Урок всеобщей истории "Обострение борьбы за передел мира в конце XIX – начала ХХ в.". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Урок проходит в форме мастерской.

Мастерская - это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям.

Данный урок относится к мастерской типа “Построение знаний”. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности.

Роль ведущего – учителя состоит в том, что он, направляя процесс работы, не навязывает своего мнения, а находится в сотрудничестве с учениками.

Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы “Первая мировая война”

Образовательные цели:

- актуализация знаний по теме “Мир в конце 19 - нач. 20 века”;

- ознакомить учащихся с событиями международной политики этого периода;

- помочь учащимся не только разобраться, но и понять причины происходящих событий;

- помочь прийти к выводу о закономерности истории, осознать взаимосвязь исторических событий.

Развивающие задачи:

- предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего образа мира;

- создать условия для самореализации обучающегося;

- возможности самооценки и самокоррекции;

- развивать интерес к обучению и активное восприятие учебного материала (образовательную мотивацию);

- способствовать развитию культуры речи, коммуникативных навыков.

Воспитательные задачи:

- воспитывать собранность и дисциплинированность, взаимопомощь.

Ход урока

Урок наш необычный. Это урок мастерская. Учащиеся поделены на группы, каждая из которых представляет какую-либо державу. На уроке создается, конструируется система международных отношений, а группа экспертов, изучив представленные им материалы, должна подтвердить версии или опровергнуть их.

1. Индуктор - задания, мотивирующие дальнейшую деятельность участников. Условия заданий должны актуализировать личный опыт каждого, связанный со смыслом дальнейшей деятельности.В качестве индуктора учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову “Империализм”.

Приложение 1

В чем смысл этой карикатуры?

Попробуйте сами определить тему урока.

Тема урока “Обострение борьбы за передел мира в конце XIX - начале XX века”

Задание на урок.

Используя документы и карту, определите международные интересы ведущих европейских держав (в регионах мира, странах и т.д.).

Между какими европейскими странами существовали наибольшие противоречия?

Какие европейские государства могли стать потенциальными союзниками?

2. Групповые задания – изучив документы и карту, определите международные интересы ведущих европейских держав (вписав их в таблицу). Обсудите свои мнения в группе, представьте вашу групповую версию.

Заполнение таблицы. Приложение 2

Документы группам: Приложение 3

Итогом работы должна стать таблица: Приложение 4

3. Социализация – социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи, выводы.

Каждая группа представляет интересы “своего” государства, иллюстрируя это работой с настенной картой.

4. Работа с материалом : определить своих соперников на международной арене и соединить их стрелками на предложенной схеме.

Участникам предлагается мультимедийный материал (карта), дающая возможность проверить верность выводов и, получив дополнительную информацию, зафиксировать новых участников международных отношений в таблице.

5. Социализация – каждая группа представляет своих противников. Все группы обозначают противоречия стрелками.

На этом этапе происходит соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.

6. Творческое задание выяснив между какими европейскими государствами были острые противоречия, учащиеся определяют потенциальных союзников этих государств.

7. Социализация. Изучив представленные документы, “эксперты” подтверждают или опровергают выводы участников.

Во время представления доказательств, участники групп дополняют и корректируют свои выводы.

8. Творческое задание Учащиеся должны спрогнозировать развитие международной ситуации в начале XX века.

9. Рефлексия Участникам предлагается написать текст, начинающийся словами

“Сегодня в мастерской я…..” или ответить на вопросы:

Актуальна ли такая мастерская сегодня?

Если да, то в чем ее актуальность?

Самоанализ урока.

Результативность урока:

  • знакомство с основными событиями исторического периода;
  • осознание значимости содержания;
  • формирование ценностных отношений к содержанию темы;
  • новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему.

Применяемые формы работы:

  • коллективная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Используемые методы обучения.

1. Организации и осуществления УПД.

Словесные, наглядные, практические – 1 подгруппа (по источнику и восприятию учебной информации).

Репродуктивные, поисковые, логические – 2 подгруппа (по степени самостоятельности мышления).

2. Методы контроля и самоконтроля.

а) Составление таблицы, схем.

б) Индивидуальные выступления.

Презентация