Внеклассное занятие - игра "Суд над идеей: грубость и невоспитанность вокруг нас"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • познакомить учащихся с понятиями “дебаты”, “суд”, раскрыв эти понятия;
  • приобщать школьников к анализу и оценки нравственных явлений;
  • вырабатывать умения выражать и отстаивать личную позицию, бороться с несправедливостью;
  • воспитание яркой, критически мыслящей личности, способной противостоять стереотипам;
  • формирование коммуникативной и ораторской культуры.

Роли: судья, секретарь, истец, ответчик, прокурор, адвокат, свидетели, эксперты, зрители.

Специальные термины: исковое заявление, показания, вещественные доказательства, алиби, протест, судебное решение и др.

Механизм реализации: воспроизведение судебного процесса с соблюдением последовательности принятой в жизни процедуры судебного разбирательства и ролевого функционала его участников.

Оборудование и атрибуты: в “зале заседания” места для зрителей, на сцене стол для работы судьи, секретаря и народных заседателей; отдельно приготовлен ряд мест для присяжных заседателей; прокурор и адвокат располагаются в центре зала, напротив друг друга, обвиняемый (грубость и невоспитанность) – за столом, свидетели и эксперты вызываются прямо из зала.

Объектом обвинения выступает безнравственное явление – грубость и невоспитанность.

Ход занятия-игры

  1. Определяются правила игры: количество участников, их ролевые функции, возможность вести дискуссию по схеме “один на один” или “команда на команду”, способы защиты или нападения, регламент выступления.
  2. На момент начала судебного слушания все участники, кроме судьи, находятся на своих местах; входит судья, секретарь обращается к залу: “Встать, суд идёт!”.
  3. Судья произносит: “Сегодня в открытом заседании суда школы №707 г. Москвы 4 класса слушается дело по обвинению безнравственных поступков людей, а в частности грубости и невоспитанности”.
  4. Зачитывается фрагмент искового заявления: “В нашем обществе ежедневно присутствует грубость и невоспитанность, которая мешает людям общаться друг с другом, находить общий язык, понимать друг друга. Слово предоставляется общественному обвинителю”.
  5. Прокурор выступает с 3-5 минутной обвинительной речью, приводит факты, примеры, доказывающие опасность и вред грубости и невоспитанности.
  6. Много лет назад, в 1912 году, в Атлантическом океане произошла страшная катастрофа. Огромный пассажирский пароход “Титаник”, шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с айсбергом. Пароход получил пробоину и стал тонуть.

    - Спустить шлюпки! – скомандовал капитан.

    Но шлюпок оказалось недостаточно. Их хватало на половину пассажиров.

    - Женщины и дети – к шлюпкам, мужчины – надеть спасательные пояса! – раздалась вторая команда капитана.

    Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в тёмную, холодную воду. Одна за другой отплывали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку.

    И вдруг к последней шлюпке, крича, воя и ругаясь на всех, бросился какой-то мужчина, отпихивая женщин, девочек, держащих за руку маленьких братьев. Он давал матросам пачки денег, ругаясь при этом на всех окружающих, и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку.

    Послышался негромкий сухой щелчок. Это капитан выстрелил из пистолета.

    Трус упал на палубу мёртвым. Но никто не оглянулся в его сторону.

    Окружив капитанский мостик, мужчины стояли спокойно.

    Этот случай невольно приходит на память, когда видишь, как здоровый, сильный мальчишка торопится занять освободившееся место в вагоне поезда, опережая и толкая усталую женщину с тяжёлой сумкой или старика, опирающегося на палочку. Как бы поступил он, если бы речь шла не о месте для сидения, а о месте в шлюпке? Хватило бы у него мужества, гордости, благородства, чтобы отказаться от спасения в пользу слабых?

    Грубый и невоспитанный человек никогда не говорит вежливых слов “спасибо”, “извините”, “пожалуйста”, “благодарю” и т.п.

    Грубый, невоспитанный человек никому не помогает, обзывает и дразнит других людей.

    Грубость и невоспитанность наносить неизгладимый след на окружающих. Человек, услышавший грубость теряется, огорчается, выходит из душевного равновесия. Грубость и невоспитанность приносит вред каждому живому существу!

    С грубостью и невоспитанностью необходимо бороться! Необходимо наказывать и судить грубость и невоспитанность!

  7. Вызываются “свидетели обвинения”; судья, прокурор и адвокат задают им вопросы.
    Вопросы:
    1. При обращении к кому-либо грубый и невоспитанный человек называет собеседника по имени?
    2. Грубый и невоспитанный человек перебивает взрослых, вмешивается в их разговор?
    3. Грубый и невоспитанный человек в общественном месте и транспорте говорит громко, кричит, шумит?
    4. Грубый и невоспитанный человек в транспорте уступает место пассажирам с детьми, женщинам, инвалидам, пожилым людям?
    5. Грубый и невоспитанный человек в общественных местах толкается, наступает на ноги?
    6. Грубый и невоспитанный человек помогает взрослым, родителям, младшим товарищам?
    7. Грубый и невоспитанный человек смеётся над неудачами других людей?
    8. Невоспитанный и грубый человек при выходе из двери пропускает кого-либо вперёд?
    9. Грубый и невоспитанный человек обзывает и дразнит других?
    10. Грубый и невоспитанный человек вежлив и приветлив со всеми?
  8. Адвокат выступает с 3-5 минутной речью в защиту подсудимой идеи, опровергая доводы обвинения, приводя смягчающие вину доводы, причины и обстоятельства.
  9. Человек, который не уступает место пожилым людям и женщинам в транспорте, просто сам очень устал.

    Если человек при обращении к собеседнику не называет его по имени, то он просто не знает имени собеседника.

    Человек, перебивает и вмешивается в разговор, потому, что хочет побыстрее рассказать окружающим, о том, что он знает.

    Просто так человек не может наступать на ноги, это выходит случайно из-за большого скопления народа.

    В общественном месте и транспорте человек говорит громко для того, чтобы его слышали.

    Человек не может без причины обзываться, дразнить и смеяться над другими людьми, значит - окружающие тоже смеются, дразнятся и обзываются.

    Человек не может быть вежлив и приветлив с теми, кого он не знает.

    Человек, который не говорит людям вежливых слов, просто очень занят, ему некогда, он очень торопится и забывает их говорить.

    А разве хорошо, когда человек говорит вежливые и добрые слова, а при этом произносит их не от чистого сердца? Определить воспитанный человек или нет - может только поступок, а не слова.

    Разве хорошо, когда человек к чужим людям относиться вежливо, проявляет воспитанность, а с близкими людьми проявляет грубость и невоспитанность?

    Хорошим, добрым человеком быть очень трудно:

    Добрым быть совсем не просто,

    Не зависит доброта от роста...

    Грубость – это способ защиты человека от окружающих людей. Человек, который грубит окружающим, боится других людей, боится что-либо у них спросить, боится сделать что-то не так.

    Грубый и невоспитанный человек – это несчастный человек, он просто не знаком с правилами вежливого поведения правилами хорошего тона, его либо не научили родители в детстве, либо он не мог их выучить, т.к. не видел положительных примеров в жизни.

    Грубый и невоспитанный человек – несчастный человек, которому могут помочь вежливые, добрые и воспитанные люди, их добрые поступки, которые и научит его быть настоящим человеком! А ведь таких людей не так уж и много!

    Вы все обвиняете грубость и невоспитанность, но никто не высказал пожелания помочь им!

  10. При необходимости слово предоставляется экспертам (педагоги – гости), которые дают профессиональное заключение по обсуждаемому нравственному злу – грубости и невоспитанности.
  11. Происходит открытое заседание присяжных заседателей, которые, учитывая все представленные суду факты и доказательства, высказывают своё аргументированное суждение и выносят индивидуальный вердикт: “виновата грубость и невоспитанность” или “не виновата грубость и невоспитанность”. Ими могут быть сформулированы частные определения и рекомендации.
  12. Секретарь подсчитывает количество решений “за” и “против”.
  13. Судья выносит окончательное решение: “виновата грубость и невоспитанность”, “не виновата”, подробно аргументируя избранную позицию в итоговом решении суда, определяя меры пресечения этого зла.
  14. Мера пресечения – помочь грубости и невоспитанность измениться в лучшую сторону, а для этого сначала познакомиться с пословицами о добре.
  15. Пословицы:

    Добрым - добрая слава.
    Доброе дело два века живёт.
    Вежливость открывает все двери.
    В ком правды нет, в том и добра мало.
    Ласковое слово и кошке приятно.
    Грубое слово жжёт хуже огня.
    Доброе слово лечит, а злое калечит.
    Плохое слово, что грязная вода.
    Ласковым словом и лёд растопишь.
    Слово лечит, слово и ранит.
    Ласковое слово не трудно, а спорно.
    Ласковое слово – что весенний день.
    Чем браниться, так лучше помириться.
    Каков привет, таков и ответ.
    Умей ошибиться, умей и поправиться.

    Зрители делятся на две команды, каждая из которых поочерёдно защищает (принимает) или опровергает истинность предложенного пословичного утверждения. Побеждает та команда, которая смогла убедить в своей правоте судью.

  16. Секретарь подсчитывает количество решений в пользу защиты и в пользу опровержения истинности предложенных пословичных утверждений.