Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Меняется весь уклад его жизни, меняется его место в системе общественных отношений, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, которые требуют от ребёнка напряжённого умственного труда, активизации внимания, памяти, сосредоточенной работы на уроках, относительной статичности, неподвижности, в результате чего в два раза снижается двигательная активность ребёнка.
В школе ребёнок знакомится с новым коллективом детей и взрослых, с которыми ему нужно установить контакты, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности. К сожалению, не все дети готовы к этому. Работая с детьми очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого.
В 1-м классе закладывается основа отношения ребёнка к школе и обучению. Для благополучного прохождения адаптации, взрослым необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
На первом году обучения дети испытывают следующие трудности:
- детям сложно высиживать урок в одной позе;
- сложно не отвлекаться и следить за речью и мыслью учителя;
- сложно подчиняться требованиям взрослого, отказываясь от своих желаний;
- сложно сдерживать свои чувства и эмоции, не выражать вслух свои мысли;
- не сразу признаётся позиция учителя, воспитателя, не сразу усваиваются новые правила поведения со взрослыми.
Первоклассникам необходимо время! Состояние внутренней напряжённости, настороженности, тревожности сохраняется в течение первых 2-3 месяцев. Если это состояние затягивается, то это может привести к школьнойдезадаптации.
Признаками школьной дезадаптации являются:
- недисциплинированность, невнимательность, безответственность, отставание в учёбе, быстрая утомляемость, отказ идти в школу;
- повышенная шумливость, крикливость, отвлекаемость, капризы;
- и наоборот, скованность, робость, рассеянность, отстранённость, плаксивость;
- иногда нарушается сон, аппетит, может подняться температура, обостряются хронические заболевания;
- ребёнок может “впасть в детство”, проявляется интерес к игрушкам, играм и книжкам для маленьких.
Наиболее подвержены дезадаптации ослабленные дети.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально – психологическая адаптация.
Физиологическая адаптация. Этапы адаптации.
1. Первые 2-3 недели обучения все системы детского организма отвечают на новые воздействия значительным напряжением, тратя значительную часть ресурсов своего организма ( поэтому в сентябре, октябре высока планка детской заболеваемости).
2.Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3. Процесс адаптации заканчивается устойчивым приспособлением. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Взрослые склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Однако медики отмечают:
- некоторые дети к концу 1-й четверти худеют;
- отмечается снижение артериального давления (признаки утомления);
- повышение артериального давления (признак переутомления);
- жалобы на головные боли, усталость, недомогания (1-я четверть);
- капризность, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация.
Когда ребёнок переступает порог школы он проходит через особый этап своего развития – кризис 7(6) лет.
Ребёнок осваивает новую социальную роль (ученик), происходит рождение социального “Я”, переоценка ценностей, изменение эмоциональной сферы ребёнка, изменение самосознания.
Велика опасность формирования устойчивого комплекса неполноценности, снижение самооценки, повышение уровня притязаний ( цепь неудач в учёбе и в общении).
Группы продлённого дня являются важным звеном в процессе развития личности ребёнка, а режим продлённого дня заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. Соблюдение режима дня в группе продлённого дня способно помогать первоклассникам благополучно проходить процесс школьной адаптации, решать важные социально – психологические вопросы.
Неформальная обстановка ГПД, прогулки, игровые ситуации, шутки, весёлое стихотворение, наблюдение, музыка, песня, подвижные игры, спортивные эстафеты и многое другое способны снять напряжение, зажимы, тревожность, дать выход накопившейся энергии.
Наблюдения за поведением ребёнка во время свободной деятельности, прогулки, обеда многое расскажут воспитателю о самочувствии ребёнка (отказ от еды, жалобы на головную боль, бледность, усталость, сонливость или плаксивость, плохая саморегуляция поведения и др.)
Для формирования внутренней позиции школьника полезны беседы о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие правила существуют в школе.
Грамотно составленный план работы позволяет учить ребёнка вести диалоги, задавать вопросы, обосновывать и отстаивать своё мнение, решение. В рамках урока это сложно реализовать, для этого необходима более неформальная обстановка, лишённая рамок времени.
Для развития произвольного поведения, умения сознательно подчинять свои действия правилам, внимательно слушать и точно выполнять требования помогут подвижные игры, дидактические игры, игры с правилами, которые можно и нужно использовать в рамках работы групп продлённого дня.
Группы продлённого дня, создавая условия для успешной адаптации, стирают границы неравенства между детьми, помогают первоклассникам органично реализовать свою самобытность в играх, творческих занятиях, раскрыться цельно.
Развитие навыков общения – ещё одно важное средство, которое поможет адекватно действовать в условиях коллективной деятельности, объективно оценивать себя и других, понимать, сочувствовать, планировать, регулировать, завоёвывать симпатии одноклассников. Любой режимный момент в группе продлённого дня можно использовать для решения разнообразных задач, с которыми может столкнуться ребёнок в период школьной адаптации.
Признаки успешной адаптации.
1. Удовлетворённость ребёнка процессом обучения.
2. Лёгкость с которой ребёнок справляется с программой (регуляция нагрузки избавят ребёнка от проблем со здоровьем).
3. Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого.
4. Удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.
С первых дней обучения в школе ребёнок начинает устанавливать контакты, ищет своё место в детской среде, учится сотрудничать, принимать и оказывать помощь. От того какую нишу займёт ученик при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.
Совместные усилия учителей в процессе обучения, воспитателей в рамках ГПД, родителей способны снизить риск возникновения у ребёнка школьнойдезадаптации и трудностей обучения.
Данная тема обсуждалась с воспитателями первых классов нашей школы в дни осенних каникул. Присутствующие воспитатели ( в школе организованы 3 группы на базе 1-ых классов) поделились своими впечатлениями о прохождении детьми процесса адаптации.
1А класс Коваль Ю.А. – учитель – воспитатель:
- Класс работоспособный, активный, у детей наблюдается высокий уровень учебной мотивации, но при этом поведение оставляет желать лучшего. В группе 25 человек, в сентябре болели двое. Из 19 обедающих, плохо едят, отказываются от пищи двое. Из беседы с родителями стало ясно, что эти дети плохо ели и до школы. Дети дружные, доброжелательно настроенные к одноклассникам. Один ребёнок сторонится детей, замкнут, малообщителен, занимает наблюдательную позицию. Родители отмечали, что в детском саду он вёл себя также.
К началу октября ситуация в группе стала выравниваться, работать становится легче. Считаю, что процесс адаптации в нашем классе – группе проходит успешно, признаков дезадаптации не наблюдаю.
1Б и 1В Тихонова И.Ю. – воспитатель:
-Я первый год работаю воспитателем ГПД. Первоклассники у меня первые... Дети приходят в группу постепенно, детей много. Группа собралась из двух классов. Есть трудности в организации работы нашей группы, в выполнении тренировочных упражнений.
Есть примеры неадекватного поведения детей:
Вызывает тревогу поведение мальчика, который вёл себя агрессивно по отношению к другим детям, но получив отпор, начал направлять агрессию против себя (душит себя руками, затягивает на шее водолазку). Имеет признаки демонстративного поведения. Из разговора с мамой выяснилось, что ребёнок растёт в многодетной семье, является средним ребёнком, очень ревностно относится к младшему брату.
Другой ребёнок очень несобранный, разбрасывает вещи по всему классу. Часто вижу его лежащим то на парте, то на ковре (признаки утомления, усталости).
Ещё один мальчик – плаксивый, неуверенный в себе. Ребёнок постоянно на телефоне, докладывает родителям что и как. Родители беспокоятся за жизнь ребёнка в школе и в группе, иногда стоят за дверью и наблюдают.
Режим дня стараемся соблюдать, гуляем 2 раза в день.
Дети, которые ходят в группу с первых дней уже привыкли к режиму и больших проблем не создают, труднее с детьми, которые вливаются к нам последними. Иногда по вине учителя ( задержки после уроков) происходят сбои: нарушается режим прогулки и питания.
1Г класс Зайцева Е.В. – учитель – воспитатель:
- Признаюсь, мне не просто начинать работу в этом классе...(учитель работает первый год) Дети подобрались очень разные, но работоспособные. Всё схватывают на лету, активны. Боюсь выпускать детей на перемену, там все бегают и кричат. Дети играют на ковре, рассматривают книги...
Есть два мальчика, которые терпеть друг друга не могут... Их приходится постоянно разводить.
Несколько детей часто плакали по поводу и без...Высокую тревогу демонстрируют некоторые родители: часто стоят за дверью и звонят детям по телефону.
В сентябре болели 6 человек, у них нарушен аппетит, отказываются от обеда, с попустительства родителей некоторые покупают еду в буфете.
В целом дети не агрессивные, я стараюсь проводить работу по сплочению класса. Иногда пропускаем прогулку, но будем стараться не нарушать режим дня. Считаю, что процесс адаптации в нашем классе – группе ещё не закончен, есть над чем поработать.
Мнения и наблюдения воспитателей ещё раз продемонстрировали всю сложность и неоднозначность процесса адаптации у первоклассников. Дети нуждаются в определённой защищённости от нагрузок, эмоциональных стрессов, их нельзя оставлять без внимания, в одиночестве, необходимо, чтобы рядом оказывались доброжелательные и заинтересованные в них взрослые.
Хорошие результаты прохождения школьной адаптации зависит так же от того, насколько тесно будут сотрудничать взрослые: учителя, воспитатели, родители. Любое участие родителей в школьной жизни ребёнка пойдёт ему на пользу. Сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями.
Консультация прошла плодотворно, были рассмотрены важные вопросы школьной адаптации, воспитатели поделились своим опытом, трудностями, обменялись мнениями, были намечены дальнейшие планы работы.