому или региональному принципу вне зависимости от профиля дополнительного образования. Мы сочли возможным расширить содержание деятельности по подготовке мероприятия “Встреча землячеств” и спроектировать возможные выходы за пределы гимназии с целью создания условий для формирования полноценного воспитательного пространства этнокультурной социализации воспитанников.
Подцель проекта: Создание условий для формирования оптимального уровня региональной и этнической идентичности поступивших в гимназию воспитанников посредством включённости в деятельность землячеств разных районов Республики Коми.
Задачи проекта:
- Актуализировать представления об истоках национальной культуры.
- Погрузить воспитанников в мир этнокультурных традиций.
- Создать благоприятную среду для взаимопроникновения культур, обогащения собственной картины мира учащегося этническими культурными ценностями его одноклассников.
- Гармонизировать процессы формирования этнической идентичности и межкультурной толерантности.
- Формировать нормы и эталоны поликультурной коммуникации, навыки межэтнических коммуникаций посредством организации групповой деятельности;
- Организовать культуротворческую деятельность подростков по изучению, сохранению и распространению этнокультурных традиций.
География проекта: г. Сыктывкар, Усть-Куломский, Усть-Вымский, Сыктывдинский, Сысольский районы.
Целевая аудитория: Педагоги, родители и воспитанники гимназии искусств, представители землячеств вышеобозначенных районов, представители молодёжной организации “Ми”, руководители местных органов государственного управления.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Изучение первоначального уровня этнической идентичности и этнической толерантности воспитанников 5-10 классов, поступивших в гимназию на разные отделения и педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность в данных классах-группах.
Диагностика компонентов и типов этнической идентичности воспитанников и педагогов с использованием методик “Я и мой народ” З.В. Сикевич, “Я такой человек, который…” Г.У. Солдатовой.
1.1. Диагностика выраженности этнической толерантности с использованием методики З.В. Сикевич.
1.2. Изучение тенденций потребности в этнической принадлежности воспитанников, родителей, педагогов с использованием методики Г.У. Солдатовой “Этническая аффилиация”.
1.3. Составление социокультурных портфолио классов “Мы – разные и этим интересны друг другу” (география гимназии).
1.4. Прогнозирование вариантов аккультурации воспитанников.
Второй этап: Создание специально-организованной среды.
2.1. Мастерская ценностных ориентаций “Моя малая родина” (по классам);
2.2. Общегимназическое КТД “Дорогие мои земляки”;
2.3. Выставка-панорама “Республика – это мы!” (при участии представителей молодёжной организации “Ми”);
2.4. Парад районов: выезд в районы с целью погружения в аутентичную социокультурную среду (при участии родителей и представителей районных властей).
2.5. Общегимназический этнофестиваль “Истоки”:
– Конкурс исполнителей народной песни “Зарни сьыланкыв”.
– Дефиле этнокостюмов “Мича нывка”.
– Игровая программа “Гажодчам”.
– Выставка предметов декоративно-прикладного творчества (изделия из бересты,
соломки, корней, лозы, дерева; лоскутное шитьё; ткачество; этнические игрушки и
пр.) “Киподтуяяс”.
Третий этап: Расширение среды до актуальной зоны развития воспитанников и формирование их собственной культуротворческой деятельности: участие в акциях, экспедициях и трудовых десантах по восстановлению памятников этнической культуры; исследовательская деятельность (культурология, история, этнопсихология, основы межкультурных коммуникаций).
Четвёртый этап:
4.1. Выявление динамики уровней, компонентов этнической идентичности и этнической толерантности воспитанников и педагогов.
4.2. Итоговая рефлексия с использованием опросника для воспитанников, педагогов, родителей, представителей государственных органов, общественных организаций. Использование проективного метода рефлексии на основе этнокультурной семантики.
4.3. Размещение информации об итогах реализации проекта на сайтах гимназии, общественных организаций; в СМИ.
Ожидаемый результат:
- Создана детско-взрослая общность носителей различных культур Республики Коми.
- У воспитанников, родителей сформировано ответственное отношение к культурному наследию своей и других этнических групп.
- У воспитанников проявляются навыки конструктивного взаимодействия с представителями другой культуры.
- У воспитанников сформировано уважительное отношение к семье, малой и большой Родине.
- У воспитанников, их родителей и педагогов формируется оптимальный уровень этнической и региональной идентичности.
- Наблюдается положительная динамика развития этнической толерантности у воспитанников, родителей и педагогов.
Необходимые условия реализации проекта:
Для реализации программы в гимназии имеется:
– стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив;
– опыт работы коллектива в обеспечении высокого уровня адаптированности вновь
поступивших воспитанников;
– положительный опыт работы в направлении этнокультурного образования;
– материально-техническая обеспеченность гимназии, позволяющая реализовать
комплекс предлагаемых мер;
– система социальных связей с представителями органов государственного
управления и общественными организации Республики Коми.
Состав участников проекта: Администрация гимназии, педагоги, психологи, воспитанники гимназии, родители, представители органов государственного управления и общественных организаций.
План деятельности по реализации проекта.
Мероприятия | Срок | Ответственные |
1. Организационное обеспечение. | ||
1. Разработка и утверждение проекта создания
полноценного пространства этнокультурной социализации поступивших в
гимназию воспитанников посредством включённости в деятельность
землячеств РК (“Истоки”). 2. Подготовка писем в органы государственного управления районов РК, общественные организации, СМИ с описанием проекта и предложением участвовать в его реализации. |
Апрель–май 2013 г. | Руководитель ВТК Томова И.Н., зам. директора по гуманитарному образованию Нефедова С.М., руководитель этноцентра Таскаева А.А. |
2. Информационное обеспечение. | ||
1. Ознакомление педагогического коллектива гимназии с
проектом. 2. Диагностика воспитанников, родителей, педагогов с использованием методик З.В. Сикевич и Г.У.Солдатовой. 3. Разработка форм получения непрерывной обратной связи от всех участников проекта. 4. Оформление тематических информационных стендов в помещениях гимназии после реализации каждого этапа проекта. Подготовка и размещение информации о ходе реализации проекта на сайтах и в СМИ. |
Август–сентябрь 2013 г.
В течение года. |
Томова И.Н., Алексеева С.С., Евсеева Н.В., Сивергина
Е.Н. Зам. директора по информатизации Мартынова А.В., Сивергина Е.Н. |
3. Научно-методическое обеспечение. | ||
1. Научно-методический совет “Возможности гимназии в
проектировании единого социокультурного пространства аккультурации и
этнической социализации воспитанников”. 2. Малый педагогический совет гуманитарного отделения “Влияние специально-организованной среды на формирование этнической культуры и культуры межэтнических коммуникаций. 3. Разработка методических рекомендаций по реализации проекта. 4. Подготовка аналитических справок по итогам реализации проекта. |
В течение года. |
Зам.директора по научно-методической работе Участники ВТК |
4. Нормативно-правовое обеспечение. | ||
1. Изучение нормативных документов, направляющих и
регламентирующих государственную политику в области образования и
этнокультурной социализации. 2. Разработка локальных актов по правовому сопровождению реализации проекта. |
В течение года. | Администрация |
5. Кадровое обеспечение. | ||
Подбор и расстановка кадров. | Май 2013 г. | Таскаева А.А., Томова И.Н., Нефедова С.М. |
6. Работа с родителями. | ||
1. Информирование и просвещение родителей. 2. Обеспечение активного, ответственного участия родителей в проекте посредством включения в КТД и творческие группы по реализации этапов проекта. 3. Родительское собрание “Роль семьи в этнокультурной социализации детей”. 4. Составление этнокультурных порфолио семьи “Традиции и современность” 5. Диагностика этнокультурной толерантности родителей. 6. Итоговая рефлексия с использованием опросника и проективного метода на основе этнической семантики. |
В течение года. | Классные руководители, воспитатели, кураторы. Томова И.Н. |