Цель:
- познакомить учащихся с понятиями “дебаты”, “суд”, раскрыв эти понятия;
- приобщать школьников к анализу и оценки нравственных явлений;
- вырабатывать умения выражать и отстаивать личную позицию, бороться с несправедливостью;
- воспитание яркой, критически мыслящей личности, способной противостоять стереотипам;
- формирование коммуникативной и ораторской культуры.
Роли: судья, секретарь, истец, ответчик, прокурор, адвокат, свидетели, эксперты, зрители.
Специальные термины: исковое заявление, показания, вещественные доказательства, алиби, протест, судебное решение и др.
Механизм реализации: воспроизведение судебного процесса с соблюдением последовательности принятой в жизни процедуры судебного разбирательства и ролевого функционала его участников.
Оборудование и атрибуты: в “зале заседания” места для зрителей, на сцене стол для работы судьи, секретаря и народных заседателей; отдельно приготовлен ряд мест для присяжных заседателей; прокурор и адвокат располагаются в центре зала, напротив друг друга, обвиняемый (грубость и невоспитанность) – за столом, свидетели и эксперты вызываются прямо из зала.
Объектом обвинения выступает безнравственное явление – грубость и невоспитанность.
Ход занятия-игры
- Определяются правила игры: количество участников, их ролевые функции, возможность вести дискуссию по схеме “один на один” или “команда на команду”, способы защиты или нападения, регламент выступления.
- На момент начала судебного слушания все участники, кроме судьи, находятся на своих местах; входит судья, секретарь обращается к залу: “Встать, суд идёт!”.
- Судья произносит: “Сегодня в открытом заседании суда школы №707 г. Москвы 4 класса слушается дело по обвинению безнравственных поступков людей, а в частности грубости и невоспитанности”.
- Зачитывается фрагмент искового заявления: “В нашем обществе ежедневно присутствует грубость и невоспитанность, которая мешает людям общаться друг с другом, находить общий язык, понимать друг друга. Слово предоставляется общественному обвинителю”.
- Прокурор выступает с 3-5 минутной обвинительной речью, приводит факты, примеры, доказывающие опасность и вред грубости и невоспитанности.
- Вызываются “свидетели обвинения”; судья,
прокурор и адвокат задают им вопросы.
Вопросы:- При обращении к кому-либо грубый и невоспитанный человек называет собеседника по имени?
- Грубый и невоспитанный человек перебивает взрослых, вмешивается в их разговор?
- Грубый и невоспитанный человек в общественном месте и транспорте говорит громко, кричит, шумит?
- Грубый и невоспитанный человек в транспорте уступает место пассажирам с детьми, женщинам, инвалидам, пожилым людям?
- Грубый и невоспитанный человек в общественных местах толкается, наступает на ноги?
- Грубый и невоспитанный человек помогает взрослым, родителям, младшим товарищам?
- Грубый и невоспитанный человек смеётся над неудачами других людей?
- Невоспитанный и грубый человек при выходе из двери пропускает кого-либо вперёд?
- Грубый и невоспитанный человек обзывает и дразнит других?
- Грубый и невоспитанный человек вежлив и
приветлив со всеми?
- Адвокат выступает с 3-5 минутной речью в защиту подсудимой идеи, опровергая доводы обвинения, приводя смягчающие вину доводы, причины и обстоятельства.
- При необходимости слово предоставляется экспертам (педагоги – гости), которые дают профессиональное заключение по обсуждаемому нравственному злу – грубости и невоспитанности.
- Происходит открытое заседание присяжных заседателей, которые, учитывая все представленные суду факты и доказательства, высказывают своё аргументированное суждение и выносят индивидуальный вердикт: “виновата грубость и невоспитанность” или “не виновата грубость и невоспитанность”. Ими могут быть сформулированы частные определения и рекомендации.
- Секретарь подсчитывает количество решений “за” и “против”.
- Судья выносит окончательное решение: “виновата грубость и невоспитанность”, “не виновата”, подробно аргументируя избранную позицию в итоговом решении суда, определяя меры пресечения этого зла.
- Мера пресечения – помочь грубости и невоспитанность измениться в лучшую сторону, а для этого сначала познакомиться с пословицами о добре.
- Секретарь подсчитывает количество решений в пользу защиты и в пользу опровержения истинности предложенных пословичных утверждений.
Много лет назад, в 1912 году, в Атлантическом океане произошла страшная катастрофа. Огромный пассажирский пароход “Титаник”, шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с айсбергом. Пароход получил пробоину и стал тонуть.
- Спустить шлюпки! – скомандовал капитан.
Но шлюпок оказалось недостаточно. Их хватало на половину пассажиров.
- Женщины и дети – к шлюпкам, мужчины – надеть спасательные пояса! – раздалась вторая команда капитана.
Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в тёмную, холодную воду. Одна за другой отплывали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку.
И вдруг к последней шлюпке, крича, воя и ругаясь на всех, бросился какой-то мужчина, отпихивая женщин, девочек, держащих за руку маленьких братьев. Он давал матросам пачки денег, ругаясь при этом на всех окружающих, и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку.
Послышался негромкий сухой щелчок. Это капитан выстрелил из пистолета.
Трус упал на палубу мёртвым. Но никто не оглянулся в его сторону.
Окружив капитанский мостик, мужчины стояли спокойно.
Этот случай невольно приходит на память, когда видишь, как здоровый, сильный мальчишка торопится занять освободившееся место в вагоне поезда, опережая и толкая усталую женщину с тяжёлой сумкой или старика, опирающегося на палочку. Как бы поступил он, если бы речь шла не о месте для сидения, а о месте в шлюпке? Хватило бы у него мужества, гордости, благородства, чтобы отказаться от спасения в пользу слабых?
Грубый и невоспитанный человек никогда не говорит вежливых слов “спасибо”, “извините”, “пожалуйста”, “благодарю” и т.п.
Грубый, невоспитанный человек никому не помогает, обзывает и дразнит других людей.
Грубость и невоспитанность наносить неизгладимый след на окружающих. Человек, услышавший грубость теряется, огорчается, выходит из душевного равновесия. Грубость и невоспитанность приносит вред каждому живому существу!
С грубостью и невоспитанностью необходимо бороться! Необходимо наказывать и судить грубость и невоспитанность!
Человек, который не уступает место пожилым людям и женщинам в транспорте, просто сам очень устал.
Если человек при обращении к собеседнику не называет его по имени, то он просто не знает имени собеседника.
Человек, перебивает и вмешивается в разговор, потому, что хочет побыстрее рассказать окружающим, о том, что он знает.
Просто так человек не может наступать на ноги, это выходит случайно из-за большого скопления народа.
В общественном месте и транспорте человек говорит громко для того, чтобы его слышали.
Человек не может без причины обзываться, дразнить и смеяться над другими людьми, значит - окружающие тоже смеются, дразнятся и обзываются.
Человек не может быть вежлив и приветлив с теми, кого он не знает.
Человек, который не говорит людям вежливых слов, просто очень занят, ему некогда, он очень торопится и забывает их говорить.
А разве хорошо, когда человек говорит вежливые и добрые слова, а при этом произносит их не от чистого сердца? Определить воспитанный человек или нет - может только поступок, а не слова.
Разве хорошо, когда человек к чужим людям относиться вежливо, проявляет воспитанность, а с близкими людьми проявляет грубость и невоспитанность?
Хорошим, добрым человеком быть очень трудно:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста...
Грубость – это способ защиты человека от окружающих людей. Человек, который грубит окружающим, боится других людей, боится что-либо у них спросить, боится сделать что-то не так.
Грубый и невоспитанный человек – это несчастный человек, он просто не знаком с правилами вежливого поведения правилами хорошего тона, его либо не научили родители в детстве, либо он не мог их выучить, т.к. не видел положительных примеров в жизни.
Грубый и невоспитанный человек – несчастный человек, которому могут помочь вежливые, добрые и воспитанные люди, их добрые поступки, которые и научит его быть настоящим человеком! А ведь таких людей не так уж и много!
Вы все обвиняете грубость и невоспитанность, но никто не высказал пожелания помочь им!
Пословицы:
Добрым - добрая слава.
Доброе дело два века живёт.
Вежливость открывает все двери.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Ласковое слово и кошке приятно.
Грубое слово жжёт хуже огня.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Плохое слово, что грязная вода.
Ласковым словом и лёд растопишь.
Слово лечит, слово и ранит.
Ласковое слово не трудно, а спорно.
Ласковое слово – что весенний день.
Чем браниться, так лучше помириться.
Каков привет, таков и ответ.
Умей ошибиться, умей и поправиться.
Зрители делятся на две команды, каждая из которых поочерёдно защищает (принимает) или опровергает истинность предложенного пословичного утверждения. Побеждает та команда, которая смогла убедить в своей правоте судью.