Цели: изучить химические свойства кислот теоретически и подтвердить свои предположения экспериментально.
Задачи.
1. Повторить и закрепить знания номенклатуры неорганических кислот, их классификацию.
2. Закреплять умения составлять химические формулы и уравнения химических реакций.
3. Закреплять знания химических свойств веществ классов неорганических соединений, изученных ранее (оксидов, оснований, солей), умения применять их на практике.
4. Развивать речевые навыки, наблюдательность, умения делать выводы, интерес к предмету через нестандартную форму проведения урока.
5. Воспитывать желание учиться активно.
Методы и формы обучения.
1. Игровая ситуация во время проведения домашнего задания.
2. Индивидуально-групповая работа.
3. Групповая работа (химический эксперимент).
4. Самостоятельная работа.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Игрушки животных (кукольный театр), карточки с химическими формулами кислот, индивидуальные задания группам.
Реактивы:
1 группа: кислоты, индикаторы (лакмус, фенолфталеин);
2 группа: раствор соляной кислоты, металлический цинк, пробирка с пробкой с газоотводной трубкой, пробирка для сбора водорода, спиртовка, медная стружка;
3 группа: раствор соляной кислоты, порошок СuO;
4 группа: раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты, фенолфталеин, свежеприготовленный гидроксид железа (III);
5 группа: карбонат натрия (тв), раствор серной кислоты.
План.
1. Организационный момент.
2. Актуализация пройденного материала
3. Изучение нового материала.
Физические свойства кислот.
Химические свойства кислот.
Практическая работа.
4. Обобщение и выводы.
5. Закрепление.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие.
2. Актуализация пройденного материала
Ребята! Сегодня у нас необычный урок, посвященный химическим свойствам кислот. Но прежде мы должны вспомнить определение кислот.
Ответ ученика.
На прошлых уроках мы изучили номенклатуру и классификацию неорганических кислот
Проверим, как усвоили пройденный материал.
Группа учащихся заранее получает задание подготовить инсценировку.
“И мы попадаем в лес…
Заяц. Придумали же в школе кислоты изучать. К ним и прикоснуться- то страшно: того и гляди съедят не только мертвую, но и живую ткань.
Лиса. А что такое кислоты?
Собака. Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
Медведь. Ну что вы! В природе существует огромное количество кислот.
Кислоты бывают разные: полезные и опасные…
Заяц. Не может быть! Все они вредные!
Медведь. Как не может? А муравьиная кислота? Такая вкусненькая, такая кисленькая! Я всегда её пробую, если рядом муравейник. Ведь муравьиная кислота была открыта в выделениях рыжих муравьев. Они ею пользуются для защиты.
Собака. А яблочная кислота? Объеденье!
Долго ли, коротко ли, путешественники дошли до леса.
А там… Баба Яга.
Баба Яга. Хорошо то как, ко мне гости пожаловали. А я как раз не обедала.
(В сторону). Сейчас я угощу их уксусной кислотой - так мне посоветовал один проезжий химик - а потом зажарю и съем незваных гостей.
(Обращаясь к гостям). Возьмите тарелочку с едой, добавьте уксусной кислоты и ешьте на здоровье.
Гости демонстрируют, как они добавляют немного кислоты в пищу и едят, похваливая.
Баба Яга. Почему они не погибают?
Заяц. Уксусная кислота известна с древнейших времен. А образуется она при прокисании виноградного вина.
Лиса. С давних времен уксусная кислота при необходимости добавляется в пищу!
Собака. Только надо знать меру! В больших количествах она может быть вредна и вызвать отравление.
Баба Яга. Я ничего этого не знала! А другие кислоты тоже можно использовать в пищу?
Медведь. Смотря какие.
Баба Яга. Вот они стоят на полке.
Медведь. Нет, это неорганические кислоты. Их ни в коем случае нельзя пробовать на вкус.
Баба Яга. А что мне с ними делать?
Лиса. Их можно использовать для эксперимента.
Баба Яга. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с этими кислотами, классифицировать их, расставить в определенном порядке.”
Как классифицируются кислоты по наличию атомов кислорода? Бескислородные, кислородосодержащие.
Как классифицируются кислоты по количеству атомов водорода? Одноосновные, двухосновные, трехосновные.
Учащимся класса предлагается расставить бумажные колбы с формулами кислот в определенном порядке.
А теперь каждой группе дается свое задание.
У вас на столах лежат карточки с записанными на них формулами веществ. Ваша задача: найти кислоты, записанные по горизонтали, вертикали, диагонали и зачеркнуть их одной чертой. (Приложение 1)
Охарактеризуйте зачеркнутые вами кислоты по плану:
1) название,
2) классификация,
3) кислотный остаток.
3. Изучение нового материала
Мы уже говорили с вами о разных классах неорганических соединений.
Какие это классы?
Вспомните определения и классификацию оксидов? оснований? солей?
Вспомните основные физические свойства кислот? Твердые (кремниевая), жидкие(серная, фосфорная, азотная, соляная), газообразные (сероводородная), неустойчивые (угольная, сернистая), бесцветные, растворимы в воде (искл. кремниевая)
Для каждого класса неорганических соединений мы изучали химические свойства.
Вспомните план изучения химических свойств.
1. Действие на индикатор
Что такое индикатор? Какие индикаторы вам известны? Для какого класса неорганических соединений мы уже проверяли действие на индикатор? Для щелочей (фенолфталеиновый в щелочах малиновый)
2. Взаимодействие с оксидами.
Какие бывают оксиды? С какими классами неорганических соединений взаимодействуют кислотные оксиды? Могут ли основные оксиды взаимодействовать со щелочами? С чем будут взаимодействовать основные оксиды?
3. Взаимодействие с основаниями.
С какими классами неорганических соединений реагируют основания?
Значит, кислоты также будут взаимодействовать с основаниями.
4. Взаимодействие с солями.
С какими классами соединений реагируют соли?
Каковы условия протекания реакций? Выпадение осадка или его растворение, выделение газа, образование воды.
Практическая часть.
Класс делится на группы.
Каждая группа выполняет свое задание, составляет уравнение протекающей реакции. После проведения эксперимента происходит обсуждение результатов, в ходе которого учащиеся заполняют таблицу “Химические свойства кислот”. (Приложение 2)
4. Обобщение и выводы.
Сделаем вывод о проделанной работе.
Экспериментально мы доказали, что растворы кислот могут взаимодействовать с металлами, находящимися в ряду напряжения металлов до водорода, с основными оксидами, с основаниями, с солями более слабых кислот.
5. Закрепление.
Осуществите превращения, отражающая химические свойства основных классов неорганических соединений.
6. Домашнее задание.
Придумать свою цепочку превращений, используя вещества: алюминий, соляную кислоту, гидроксид калия, азотную кислоту.