Внеклассное мероприятие для 10 классов.
Цель мероприятия: создание условий для развития познавательных, коммуникативных и ИКТ-компетенций обучающихся.
Задачи:
- развитие исследовательских навыков обучающихся, умения работать в команде;
- раскрытие творческого потенциала обучающихся;
- выявление межпредметных связей в курсах информатики и общего курса железных дорог;
- углубление знаний обучающихся по истории железнодорожного транспорта и истории информатики.
Предварительная подготовка
Обучающиеся объединяются в 2 группы (по своему желанию) представителей информатики или железнодорожного транспорта. Разрабатывают презентации по заданной тематике с обязательным использованием различных эффективных приемов представления информации и готовят номера для музыкальных пауз. Оценочные листы и калькулятор баллов готовятся учителем или обучающимися 11 класса. В роли Якубовича может быть сам учитель или одиннадцатиклассник. Вращающийся барабан может быть изготовлен в школьных мастерских или заменен волчком со стрелкой, аналог телеигры "Что? Где? Когда?"
Оборудование, материалы и оформление
Портрет Ады Лавлейс, крылатые выражения, логотипы Microsoft, Kucha-Pecha, РЖД, бумажные смайлики, вращающийся барабан для подсчета очков, план представления презентации обучающимися (Приложение 3), оценочный лист - калькулятор баллов в ЭТ (Приложение 4), материалы для рекламных пауз (Приложение 1).
Ход мероприятия
I. Вступительноеслово учителя
Добрый день всем присутствующим, а день сегодня, действительно, добрый. Ведь сегодня 10 декабря - Всемирный (международный) день информатики, который празднуется в честь первой программистки Августы Ады Лавлейс. И хотя в бытность этой великой женщины еще не существовало приложения PowerPoint, наше интеллектуальное караоке основано на использовании некоторых возможностей этого приложения.
Сначала мы посмотрим фильм об Аде Лавлейс, затем в жанре молодежного движения "Печа-куча" выступят 2 группы обучающихся 10 класса. В заключение выясним, что общего между железнодорожным транспортом и информатикой. И для всех желающих - мастер-класс по применению триггеров в презентациях, проведут его обучающиеся элективного курса.
I. Просмотр слайд-шоу
Это слайд-шоу [12] выполнил выпускник 2012 года. Проиллюстрирован звуковой файл. Длительность 9 минут 29 секунд. Это превышает норму 6 минут 20 секунд для Презентаций "Печа-куча", но содержит 20 слайдов.
III."Печа-куча"
1. Что такое "Печа-Куча"? Пояснения для гостей.
"Печа-куча" - арт-движение, зародившееся в Японии. Основателями движения "Печа-куча" стали экспатыиз Европы АстридКляйни Марк Дитамиз архитектурного бюро KleinDythamArchitecture(KDA). Ситуация для Японии вполне типичная: кажется, все самое новое и передовое рождается здесь, в футуристической Стране восходящего солнца, однако довольно часто к этому прикладывает руку какой-нибудь европеец. Так же произошло и с "Печа-куча". Родилась в Токио, родители из Европы: мама Астрид - итальянская немка, папа Марк - из Великобритании. Что ж, микскультур идет миру только на пользу, хороший пример тому - синтез идей ибэкграунда Запада и Востока "Печа-куча", Pecha-kuchaв переводе сяпонского -"бла-бла-бла", "болтовня" или "звуки беседы". Автор по очереди показывает 20 слайдов по 20 секунд каждый, сопровождая их комментариями в течение 7 минут. Слайды сменяются автоматически, то есть никаких "следующий слайд, пожалуйста" или "можно назад?".
Формат "Печа-куча 20 x 20" позволил делать презентации короткими и динамичными. Из 150 фотографий выступающему нужно отобрать 20 самых лучших и интересных. 20-секундное ограничение тоже не позволяет растекаться мыслью по древу. В результате - сказано самое важное, внимание публики не потеряно, интерес к проекту возрос. Гениально. Просто."
2. Защита проектов, выполненных в разных группах, осуществляется жюри, состоящем из одиннадцатиклассников и учителей школы по 5 номинациям.
Темы презентаций:
- Эволюция ПК, Эволюция подвижного состава ЖД- гиперссылки на ленте времени
- Носители информации ПК - прием Экран или Диафильм
- Удивительные числа Фибоначчи, История развития железнодорожного транспорта - вставка флэш-роликов и видеона слайд
- Творцы информатики, Выдающиеся железнодорожники- прием Экран и интерактивная лента.
- Аллея славы - необычное представление ученого. (Приложение 5)
IV. Музыкальная пауза
Каждая команда представляет номер художественной самодеятельности: ода или гимн информатике или железной дороге.
V. Интеллектуальная игра "Поле чудес". (Приложение 2)
Ведущий игры ("Якубович") получает ответы, когда команды выстраиваются за игровым барабаном.
Задание на 1тур
Буфер - ударный прибор, служащий для поглощения продольных ударных и сжимающих усилий, возникающих при движении поезда; и область памяти для временного хранения данных.
Рекламная пауза - частушки на компьютерную тему. (Приложение 1)
Задание на 2 тур
Контейнер -вид тары для хранения и перевозки грузов; и структура данных в программировании (на языке HTML).
Рекламная пауза- частушки железнодорожной тематики. (Приложение 1)
Задание на 3 тур
Магистраль -основное направление движения грузовых и пассажирских поездов; а в компьютерных сетях - параллельное использование множества сетевых кабелей или портов для увеличения скорости соединения.
Музыкальная пауза: песня о российских железных дорогах [13]
Задание на Финал
Контроллер -орган управления тягой и/или торможением в локомотивах, электропоездах и устройство управления в электронике и вычислительной технике.
Задание для СУПЕР-ИГРЫ
Диспетчер - встроенная в операционную систему, компьютерная программа для вывода на экран списка запущенных процессов и потребляемых ресурсов; ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своем участке и несет за это полную ответственность.
Утилита - вспомогательная компьютерная программа в составе общего программного обеспечения для выполнения специализированных типовых задач, связанных с работой оборудования и ОС.
Перрон - железнодорожное сооружение, в переводе с французского - "крыльцо" или укрепленная платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.
VI. Итог игры. Рефлексия
Команда-победитель получает право выбора призов (блокноты или тетради) и дипломы победителей, проигравшая команда - оставшиеся призы и дипломы участников.
Выясняем, что понравилось или не понравилось. Свое настроение выражаем смайликом, прикрепленным на груди. Можно сделать фотографию на память.
Источники информации
- Творчество в PowerPoint. [Электронный ресурс] - http://www.s _162.edu54.ru/p68aal .html
- Воспроизведение Flash-анимации в презентации. [Электронный ресурс] -http://office.microsoft.com/ru-ru/poweipoint-help/HAOO 123032 l.aspx
- Технологический прием Сорбонка. [Электронный ресурс] - http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-sorbonka/
- Технологический прием Диафильм. [Электронный ресурс] - http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-diafilm/
- Технологический прием Интерактивная лента. [Электронный ресурс] - http ://didaktor.ru/interaktivnaya- lenta/
- Технологический прием Экран. [Электронный ресурс] - http://didaktor.m/texnologicheskij-priyom-ekran/
- Минута раздумья - http://download.vmusice.net/audio/минута_раздумья/Pole_chudes-Minuta_na_razmyshlenie(vmusice.net)
- "Печа-Куча" - японский формат http://www.lookatme.ru/flow/all-posts/from_tokyo_to_moscow/87454-pecha-kucha-yaponskiy-format-blablabla
- Ода паровозам. http://periskop.livejournal.com/57101.html
- Рисунок http://gamecollect.org/imgs/logical/pole-choudes.jpg
- Слайд-шоу "Ада Лавлейс" http://yadi.sk/d/o_nJV0sTDjncM
- Гимн Российских железных дорог http://www.audiopoisk.com/files/no/rjd-djd---gimn-rossiiskih-jeleznih-dorog-1470322.mp3