Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны.
Воспитательные задачи: прививать детям любовь к природе, научить охранять природу и особенно тех представителей, которые занесены в Красную книгу.
Оборудование: таблицы “Строение лягушки” и “Многообразие земноводных”, модель жабы, влажный препарат лягушки, таблица “Кистепёрая рыба”, презентации учеников “Отряды земноводных”.
Ход урока
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
II. Повторение пройденного материала и актуализация знаний (деятельность учителя).
Вопрос-загадка.
И в лесу мы, и в болоте.
Нас всегда везде найдёте.
На поляне, на опушке ,
Мы – зелёные.....
С каким классом мы познакомились на прошлом уроке? Какое строение имеют представители этого класса? Учитель показывает термины и слова, а ученики отвечают и получают оценки (фронтальный опрос).
Термины: резонаторы, клоака, головастик, веки, метаморфоз и т.д.
III. Сообщение темы, постановка задач и изучение новой темы.
Тема нашего урока – многообразие земноводных и их значение в природе. Наша задача – познакомиться с отрядами земноводных, с их признаками, а также рассмотреть их роль в природе и жизни человека.
Открыли тетради и записали тему урока.
Запись в тетрадях. Класс Земноводные делится на 3 отряда:
1. Безногие
2. Бесхвостые
3. Хвостатые
Прежде чем мы познакомимся с представителями и признаками отрядов, начертим таблицу в тетради, которую вы будете заполнять по ходу нашего урока.
Название отряда | Признаки отряда | Представители |
Бесхвостые | ||
Хвостатые | ||
Безногие |
Для объяснения новой темы учитель заранее распределила заданиям некоторым ученикам (подготовить презентации по отрядам, найти дополнительный материал по представителям отрядов, выяснить значение земноводных и некоторым ребятам были даны вопросы, на которые они должны были ответить самостоятельно).
1. Отряд бесхвостые (деятельность ученика)
“Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но не столь же справедливо, как семейство жаб”. Альфред Брем
Отряд бесхвостые объединяет земноводных, лишённых хвоста во взрослом состоянии и имеющих прыгательные задние ноги. К ним относят лягушки, жабы и квакши.
Ученик показывает свою презентацию по отряду бесхвостые. После этого учащиеся заполняют таблицу.
2. Отряд хвостатые (деятельность ученика)
Отряд хвостатые насчитывает 350 видов. Имеют длинный хвост и короткие ноги. Передвигаются при помощи ног и волнообразных движений туловища и хвоста. Наиболее известны тритоны – кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский. Весной у тритонов развивается вдоль спины волнистый гребень, который служит для увеличения кожного дыхания. На Кавказе , в Карпатах живут саламандры. Их кожные выделения ядовиты. Окраска обычно предостерегающая.
Ученик показывает свою презентацию по отряду хвостатые. Учащиеся заполняют таблицу по отряду хвостатые.
3. Отряд Безногие (червяги ) (деятельность ученика)
Безногие приспособлены к роющему образу жизни. Тело червеобразное, лишено конечностей, разделено на многочисленные кольца. Внутренние органы вытянуты, число позвонков до 300. В длину могут достигать 1 метр. Развито обоняние, глаза неподвижны, скрыты под кожей. Откладывают яйца. Известно 160 видов. Обитают в Африке, Южной Америке.
Ученик показывает свою презентацию, учащиеся заканчивают заполнять таблицу.
Вопрос учителя, чем полезны земноводные ,нужно ли охранять земноводных? Учащиеся дают свои варианты ответов, учитель подводит итог и значение земноводных записывают в тетрадь.
Значение земноводных:
- играют большую роль в природе, входят в цепи питания. Ими питаются птицы, змеи, рыбы;
- поедают различных вредителей растений;
- зелёные лягушки истребляют личинок и куколок кровососущих комаров;
- в ряде стран лягушек использует в пищу человек;
- лягушка является классическим объектом для научных исследований.
После этого ученики записывают в тетрадь названия земноводных, которые занесены в Красную книгу Республики Татарстан:
- жаба серая
- лягушка травяная
IV. Закрепление новой темы.
Подведём итоги. Мы познакомились с отрядами земноводных, с признаками отрядов и их представителями.
Несколько учащихся зачитывают свою таблицу, самые лучшие оцениваются.
Далее учитель вызывает к доске группу “академиков”, которые самостоятельно искали ответы на вопросы учителя.
- Почему лягушек называют амфибиями?
- Правда ли что существуют лягушачьи концерты?
- Почему глаза лягушек часто называют удивительными?
- Можно увидеть синих лягушек?
- Есть ли у лягушек зубы?
- Правильно ли говорят, что если возьмёшь лягушку в руки, то появятся бородавки?
Можно придумать и другие вопросы на усмотрение учителя.
V. Подводятся итоги урока и даётся домашнее задание.
Озвучиваются оценки, которые получили ученики за ответы, презентации.
Домашнее задание (творческое): составить кроссворд на пройденную тему и найти интересные факты, из дополнительных источников, про различные виды земноводных.