Актуальность: Развитие дистанционного образования детей инвалидов в настоящее время достаточно актуально. Премьер-министр Российской Федерации на заседании президиума совета по реализации приоритетных национальных проектов, заявил, что все дети-инвалиды, которые нуждаются в дистанционном обучении, получат такую возможность к 2012 году. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Ростовской области остро стоит проблема образования, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Традиционные условия организации образования детей – инвалидов в системе государственных учреждений не обеспечивают в полной мере качественного конкурентоспособного уровня образования [1]. Можно констатировать, что кроме отсутствия качественного образования дети-инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:
- нарушение связи с миром;
- недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;
- ограниченный доступ к информационным ресурсам;
- недоступность общения с природой, культурными ценностями.
Кроме таких факторов как состояние здоровья и особенности психического развития, этим детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие дети не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно. В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Данная форма получения образования позволяет реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Больше всех в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
Основное содержание проекта заключается в создании в каждом субъекте Федерации центра дистанционного образования детей инвалидов, подбор и подготовку педагогических кадров для работы в них. Развитие дистанционного образования детей- инвалидов подразумевает и подключение мест проживания детей-инвалидов к глобальной сети Интернет. Также в проекте предусмотрено обеспечение детей компьютерной техникой, программным обеспечением для организации дистанционного обучения, включая доставку и пусконаладочные работы по этим направлениям.
С целью реализации поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № Пр-988 (пункт “б”) Министерством образования и науки Российской Федерации в программу реализации приоритетного национального проекта “Образование” на 2009-2012 годы включено мероприятие “Развитие дистанционного образования детей-инвалидов”. Реализация проекта осуществляется на условиях паритетного софинансирования за счёт средств федерального бюджета (предоставление субсидий) и бюджета Ростовской области.
В рамках приоритетного национального проекта “Образование” в 2009 году на базе ГКОУ РО санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан и оснащен Центр дистанционного образования детей-инвалидов, а ГКОУ РО школа-интернат III, IV видов № 33 г. Новочеркасска осуществляет дистанционное образование детей-инвалидов по зрению.
Описание технологии построения Индивидуального образовательного маршрута учащегося
Школьники обучаются по программам соответствующим всем нормативно-правовым документам и нормам СанПиНа, учебная нагрузка — это и виртуальные уроки, и традиционные, когда учитель приходит домой, а так же посещение классных или школьных мероприятий.
Обучение ребёнка начинается с согласия родителей (законных представителей) при наличии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, из числа детей – инвалидов:
- находящихся на индивидуальном обучении, с сохранным интеллектом, мотивированных к обучению;
- из социально благополучных семей;
- из районов, куда можно провести Интернет;
- возраст учащихся 7-18 лет.
По новой системе обучения у ребенка-инвалида нагрузка от 11 до 16 часов в неделю. Раньше на надомном обучении было не больше 8- 12 часов. Кроме вышеперечисленных условий, следует учесть и группу ограничений при организации дистанционного образования для детей-инвалидов. В рамках реализации Проекта существует ряд значимых ограничений, определяющих Модель построения ЦДО.
В связи с этим практическая реализация обучения детей-инвалидов предполагает сочетание надомного и дистанционного обучения. Такой способ обучения позволит (особенно на начальном этапе обучения) предотвратить возможные трудности учащихся по освоению ими новой ИОС, в которой осуществляется дистанционное обучение, и позволит постепенно приобрести навык эффективной деятельности в ней.
Родителям детей-инвалидов нужно лишь указать место, где будет рабочее место ребенка, чтобы специалисты установили компьютер, колонки, клавиатуру, монитор, принтер, сканер и т.д. Детям для обучения выдают графический планшет, цифровой микроскоп и другое оборудование, которое необходимо для обучения на отдельных предметах. Оборудование передаётся в дом проживания ребенка, и родители несут ответственность за него. Но нужно учесть, что все оборудование предоставляется бесплатно, доступ к сети Интернет тоже для ребёнка бесплатен и не ложится на плечи семьи.
Для многих родителей, как правило, на первом месте стоит забота о здоровье. Все силы и время тратятся именно на это. В школе задача образования ложится на плечи педагога. При дистанционном обучении родители становятся главным помощниками для ребёнка. Поэтому сотрудниками ЦДО было проведено обучение родителей по программе “Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям”. Приобщение родителей к деятельности детей во время дистанционного обучения даёт возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете, преодолеть “комплекс беды”, характерный для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов. Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляют учителя (сетевые преподаватели), обладающие знаниями в области особенностей психофизического развития детей-инвалидов, методик и технологий организации образовательного процесса в очной и дистанционной формах [2].
Проведение уроков сетевыми преподавателями, а так же мероприятий с участием детей-инвалидов регулярно контролируют сотрудники ЦДО. По итогам 2009/2010 учебного года проведён мониторинг деятельности “опорных школ”. Сотрудниками Центра дистанционного обучения детей-инвалидов:
- предоставляются методические консультации для сотрудников опорных школ СК по вопросам дистанционного обучения;
- еженедельно проводятся skype-совещания с ответственными за организацию ДО детей-инвалидов в ОШ;
- ведётся подготовка информации (отчётов) об организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Необходимо так же отметить нетрадиционные формы работы ЦДО по такому направлению деятельности, как организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям учащихся, это - педагогические игры, вебинары, скайп-чаты в дистанционной форме (используются возможности регионального сайта СтавВики wiki.srkc.ru) [3]. Такая форма обучения ориентирована на технологии Web 2.0. http://web2edu.ru/shared/default.aspx Социальные сети: блоги, форумы, вики-технологии.
Описание технологии педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося
В рамках предложенной Модели можно выделить следующие основные роли участников педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося:
Учащийся. Является наиболее значимым участником среды, центральным элементом, на чье развитие и благополучие направлена деятельность всей системы ИОС. Принимает активное участие в построение собственной образовательной траектории.
Учитель. Реализует работу с учащимся в сфере базовой части индивидуальной образовательной траектории учащегося. Имея БУП и учебно-тематическое планирование, созданные с учетом дистантной составляющей в образовательном процессе, учитель осуществляет надомное взаимодействие с учащимся. В ходе обучения он использует материалы ЕИР ЦДО, в том числе, материалы лабораторных работ, практические задания и др.
Учитель-тьютор. Осуществляет работу с учащимся в сфере дополнительной части индивидуальной образовательной траектории. Используя материалы (ЭК, УМК, ЦОРы) и инструменты ЕИР ЦДО, учитель-тъютор обучает с использованием дистанционных технологий, удаленно координирует образовательный процесс учащегося. В ходе взаимодействия учитель-тьютор оказывает психологическую поддержку учащемуся.
Специалист ресурсного центра. Осуществляет сопровождение учителя-тьютора и учителя. Методисты Центра консультируют учителя-тьютора, учителя, родителя по соответствующим вопросам содержания, учебно-методического сопровождения, психологического сопровождения учащегося в образовательном процессе. Технические специалисты Центра ведут необходимое сопровождение оборудования и программного обеспечения, необходимого для бесперебойного функционирования СДО, также ими осуществляется мониторинговые и аналитические функции.
Родитель. Родители – важный участник ИОС, являющийся значимыми в жизни и образовании ребенка-инвалида. Родители могут играть заметную роль в процессе мотивации и психологической работы с ребенком-инвалидом. Имея доступ к информационным, учебным и учебно-методическим материалам ЕИР родители могут стать активными участникам процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида в мире.
Среди других участников ИОС могут быть также названы представители муниципальных образований, представители государственных структур, специалисты методических служб, психологических служб, патронатных служб. Роль каждого из перечисленных участников определяется при конкретизации Модели с учетом индивидуальной специфики и особенностей.
Разумеется, у дистанционного обучения есть и недостаток - невозможность заменить живое общение между учителем и учеником. Поэтому в начале освоения курсов рекомендовано личное знакомство с ребёнком, его интересами, семьёй, условиями проживания. Никакие новые технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние ребенка, выстроить систему работы так, чтобы ученик увлёкся данной темой. Курс не принесет никаких результатов, если учащийся не может отвлечься от каких-либо собственных проблем, а рядом нет внимательного педагога. Не сможет ребенок осилить программу курса, если что-то не получилось на первом этапе. В этом случае велика роль личного контакта с больным ребёнком и общение в программе “Skype”.
Приведу пример педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося из личного опыта. С января 2010-2011 учебного года я, учитель начальных классов Тимофеева Татьяна Борисовна, начала обучать дистанционно ученика 1-го класса Некрасова Сергея, 24.02.2004 года рождения. Диагноз ребенка: ДЦП, близорукость. Опекуном мальчика является бабушка Магидсон Лидия Ивановна. Семья проживает в городе Миллерово Ростовской области. Основное внимание уделялось здоровью ребенка, поэтому развитие Сергея значительно отставало от семилетнего возраста, подготовка к обучению в школе отсутствовала. В течение второго полугодия 2010-2011 учебного года мальчик находился в реабилитационных центрах городов Санкт-Петербурга и Калуги, обучение носило несистемный характер, поэтому Некрасов Сергей был оставлен на повторный год обучения в 1 классе. Учитель, тьютор, психолог, администрация ЦДО лично познакомились с Сергеем и бабушкой, изучили условия проживания ребенка. В 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах ребенок систематически посещает занятия, научился читать, считает в пределах 10, решать задачи на сложение и вычитание, выучил таблицу умножения. Сам радуется своим успехам и очень ждет виртуальных встреч с педагогами. Рады его успехам и мы, учителя. С благодарностью об обучении отзывается и бабушка. Все успехи Некрасова Сергея отражаются на страницах электронного журнала и в электронном дневнике http://web2edu.ru/shared/default.aspx
Сегодня можно с уверенность сказать то, что терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья ребенка, помогают достичь Сергею Некрасову, ученику 1-го класса, значительных успехов в учебе.
Следует отметить, что при организации процесса дистанционного обучения возникают проблемы:
- отсутствие дистанционного обучения как формы обучения в Российской Федерации;
- проблемы со скоростью сети Интернет в некоторых районах Ростовской области.
Но мы убеждены, что дети-инвалиды, являющиеся участниками проекта, получат необходимый багаж знаний и возможность дополнительного общения и развития, а их родители достойно оценят и поддержат со своей стороны предлагаемую форму дистанционного обучения.
Свой, пока еще небольшой, опыт распространяем путем публикаций:
Тимофеева Т.Б., Лысенко Н.В. Особенности дистанционного обучения незрячих детей, Сборник трудов ХI Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки “Информационные технологии в образовании – 2011”, ИТО-Ростов-на-Дону, 2011, [4];
Тимофеева Т. Б "Веб-квест по окружающему миру для учеников 4 класса. Путеводитель "Прогулки по Александровскому саду г. Новочеркасска.Из прошлого в настоящее". Материалы Всероссийской научно-практической конференции ”Школьный проект как интеграция и внеурочной деятельности“, г. Москва, 2011, http://paganel.info/arhiv/spica2011/article_spica2011_ttb_www.pdf
Анализируя имеющийся опыт, можно констатировать, что дистанционные технологии активизируют познавательную деятельность обучения, формируют и развивают навыки самостоятельной работы, стимулируют самообразование и саморазвитие, а в целом приводят к повышению ключевых компетенций образования. Кроме того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии и реализации возможности общаться в программе “Skype”, видео- и аудиочатах, находить новых друзей, а значит, формирует качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть равными в социуме здоровых людей.
Литература
- Компьютерные технологии в учебных заведениях региона. / Материалы учебно-методической конференции Современные информационные технологии в учебном процессе. - Ростов-на-Дону, 2000.
- Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: “ВАК”, 2008.
- Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании. 2002.-№ 4. - с. 38-40.
- Тимофеева Т.Б., Лысенко Н.В. Особенности дистанционного обучения незрячих детей, Сборник трудов ХI Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки “Информационные технологии в образовании – 2011”, ИТО-Ростов-на-Дону, 2011, с177-178.