Используемая технология: элементы технологии развития критического мышления.
Используемые приемы: покопаемся в памяти, составление кластера.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Обучающий аспект: способствовать усвоению знаний о составе, свойствах, областях применения и значимости воздуха.
Развивающий аспект: способствовать формированию информационной компетентности при работе с текстами заданий и социальной компетентности через организацию эвристической беседы, побуждающей учащихся к активному самостоятельному поиску решений; продолжить развитие операций мышления: анализ, синтез.
Воспитательный аспект: продолжить воспитание интереса к предмету через использование интересных фактов, заданий; продолжить повышение уровня экологического и эстетического воспитания учащихся, продолжить воспитание коммуникативной компетентности через общение в парах.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, общеклассная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 8 класс - М.: Просвещение, 2010.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на продуктивную деятельность.
2. Стадия вызова.
На каждом уроке химии мы узнаем новое о веществах, их свойствах, областях применения. Задаем себе вопросы и находим на них ответы.
Сегодня на уроке речь пойдет о том, что находится внутри черного ящика (на столе черный ящик). Подсказка: это знакомо абсолютно всем, это часть природы. Дети задают наводящие вопросы.
Приглашается один ученик для открытия ящика.
Что же там? Пустота?
Древнегреческий ученый, философ Аристотель более двух тысяч лет назад говорил своим ученикам: “Природа не терпит пустоты”. Можно озвучить загадку: “Не вода, не хлеб, но без него не проживешь”.
Что кажется пустым, на самом деле полностью заполнено вездесущим … воздухом.
Учащиеся формулируют тему урока, в течение одной минуты отвечают в тетрадях на вопрос: “что вы знаете о воздухе?”. После того, как записали все, что знают о воздухе, обсуждают с соседом по парте. Далее делятся своими знаниями с учителем. Идет обсуждение. Что хотели бы еще узнать о воздухе? Учащиеся формулируют цель урока.
На доске план изучения темы:
- Состав воздуха.
- Физические свойства воздуха.
- Применение воздуха.
- Охрана воздуха.
3. Стадия осмысления содержания.
Знаете ли вы, что если без пищи человек может прожить не больше 50-и дней, без воды - несколько дней, то без воздуха – менее 10 минут. Человек в среднем потребляет в сутки один килограмм пищи, 2-3 килограмма воды, а воздуха 25 килограммов!
Состав окружающего воздуха.
Сегодня о воздухе известно гораздо больше, чем двести лет назад знали ученые. Они считали воздух простым веществом. В 1774 году французский ученый А. Лавуазье провел 12–дневный опыт и установил, что лишь 1/5 часть воздуха занимает простое вещество - кислород. Значит воздух – это не одно вещество, а смесь. Думают и отвечают: воздух - гомогенная или гетерогенная смесь. Остальные составные части воздуха были определены позже в конце XIX века.
Составляем кластер, используя информацию текста учебника. Проговариваем из каких газов состоит воздух: постоянные части воздуха: кислород –21%, азот –78%, инертные газы (в основном аргон) –0,94%; переменные составляющие воздуха: углекислый газ - 0,03%, прочие примеси (водяной пар, пыль, оксиды серы и азота и другие газообразные вещества).
Делаем вывод: воздух – однородная (гомогенная) смесь газов.
Воздух в атмосфере есть –
Не одно вещество, а однородная смесь.
Пятая часть из кислорода:
Горение, дыхание, гниение - его работа.
Четыре пятых азот занимает,
В жизни земной нам не мешает.
Процент приходится на газы благородные:
Независимые, гордые, свободные.
Доли процента – углекислый газ,
Его выдыхает каждый из нас.
И непостоянная, переменная
В виде паров вода непременно.
Свойства окружающего воздуха.
Учащиеся перечисляют. Воздух – смесь газов, без запаха, без цвета, прозрачен, немного растворим в воде, имеет малую плотность. Делается запись в опорный конспект.
Делаем опыт. На столах находятся пробирки, прочно закрытые пробкой со стеклянной трубкой. Берем в ладошку пробирку и опускаем в стакан с водой трубку. Наблюдают за происходящим. Выслушиваем ответы учеников.
Тепло руки перешло воздуху, он расширился, перестал умещаться в пробирке и начал выходить по трубочке в воду, образуя пузырьки. Так проверяют прибор на герметичность, прежде чем использовать его для получения в нем газов.
Делается запись в опорный конспект: “При нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается”.
Легко ли сжать воздух? Два ученика принимают участие в эксперименте. Им выдается по пластиковой бутылке, внутри которой находится воздушный шарик, закрепленный на горлышке бутылки.
Надуть шарики нелегко. Почему?
Ученики пытаются объяснить результат эксперимента.
В бутылке воздух. Шарик надувается с трудом, значит сильно сжать воздух трудно. Говорят, что воздух упруг. Это еще одно свойство воздуха. Делается запись в опорный конспект. Есть специальные устройства – насосы и компрессоры, которые сжимают воздух.
Почему резиновый мяч умеет “скакать”?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Сжатым воздухом заполнен резиновый мяч. Когда мяч ударяется о пол, воздух в нем еще больше сжимается. Так как сжатый воздух упруг, он тут же расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.
Как птицы сохраняют тепло собственного тела в сильные морозы?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Птицы сидят нахохлившись, тем самым, увеличивают толщину воздушной оболочки между перьями.
Почему земля под снегом не замерзает сильно, сохраняя жизнь до весны?
Учащиеся отвечают.
Между снежинками есть воздух. Он создает теплонепроницаемый слой.
Правда ли, что шуба и варежки греют?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Шуба и варежки не греют. Между ворсинками находится воздух – плохой теплопроводник, поэтому человек сохраняет тепло своего тела.
О каком свойстве воздуха шла речь?
О плохой теплопроводности воздуха. Делается запись в опорный конспект.
Интересно, груз какой массы вы можете удержать на ладони?
Учащиеся отвечают.
А 100 - 150 килограммов сможете? Ученые подсчитали, что на ладонь человека постоянно давят примерно 150 кг воздуха, а на все тело около 100 тонн.
Однако мы этого давления не ощущаем, почему? Учащиеся думают, высказывают предположения.
Мы не ощущаем его только потому, что тем же воздухом пронизан весь наш организм. И воздух давит изнутри с такой же силой, как и снаружи.
Мы живем на дне воздушного океана, который называется атмосферой. Атмосферный воздух оказывает давление на все тела и во всех направлениях. Такое давление называют атмосферным.
О каком свойстве мы говорили? О силе давления воздуха. Делается запись в опорный конспект.
А теперь вспомним, каково применение воздуха?
Применение воздуха.
Учащиеся знакомятся с текстом (выдан каждому), делают записи в тетрадях.
Кислород воздуха нужен для дыхания, для сжигания горючих веществ. Сжатый воздух работает в тормозных колодках автобусов и троллейбусов, он открывает двери в транспорте, им заполнены шины колес. Сжатый воздух помогает малярам распылять краску и побелку. С помощью сжатого воздуха распыляют духи и дезодоранты. Теплый воздух позволяет путешествовать людям на дирижаблях. Часть воздуха при нагревании выходит наружу, дирижабль становится легче и поднимается вверх. Воздушные шары используют метеорологи для определения температуры, скорости ветра, давления на различных высотах и в труднодоступных местах. Силой давления воздуха пользуются улитки, рыбы-прилипалы, осьминоги, морские звезды. У всех этих животных есть маленькие присоски. Человек, подражая животным, придумал подвешивать мыльницы, вешалки на присосках, которые удерживаются воздухом.
Охрана воздуха.
В сутки через легкие человека проходит примерно 4000 литров воздуха, а за 40 минут урока – чуть более 11 литров.
Воздух надо беречь. Чистый воздух – это сокровище нашей Земли. В России в 1992 году был принят Закон об охране окружающей природной среды, в том числе и воздуха. К сожалению, воздух наших городов чистым не назовешь.
Назовите основные источники загрязнения воздуха.
Выхлопные газы автотранспорта, пыль, выбросы газа заводов, в первую очередь ТЭЦ, где сжигают топливо.
Как вы думаете, что делается для сохранения воздуха чистым?
В трубах заводов устанавливаются фильтры, автомобили проходят проверку на состав выхлопных газов, высаживается большое количество деревьев.
4. Рефлексия.
Поднимите руку, кто из вас узнал много нового и интересного.
У каждого на парте текст с заведомо сделанными ошибками.
На работу отводится три минуты. Затем идет обсуждение и подведение итогов.
Задание: исправь ошибки!
Воздух – неоднородная естественная смесь газообразных веществ, из которых состоит атмосфера. Основными компонентами воздуха являются азот и кислород. Содержание углекислого газа, водяного пара в воздухе всегда постоянно. Кроме того, в воздухе могут быть разные случайные примеси, например водород H2, аммиак NH3, озон O3, сероводород H2S, метан CH4, диоксид серы SO2 и другие газы, которые попадают в воздух в результате гниения органических остатков, извержения вулканов, работы химических заводов и т.д.. Среди случайных примесей в воздухе также нередко встречаются мельчайшие частицы сажи и минеральных веществ, а также различные микроорганизмы. Чистый воздух совсем бесцветное и прозрачное вещество, не имеет ни запаха, ни вкуса, хорошо растворим в воде, легко сжимается, хорошо проводит тепло. При нагревании воздух сжимается, а при охлаждении расширяется.
Домашнее задание (разноуровневое):
1) повторить конспект;
2) ответить на вопросы:
а) С какой целью устанавливаются двойные или тройные рамы в квартирах?
б) Почему так легко прыгать на батуте?
в) Одинаков ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?
3) Решить задачи:
а) Масса 1 дм3 воздуха при температуре 0 °С и атмосферном давлении 760 мм.рт.ст. равна 1,293 г. Рассчитайте среднюю молярную массу воздуха.
б) Зная %-й состав воздуха и молярные массы газов (азот, кислород, аргон), рассчитайте среднюю молярную массу воздуха.