Мы работаем в школе и недопустимо работать с детьми учителям, имеющим речевые дефекты, как неправильное произношение звуков, а также при наличии в речи дефектов (т.е. способности выговора, свойственные говорящему, не на своем родном языке) и различных диалектных особенностей.
У учителя должна быть хорошая дикция (внятная, ясная и отчетливая речь, с четким произнесением фраз, слов и каждого звука в отдельности).
Правильное использование интонационных средств (сила голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритмы, тембр, мелодии).
Речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и не слишком быстрой. Торопливость речи, скороговорки недопустимы в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков.
Учитель должен говорить с детьми спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать).
Если необходимо усилить громкость речи, то лучше всего это сделать путем более четкого произнесения слов, замедляя при этом темп речи.
Учитель должен связно, интересно, в доступной форме донести до детей тот или иной речевой материал.
В общении с детьми учителю необходимо учитывать возрастные особенности детей и правильно подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. Бедность словаря учителя, задерживает развитие детей и обедняет их речь. Учитель должен не только поправить речь детей, но и дать образец грамматически правильной речи.
Речь учителя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой, не только по отношению к детям, но и к окружающим.
Работать по стандартам второго поколения интересно и увлекательно. Мы должны научить детей любить свою родину, свой край, свою семью, природу, школу. Очень важно, чтобы дети выросли честными, открытыми, творческими,образованными людьми. Ребятам нужно помочь найти свой путь в жизни. Современному обществу нужны грамотные люди, которые владеют культурой речи.
Учитель, постоянно находясь в контакте с детьми, является основным источником, из которого дети получают знания и образец такой речи.
Дети перенимают от учителя манеру говорить, правильно произносить звуки речи, неторопливо произносить слова и фразы, выдерживать вежливый тон в процессе общения и т.д., т.е. все тонкости, а также и те несовершенства, которые иногда встречаются у взрослых. Речь учителя должна соответствовать нормам литературного языка. Формируя у детей речь, учителю необходимо самому хорошо владеть ею. От культуры речи учителя зависит культура речи детей, так как речи следует учить прежде всего путем примера.
Учитель должен самокритично относиться к собственной речи и стремиться устранять недочеты в ней. Но установить и выявить недостатки своей речи не всегда предоставляется возможным, т. к. в процессе речевого общения внимание говорящего чаще всего обращено не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать).
И вот отдельные речевые недочеты прочно закрепляются, и поэтому говорящий не замечает (например, торопливость, невнятность, небрежность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов, монотонность речи).
Спокойный голос, доброжелательный тон взрослых не только по отношению к детям, но и друг к другу должны стать нормой любого педагогического коллектива.
Учитель и воспитатель обязаны знать логопедический диагноз каждого учащегося своего класса.
Педагоги должны планировать работу с учащимися в зависимости от основных направлений коррекционного воздействия на детей.
После обследования детей педагоги класса знакомятся с речевым профилем каждого ребенка по звукопроизношению.
Учитель и воспитатель класса должны знать над какими звуками идет работа и на каком этапе она находится у каждого ребенка (постановки, автоматизации, дифференциации, введения звука в речь).
Перед уроком педагог дает установку каждому ученику о соблюдении самоконтроля за произношением.
В течение всего урока, в свободном общении педагоги контролируют произношение каждого учащегося.
Воспитатель обязан организовать самостоятельную работу ребенка по заданию логопеда или помочь ему выполнить задание.
Повышению результативности коррекционной работы способствует различные методы: игры с мячом, сказочные сюжеты, рисунки, настольно-печатные игры, мозаики, пейзажные картины, физкультминутки, игры-инсценировки.
У ребенка должна появиться регулировка специфической, точной работы мышц артикуляторного аппарата, обеспечивающего устную речь. На этапе закрепления используются стихи на тренировку произношения определенных звуков. Если добавит движения, то получится интересная физкультминутка.
Несколько принципов совместной и успешной работы учителей начальных классов и учителя-логопеда:
- Создайте для ребенка режим работы, соответствующий выражению: “Меньше шести уроков в день, меньше двадцати учеников в классе, больше одного учебника для занятий”.
- Начало обучения связывайте с радостью и удовольствием.
- Если хотите, чтобы вас любили, будьте открыты любящим детям.
- Если хотите, чтобы вас принимали таким, каковы вы есть на самом деле, стремитесь сопереживать ребенку и ценить его.
- Если и вы делаете ошибки, будьте терпеливы к человеческой сущности ребенка.
- Вы — строитель жизни, не стремитесь к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Будьте в общении демократичным, терпеливым, мужественным.