Цели:
- Учить детей дифференцировать имена существительные мужского и женского рода с шипящей на конце, правильно их записывать.
- Воспитание любви к чтению, бережное отношению к книгам.
- Коррекция письменной речи.
Оборудование: магнитофон, таблица, выставка книг Н.Носова, А.Толстого, Б.Заходера, А.Милн.
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте! А вот садиться не торопитесь. Сегодня я пришла не одна, а вместе с героями этих замечательных книг. Книги хорошо оформлены, иллюстрированы. Их приятно брать в руки и читать. И чтобы они сохранили свою красоту не только для Вас, а для Ваших детей, нужно очень бережно к ним относиться. Не перегибать переплет, не пачкать страницы.
Герои этих книг прислали нам телеграмму и выразили желание побывать у нас на уроке и проверить знания детей. Прибудут они не просто так, а каждый со своим заданием. Вместе прилететь на сказочном ковре – самолете помешал им сильный мороз. Поэтому вовремя успел добраться до нас только Незнайка. Кто из вас, ребята, знает за что он получил свое имя?
II. Повторение.
Незнайка хочет узнать много ли здесь таких как он Незнаек и Лентяек или больше Знаек и Умников? Задает Вам вопрос, а за правильный ответ разрешает занять свое место за партой.
- Что мы изучаем?
- Что называется существительным?
- Какого рода могут быть имена существительные?
- Как определить род существительного?
- Какие слова мы подставляем к существительным женского рода, мужского рода, среднего рода?
- Когда у существительного род не определяется?
Мы постараемся сделать нашего гостя немного умнее и научим работать с сигнальными карточками при определении рода имени существительного.
Работа с сигнальными карточками.
Молодцы! Незнайка Вас благодарит и дарит сказку, связанную с новой темой урока: “Правописание имен существительных с шипящей на конце”. Правда вывод он сделать из нее не смог. Помогите ему.
III. Объяснение нового материала.
Сказка (Журнал “Начальная школа” 1998 год, №8)
- Так какой мы вывод делаем? (Ь пишется только у имени существительного женского рода).
Работа с таблицей (чтение ее молча, затем вслух).
Прощание с Незнайкой. Он возвращается к своим делам в Солнечный город.
IV. Закрепление.
а) – Чу. Слышу шум крыльев. Приближается новый гость – Сова. Большая голова. Несет в когтях добычу – загадки чудесные. Их нужно разгадать, а ответ составить на магнитной доске, объяснить правописание.
Маленький зверек,
Серенькая шубка,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, рыбу, мясо.
Свеклу, яблоки и масло.Махнула птица крылом,
Покрыла весь свет черным пером.Кто в дни болезней
Всех полезней.
И лечит нас от всех болезней?Круглый, гладкий и пузатый
Больно бьют его ребята.Я черный, красный, желтый, синий
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножичком дружу
И что хочу изображу.
Молодцы! А теперь Совушка дает задание: сесть правильно, выпрямить спину. Открыть тетради, записать число, тему. Распределить существительные в два столбика: мужского и женского рода. (Работа на доске).
Для закончивших: составить и записать два предложения с любыми из данных слов.
б) Самостоятельно выполнить упражнение 129, страница 82.
У Совы острый глаз. Она далеко видит, даже в темноте. Чтобы нам сохранить зрение хорошим, нужно давать глазкам отдыхать.
Физминутка для глаз, затем для частей тела.
- Погостила бы Совушка у нас и подольше. Да дела ждут: проверить все ли в порядке в лесу, да и покормиться пора. До новых встреч!
А мы встречаем следующего гостя. Цокают деревянные башмачки по коридору. Открывается дверь и просовывается длинный нос. А обладатель его кто?
Буратино – весельчак предлагает поиграть с ним в мяч и заменить данные выражения существительным с шипящей на конце.
- Помещение для машин –
- Мелкие деньги –
- Молодое поколение-
- Непромокаемое пальто –
- Глухое место –
- Часть суток от вечера до утра –
- 12 часов, в ночи –
- Небольшой грызун –
Молодцы! Буратино спешит дальше, его ждет любимый папа Карло.
- А, кто это поет? (Звучит песенка Вини-Пуха). Здравствуй, Вини! Он принес небольшой стишок, правда замерз по дороге, и с рифмой у него не все получилось. Поможем ему?
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом...
В этот час такая тишь!
Только слышно: “Спи, ...!”
V. Итог урока.
- Что нового мы узнали о правописании существительного с шипящей на конце?
VI. Домашнее задание: упражнение 128 (II), страница 81.
VII. Выставление оценок.