Первая российская революция. Причины революции

Разделы: История и обществознание


Дидактическая цель

Образовательная:

  • 1 уровень - сформировать представление о том, что первая российская революция была обусловлена социально-экономическими и политическими противоречиями российского общества в начале ХХ века.
  • 2 уровень-знать и разъяснять причины первой русской революции: различать социально-экономические и политические противоречия российского общества в начале ХХ века.
  • 3 уровень - уметь выявлять причинно- следственные связи, используя дополнительный материал.

Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с учебным материалом, умение работать самостоятельно; умение сопоставлять и сравнивать, показывать и расширять представление, анализировать, делать выводы.

Вспитывающая: воспитывать у учащихся уважение к истории своей Родины.

Оборудование:

  • Учебник: Данилов А.А. “История России ХХ век”
  • Учебная карта “Революция 1905-1907гг.”
  • Мультимедийная презентация “Революция 1905-1907гг.”

План

I. Самостоятельная работа

Тема: “Русско-японская война”

Цель: выявить уровень сформированности качества знаний учащихся по теме “Русско-японская война” (Приложение 1)

II. Работа над новым материалом

План

А) Антиправительственное движение в 1901-1904гг.

Б) Причины революции и повод к ней

В) Развитие революции в 1905г.

Словарь: революция, движущие силы революции

А) Антиправительственное движение в 1901-04 гг.

В начале XX века Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных и национальных противоречий, которые во многом были порождены особенностями российской модернизации. Но российская власть – имитатор модернизационных преобразований – оказалось неспособной решить эти проблемы по собственному почину, т.е. в рамках эволюционного развития.

Это вызвало нарастание недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества. Первыми подали голос студенты. В 1901-02гг. прошли массовые демонстрации студентов, на своем съезде они приняли решение бороться за политические свободы.

1901 г. голод в стране охватил почти 150 уездов Европейской России с населением 30 млн. человек. Крестьянство в целом ряде выступлений на юге страны (Полтавской, Черниговской, Харьковской губерниях), где остро ощущалось малоземелье, предъявило требование передела земли помещиков.

Стачки промышленных рабочих, доведенных до отчаяния нищетой и бесправием, стали обычным явлением во многих регионах страны. Всего с 1895-1904 гг. общее число забастовок составило 431 тыс. В авангарде стачечного движения шли рабочие петербургского фабричного округа. Размах массового рабочего и крестьянского движения оживил деятельность буржуазных и мелкобуржуазных слоев.

В 1902-04 гг. оформилась либеральная оппозиции, предлагавшая провести в России ряд реформ. С 1902г. начала складываться партия социалистов-революционеров (эсеров) - партия мелкой городской буржуазии и кулачества. Усилившиеся волнения на национальной почве свидетельствовали о необходимости корректировки русификаторского курса.

После начала русско-японской войны прокатилась волна выступлений в армии и на флоте. Наиболее крупными были волнения моряков Севастополя в ноябре 1904г. Тем не менее ситуация в стране была не столь угрожающей. Все эти выступления не несли угрозу существованию власти, т.к. в обществе еще были сильны патерналистские настроения, но столь массовое недовольство являлось серьезным предупреждением о том, что все слои населения имели основательные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать.

И это понимали многие представители российской элиты. Но Николай II был неумолим. Считая самодержавную форму правления исторически обусловленной и наиболее соответствующей народным представлениям о власти, Николай II,тем не менее, совершил ряд шагов, которые пробили брешь в патерналистских установках народа.

Задание классу: Выслушайте рассказ и ответьте на вопросы, записанные на доске.

  • 1 вариант - какие слои населения приняли участие в антиправительственном движении?
  • 2 вариант - дайте оценку крестьянским выступлением.
  • 3 вариант – о чем свидетельствуют выступления армии и флота?

Вывод: помещичье землевладение и безземелье крестьян, капиталистическая эксплуатация трудящихся, национальный гнет, политическое бесправие всего народа – все это привело к революционному взрыву.

Б) Причины революции 1905-07 гг. и повод к ней.

Задание классу: прочитайте текст учебника, и заполните таблицу:

Причины первой российской революции

Политические Экономические Социальные
     

Проверка таблицы по вариантам.

Вывод: ситуация во всех сферах жизни резко ухудшилась, обстановка в стране накалилась. Это и послужило поводом к началу революции в стране.

С) Развитие революции в 1905 г.

(просмотр презентации “Революция 1905-07 гг.)

Задание классу: посмотрите видеосюжет и заполните таблицу: Развитие революции в 1905 году

Дата События Движущие силы
     

Вывод: в стране разразилась революция, которая впоследствии заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи.

III.Закрепление изученного материала

(работа с документами)

1 группа

Прочти выдержки из текста петиции и дай ей общую оценку. Подумай: как документ характеризует питерских рабочих? Поставил бы ты свою подпись под петицией? Пошел бы с ней к царю в январе 1905 г.?

Государь! Мы...пришли к тебе ...искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь.

Требования рабочих:

Учредительное собрание, избранное на основе всеобщего, тайного, равного избирательного права;

  • меры против невежества и бесправия народа: амнистия, политические свободы, бесплатное народное образование;
  • меры против народной нищеты: прямые налоги, отмена выкупных платежей, земля - народу, прекращение войны;
  • меры против гнета капитала над трудом:8-часовой рабочий день, повышение зарплаты, свобода профсоюзов, стачек.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе...

2 группа.

Выделите основные черты “грабижки”. Подумай: о чем они свидетельствуют? Можно ли вообще доверять очевидцам событий? Как следует походить к их рассказам, оценкам?

“Грабижка”- так назвал В.Г.Короленко, свидетель событий, крестьянское движение на Украине в 1902 г.

Бунтом этого назвать нельзя....Пронесся слух, будто велено (кем велено-в точности неизвестно) отбирать у господ землю и имущество и отдавать мужикам...Насилий было мало, общего плана совсем не было....Вскоре выяснилась некоторая общая идея: бывшие помещичьи крестьяне шли против господ....При этом исчезало различие между богатыми и бедными крестьянами. Богачи увозили нагруженные возы, бедняки уносили мешки и тотчас же бежали опять за новой добычей....Потом, разумеется, началась расправа...Движение стихли так же быстро, как и возникло.... При появлении военной силы все покорялись и награбленное возвращалось собственникам...

3 группа

Война обошлась стране в 2,5 млрд. рублей, людские потери насчитывали 400 тыс. человек

Военные заказы заставляли удлинять рабочий день, выросли цены, мобилизация отрывала крестьян от земли и семей.

В: Как вы считаете, какое утверждение правильно и почему: война и поражение в ней породили революцию в России - главная причина революции; военное поражение приблизило назревание революционного кризиса, война – ускоритель революции?

4 группа.

Тяжко служить в армии, а на флоте и того хуже. Вода - несвежая, солонина, сухари да дисциплина. Чуть что, офицеры кулак в зубы. Не выдержали матросы. Не слушали матросы уговоров социал-демократов и прочих партийных, готовивших к осени восстание на флоте. Натерпелись! Начался бунт.

... Получена телеграмма из столицы: “Немедленно потопить броненосец,...дабы не дать возможности ... открыть огонь по городу и судам. Спасающую команду...если будет сопротивляться, расстреливать”

В: Что надо делать в такой ситуации? Что можно предложить потемкинцам?

5 группа.

Почти в четырех десятках городов страны, а кое-где в Прибалтике, Грузии, на Украине в целых районах вспыхивали вооруженные восстания. В Новороссийске и Красноярске “рабочие республики” продержались почти два месяца. Но самодержавие устояло.

В: Как вы думаете из-за чего? Почему все восстания потерпели поражения?

IМ.Итог

Тема революции крайне непопулярна теперь в нашей стране. Между тем хорошо бы вспомнить, что в начале века революция прокатилась по всему миру. Надо полагать, что вовсе не случайно она разразилась в России, Иране, Турции, Китае, Мексике. В XX веке человечество “использует” ее как средство решения стоящих перед ним задач. Вот на что хотелось обратить ваше внимания. Сейчас все чаще говорят о добром государе императоре Николай II и его несчастном семействе, расстрелянном большевиками летом 1818 г. Восемнадцатый по счету из династии Романовых был свергнут восставшим народом. Почему именно Николай II? Обратимся к документам. Дневник, как, глаза, - зеркало души. Вот несколько типичных записей императора.

... Гулял долго. Погода холодная, ясная....Гулял, убил две вороны....Гулял долго и убил две вороны....Про ворон - это зимой 1905 г., когда революцию топили в крови.

...Дивная погода. Завтракал Сергей. Миша приехал проститься ...

О Сереже с Мишей – в период русско-японской войны.

Май 1896 года. В Москве проходили торжества по случаю коронации. На ходынском поле устроили народные гулянья с раздачей “царских подарков” 18 мая при громадном стечении народа произошла страшная давка, погибло 1400 человек, три тысячи тяжело ранены. Но торжества продолжались. Вечером того же дня император с супругой были на балу в Кремле, на следующий день был обед у германского посла. Николай II в такие минуты всегда оставался невозмутимо спокойным. Многие говорили о его равнодушии, но император знал, что делал. Его идеал можно выразить следующими словами: не надо трогать ни части, ни целого, и волею Господа мы проживем.

А теперь подумайте, не являются ли события 9 января 1905 г. хладнокровно задуманным убийством десятков детей, женщин стариков? И произошло это в соответствии с волей императора? Можно ли Николая II в связи с этим считать преступником? Как оценить его действия в 1905 году с точки зрения морали?

V. Домашнее задание

1. Параграф 6

2. Прочитать рассказ М.Г.Горького “Савва Мамонтов” и ответить на вопрос: каким бы было твое поведение 9 января 1905 г.?

3. Интересно узнать: а кто в нашем городе принял активное участие в революции? Хорошо бы познакомиться с биографиями людей и попытаться не осудить их, а понять, почему же они действовали именно так, а не иначе.