Тип урока – урок решения задач.
Деятельностная цель – формирование способности учащихся к новому способу действия (оформление задач по физике и выстраивание логических связей между данными задачи и решением), связанному с пониманием изученных понятий.
Образовательная цель – выявление теоретических основ изученного ранее материала, построение алгоритма решения и оформления задач по физике.
Формирование УУД:
- Регулятивные действия – планирование результата, целеполагания, прогнозирование конечного результата, рефлексия своих действий.
- Познавательные действия – постановка и решение проблемы, аккуратное оформление краткого условия, развитие навыков решения задач, перевода единиц измерения в СИ.
- Личностные действия – смыслообразование, самоопределение.
- Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли при диалоге, разрешение конфликтов.
Основное содержание урока.
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
Организационный момент. | Проверяет готовность детей к уроку, отмечает отсутствующих, уточняет домашнее задание. | Перед уроком дети садятся по группам по 4 человека. В начале урока проверяют готовность к уроку. | Самоорганизация, рефлексия своих действий при подготовке к уроку. |
Актуализация знаний. | Фронтальный опрос в форме “Угадай вопрос”. На столе
лежат карточки с номером на одной стороне и вопросом на другой. По
номеру учитель знает, какой вопрос вытащил ученик.
Отмечает тех, кто хорошо подготовился дома. |
Ученик вытаскивает карточку с вопросом и, не читая вслух вопрос, отвечает на него. Если ответ верный, то остальные ученики пытаются угадать вопрос. Если ученик не знает ответа на вопрос, то он передает его другому ученику. | Умение слушать коллегу, правильно выражать свои мысли, прогнозирование подходящего вопроса по ответу. |
Постановка учебной задачи. | Учитель объявляет, что сегодня на уроке мы будем решать
задачи на нахождение пути, скорости и времени движения. Записываем тему
урока. Похожие задачи дети уже решали на математике в 5 классе. Поэтому
главной задачей этого урока будет научиться оформлять задачи по физике и
уметь находить взаимосвязь между разными элементами краткого условия, а
так же переводить единицы измерение в систему СИ.
Вернемся к домашнему заданию. Посмотрите в тетрадях задачу 3 из упр.3. Попробуйте восстановить эту задачу по вашим записям. А теперь сделайте тоже по краткому условию, записанному на доске. Перечислите все компоненты краткого условия. |
Дети по своим записям пытаются воспроизвести домашние
задачи.
Затем с лучшим успехом воспроизводят их по краткому условию. Записываем вместе краткое условие и решение к задаче № 4. Перечисляют компоненты краткого условия. |
Аккуратность оформления, выстраивание логических взаимосвязей между элементами краткого условия. |
Основной этап (решение задач). | Ребята в каждой группе получают 4 разные задачи
(каждому по одной), которые можно вклеить в тетрадь.
У одной группы можно проверить задачи вместе с классом. |
Вначале каждый пишет к своей задаче “Дано”. Потом меняется тетрадью с соседом и пишет к другой задаче “Найти”. Затем в другой тетради пишет “СИ”. В четвертой – “Решение”. Затем к нему возвращается его тетрадь, в которой он записывает ответ. Таким образом, каждый из учеников решит на уроке 4 задачи. | Взаимопроверка, сотрудничество, Аккуратность оформления, выстраивание логических взаимосвязей между элементами краткого условия. |
Самоанализ и самоконтроль. | Самостоятельно решают задачу №5 из упр.3 и проверяют её по записям на доске. | Рефлексия своих действий. | |
Рефлексия УУД. | Перед детьми в группе на столе лежат части пазлов 4 задач. Учитель раздает каждому ученику свое “Дано”. | Дети подбирают к своему “Дано” подходящие остальные части задачи. Затем воспроизводят задачи. | Выстраивание логических взаимосвязей между элементами краткого условия. |
Заключительный этап. | Учитель подводит итоги об успешности/неуспешности достижения поставленных задач, объявляет оценки, задает домашнее задание. | Высказывают реплики по поводу оценок. Записывают домашнее задание. | Анализ, самоанализ. |
Используемая литература
- Физика. 7 класс. А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2013.
- Сборник задач по физике. 7–9 классы. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. М.: Просвещение, 2012.