Цели занятия:
- учить решать нестандартные задачи через логические рассуждения;
- учить решать задачи с помощью рисунков, схем;
- развивать интерес к математике;
- воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников.
УУД:
регулятивные:
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;
- сравнение способа действия и его результата, коррекция;
- оценка – осознание качества и уровня усвоения;
познавательные:
- логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения);
- решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера);
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).
Оборудование: карточки (снежки) для создания мини-групп, карточки синего, зелёного и оранжевого цветов с задачами, презентация.
Перед занятием каждый ученик выбирает карточку с картинкой. (Карточки перевёрнуты.) Картинка на карточке обозначает группу, в которой ребёнок будет работать. Образуются мини-группы по 4 человека. У каждой группы есть консультант- старшеклассник. Тема урока закрыта зверями. Отгадывая загадки дети определяют тему занятия.
Учитель: К нам на занятие пришли новые ученики. Пока они вас ждали, играли в снежки. А теперь спрятались за ёлками. Угадайте, кто за какой ёлкой стоит?
1
Белый на белом
Написал, где бегал,
Рыжая прочтет - белого найдет. (Слайд 1) - ЗА
2
В лесу обитает,
Дичью питается да в курятник забирается,
хитрым зверем называется. ДА
Балеринкам нет числа,
С ними дружит ветер,
И от них белым-бела
Вся земля на свете.- ЧИ
Учитель: Под ёлками лежат снежки (белые кружки – с обратной стороны картинка- лиса, заяц, снежинка). Каждый из ребят берёт снежок и определяет в какой он группе.
Великий учёный математик М.В. Ломоносов (слайд 2) говорил: "Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит". Мы с вами стремимся к порядку во всём, поэтому будем продолжать учиться приводить и ум в порядок.
I. Блиц
- Учитель задаёт задачу. Дети обсуждают её решение в мини-группе 30 сек. Когда задача будет решена, переворачивается карточка на доске с номером задачи. На обратной стороне карточки написаны буквы. (10 мин.)
1. Шла машина в Москву, а навстречу ей три машины. Сколько всего машин шло в Москву? (1). ВЫ
2. На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной.) БИ
3. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5) РАЙ
4. Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик? (5 км.) КАР
5. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? ТОЧ
6. Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров - КУ
(Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.)
(Познавательные УУД: логические, решение проблемы.)
II. Выбирай карточку.
- Сейчас каждый из вас выбирает карточку любого цвета. В каком порядке будем выбирать? (Сначала девочки; по группам и т.д. – дети предлагают сами способы и останавливаются на том, который им больше понравится.)
- На столе карточки 3 цветов: оранжевые, синие, зелёные. Дети берут одну карточку и самостоятельно решают задачу.
Зелёные карточки (9 штук): (слайд 3)
Винни-Пух, Пятачок и Кролик собирали грибы. Все вместе они собрали 20 грибов. Пятачок собрал столько, сколько Винни-Пух и Кролик вместе, а Кролик на 2 гриба больше, чем Винни-Пух. Сколько грибов нашёл каждый? Объясни решение.
Оранжевые карточки (9 штук ) (слайд4)
Два огурца весят столько же, сколько 4 помидора, а 1 помидор, как 3 репы. На правой чаше весов 1 огурец и 3 репы. Сколько помидоров должно быть на левой чаше, чтобы весы были в равновесии? Объясни решение.
Синие карточки (8 штук) :( слайд 5)
У Андрея есть канарейки и морские свинки. У всех 5 голов и 16 ног. Сколько канареек и свинок у Андрея? Объясни решение.
(Регулятивные УУД: саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.)
(Познавательные УУД: логические, решение проблемы.) (10 мин.)
- А теперь объединитесь в группы по цвету карточек. (Оранжевые – в одну, синие – в другую, зелёные – в третью.)
- Обсудите свои решения, приготовьтесь объяснить классу. Решение вынести на доску.
(Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.)
(Регулятивные УУД: сравнение способа действия и его результата, коррекция.)
(5 мин.)
- Затем один участник группы выходит к доске, записывает решение на доске и объясняет.
(Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.) (10 мин.)
III Рефлексия .Солнышко (Слайд 6)
- Каждый выходит к доске и оценивает свою работу на солнышке
- Оранжевые – Мне занятие понравилось, мне всё было понятно
- Желтые – Не совсем всё было понятно(5 мин.)
Я сегодня с уверенностью могу сказать, что вы все были умниками и умницами.