Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
Среди разнообразных нарушений речи у детей одним из наиболее трудностей для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов.
В трудах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты данной проблемы. Изучение онтогенетических основ позволило выявить закономерности становления процессов восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова у детей раннего возраста (Е.Н. Винарская, И.Т. Власенко, АН. Гвоздев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия). В исследованиях Р.Е. Левиной, O.K. Марковой, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт определены особенности усвоения структурного состава слова детьми с различными формами дизонтогенеза, представлена типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова, определены пути преодоления имеющихся дефектов. В работах Г.В. Бабиной, В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, Е.Ф. Соботович, ОН. Усановой, Т.Б. Филичевой, ME. Хватцева, С.Н. Шаховской выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа.
В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса.
В случае речевой патологии данные возрастные нарушения к третьему году не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
В этом случае речь ребенка имеет отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов: сокращение, опускание слогообразующей гласной, сокращение, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных.
2. Нарушение последовательность слогов в слове.
3. Искажение структуры отедельного слога: сокращение стечения согласных; вставка согласных в слог;
5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков).
7. Контаминация (смешение элементов слов).
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавление слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что существенное значение для восприятия и проговаривания лексических единиц различной слоговой сложности имеют следующие процессы: оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации серийных движений и действий.
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование.
Изучение особенностей оптико-простран ственной ориентации, сложных параметров движений и действий, способности к серийной-последовательной обработке информации позволяет определить условия оптимизации процесса коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Данные диагностического исследования определили содержание и методику обучения.
В своей работе по формированию слоговой структуры слова мы использовали методику З.Е. Агранович.
Коррекционная работа складывалась из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Были определены следующие этапы работы:
- подготовительный (работа проводилась на невербальном и вербальном материале) цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
- собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале) цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).
I. Подготовительный этап.
Работа на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (“Где позвонили?”, Узнай музыкальный инструмент по звуку”, “Сколько раз ударили в барабан?”).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенка последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
2. Воспроизведение слова, сопровождаемое отхлопыванием с соблюдением ритма.
3. Проговаривание прямых одинаковых слогов, слогов с разными звуками, закрытыми и обратными слогами.
Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.
II. Коррекционный этап.
Коррекционная работа проводилась на вербальном материале и состояла из нескольких уровней.
1. Уровень гласных звуков.
Детям предлагались следующие задания:
- произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- произнеси звук О столько раз, сколько раз педагог хлопнул в ладоши;
- пропевание серии звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за педагогом, чтение букв, запись буквенного ряда;
- те же задания с выделением ударного звука;
- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- произнесение гласных звуков в соответствии с ритмом, заданным педагогом.
2. Уровень слогов.
Игры и упражнения были следующие:
- составление всех возможных слогов из предложенных букв (“Кто больше?);
- нанизывание колец на стержень с одновременным произнесением цепочки слогов;
- упражнение с пальцами “Пальчики здороваются” (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносят один слог);
- “Сосчитай, сколько слогов произнесли?” (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
- наращивание слогов (“Скажи на один слог больше, чем я”);
- придумывание цепочек слов по заданию педагога;
- “Скажи наоборот” (игра с мячом): СА – АС;
3. Уровень слова.
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений: “Телеграф”, “Разрезные картинки”, “Рассели животных по домам”, “Исправить ошибку в словах”, “ Объяснить значение слова”, “Назови лишнее слово”, “Выбери самое длинное слово”, “Назвать ласково”
Работа подкреплялась наглядностью. Она сопровождалась обучению детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, а также правильному построению фразы.
В результате проведенной работы у детей с недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика в выполнении заданий по усвоению слоговой структуры слова.
Литература
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 48с
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2005. – 96с.
3. Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). М.: Просвещение, 1996.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М.: Сфера. – 2008.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
6. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система упражнений для детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2001. – 96 с.