Оформление решения задачи на движение с помощью презентации

Разделы: Информатика


Урок: создание презентации для иллюстрации проектной работы.

Вид урока: практикум.

Цель урока: создать условия для овладения схемой составления презентации как иллюстративной составляющей представления итогов работы над учебным проектом.

Задачи урока: показать этапы создания презентации как приложения к проектной работе, продемонстрировать на конкретном примере создание презентации, организовать деятельность учащихся по овладению навыком создания презентации в Microsoft Office PowerPoint.

Предметные результаты: применение современных компьютерных технологий в практической деятельности, освоение технологий и методов проектной работы.

Универсальные учебные действия.

1. Познавательные.

Научиться формулировать проблему и находить способы решения этой проблемы.

  • Логические

Уметь устанавливать причинно следственные связи, строить логические цепочки и выдвигать гипотезы. Уметь анализировать, и сравнивать понятия, а так же классифицировать их. Уметь строить высказывания и в краткой форме записывать их.

  • Общеучебные

Уметь структурировать полученные знания. Уметь выбирать эффективные способы решения поставленной задачи, строить устные и письменные высказывания. Научиться контролировать, и оценивать полученный результат.

2. Коммуникативные.

Уметь планировать учебное сотрудничество. Научиться выражать свои мысли. Уметь создавать обстановку доверия, заинтересованности, активности, сотрудничества учащихся в процессе работы.

3. Личностные.

Уметь соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами. Соблюдать моральные нормы. Научиться выделять нравственный аспект поведения, и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Научиться достигать определённый результат своей работы.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов.

  1. Проверка правильности составления презентации к задаче.
  2. Оценка личностных результатов учащихся в процессе самостоятельной проектной деятельности.
  3. Наблюдение за развитием коммуникативных навыков.

Методическое обеспечение урока.

Образовательная среда урока: презентация к уроку, видеопроектор, экран, компьютеры для учащихся, на которых установлена операционная система Windows XP.

Формы работы на уроке: индивидуальная работа, творческая работа.

План урока.

I. Организационный момент.

Постановка целей урока.

Актуализация знаний.

II. Изучение нового материала.

Прослушивание лекционного материала.

Просмотр обучающей презентации.

III. Практическая работа над проектом на компьютере.

Создание презентации для решения задачи на движение.

Проектная деятельность.

IV. Домашнее задание.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

На предыдущем уроке мы с вами разобрали этапы создания учебной проектной работы. И перед вами была поставлена цель, подготовиться к созданию проекта, выбрать тему, о которой вы хотели бы рассказать.

Как вы считаете, какими способами можно проиллюстрировать ваш проект?

(Учащиеся называют способы иллюстрации проектных работ: рисунки, фотографии, аудио и видеозаписи. В процессе рассуждений приходят к выводу, что всё перечисленное можно представить в презентации.)

И так, сегодня мы с вами научимся иллюстрировать свои учебные проектные работы с помощью презентации. На конкретном примере, разберём этапы создания презентации. Вспомним, как выбирать стандартный стиль оформления презентации, как работать с рисунками и изображениями, а так же настраивать анимацию. Научимся оформлять титульные листы и работать с другими стилями оформления.

Эти знания вам помогут на практике, при разработке любых проектов и для создания презентаций к урокам или научным конференциям.

II. Изучение нового материала.

- С чего же начать создание презентации? С чёткой формулировки темы. Дальше необходимо прописать план, по которому будет создана презентация, и подготовить текст, который вы будете использовать в своей работе.

Сегодня мы будем создавать проектную работу для решения задачи на движение. Текст задачи лежит на парте. С начала, прочитаем задачу вслух, составим рисунок для нашей задачи, выберем способ решения. Так как эта задача на движение можем решать задачу или по действиям, или составляя уравнение. Можем создать таблицу, в которой будут записаны все условия данной задачи. И так, выбор за вами. Читаем условие задачи.

“Из двух городов, расстояние между которыми 160 км, одновременно на встречу друг другу выехали автомобиль и велосипед. Скорость автомобиля на 40 км/ч больше скорости велосипеда. Найти скорость велосипеда, если они встретились через 2 часа”.

На доске сделаем чертёж.

Рисунок 1

(Учащиеся делают чертёж на доске, подписывают данные задачи.

Учитель контролирует процесс.)

Пользуясь рисунком, создадим таблицу, по условию данной задачи.

Рисунок 2

И так, задача подготовлена для решения. Решить эту задачу, оформить решение и записать ответ вам необходимо самостоятельно.

2 (40 + х) + 2х = 160

х = 20

Ответ: 20 км/ч.

(Учащиеся решают задачу, объединившись парами. Осуществляют взаимопроверку, сверяют ответы. Учитель контролирует правильность выполнения задания.)

- Теперь вам предстоит продемонстрировать свой способ решения задачи. Для этого необходимо создать презентацию, которая будет иллюстрировать вашу работу.

Приложение 1

Сядьте, пожалуйста, за компьютеры. Сейчас мы вспомним все этапы создания презентации. Вы можете вслед за мной проделывать все необходимые действия, о которых мы будем говорить.

В какой программе мы будем создавать презентацию?

(Учащиеся отвечают. - В Microsoft Office PowerPoint.)

Открываем программу Microsoft Office PowerPoint. Как выбрать необходимый фон нашей будущей презентации?

(Учащиеся отвечают. - Нужно воспользоваться уже встроенными, стандартными фонами, нажав кнопку Дизайн, в меню.)

Или вы можете создать фон, подобрав краски и фактуру будущего фона самостоятельно. Для этого: наводим стрелку на слайд, и щёлкаем правую кнопку мыши. В появившемся окне, выбираем Формат фона, и используем заливку. Рассмотрим на примере: Градиентной заливки, щёлкнув соответственную надпись в открытом окне. Выберем название заливки, допустим – Пустыня.

(Учитель проделывает все действия на персональном компьютере, и демонстрирует это на экране. Помогает учащимся, у которых возникают вопросы.

Учащиеся повторяют на персональных компьютерах все действия, о которых говорит учитель.)

- Также можно выбрать тип заливки, можно варьировать цветом, направлением, прозрачностью. Сейчас я вам рекомендую самостоятельно попробовать все предложенные команды. По аналогии рассмотрим рисунок или текстуру фона, нажав на соответственную надпись в нашем окне. Хочу обратить ваше внимание на то, что цвет фона не должен быть слишком тёмным или пёстрым, многоцветным. Такой фон только мешает восприятию информации. То есть текст, написанный на этом фоне, очень сложно читать.

И так, фон у нас выбран. Приступаем к оформлению титульного листа презентации. На титульном листе необходимо указать название работы, автора работы, а так же можно наглядно продемонстрировать содержание работы в виде картинки.

Очень важно использовать один стиль для всей презентации.

Выполним презентацию, для наглядной демонстрации решения задачи на движение.

Создаём название работы, в верхней части слайда: “Решение задачи на движение”.

Нажимаем кнопку Вставка, Надпись. С помощью кнопки меню Главная, выбираем шрифт и размер шрифта. Выбираем “Times New Roman” или “Arial”, размер 44, 48 или 54.

В нижней части слайда записываем фамилию и имя автора, создаваемой презентации, а так же школу, класс в котором учится автор презентации. Размер шрифта - 28, 32. Если презентация предназначена для показа в другом городе, необходимо указать город, в котором проживает автор.

Очень важно правильно выбрать цвет текста. Посмотрите, как выглядит надпись на фоне слайда, легко ли её можно прочитать. Не следует делать надпись светлым цветом на белом фоне или тёмным цветом на чёрном фоне. Надписи можно оставлять в стандартном виде. А можно их обработать. Для этого выделим необходимую нам надпись. В верхней части экрана, над строчкой меню Главная, и т.д., появилась надпись Средства рисования. Нажмите на неё. Появляется меню для обработки текста. Сейчас воспользуемся областью Стили WordArt. Попробуйте самостоятельно проделать несколько изменений для вашего текста: перекрасить, повернуть, добавить тень, изменить форму.

Следующий шаг: вставка картинки. Какие команды необходимо выполнить для этого?

(Учащиеся отвечают, - Необходимо нажать Вставка, Клип. Справа от слайда открывается дополнительное окно. Находим команду Искать и вписываем слово, которое соответствует теме рисунка.)

Совершенно верно, в нашем случае - это слово автомобиль. Из появившихся вариантов картинок, выбираем понравившийся нам клип. Наводим на него стрелку, и нажимаем левую клавишу мыши.

Появившееся на нашем слайде изображение необходимо расположить так, чтобы они не загораживали надписи, и чтобы общий вид слайда смотрелся красиво. Не следует выбирать такие изображения, которые будут сливаться с фоном слайда. И опять мы можем обработать рисунок, придав ему небольшие изменения, которые украсят общий вид презентации. Для этого нажмём на рисунок. В верхней части экрана, над строчкой меню Главная, и т.д., появилась надпись Работа с рисунками. Нажмите на неё. Появляется меню для обработки изображений. Самостоятельно проделайте несколько изменений для нашей картинки. А вместе мы с вами добавим к изображению тень. Раскроем меню Эффекты для рисунка, Тень.

И так, титульный лист готов. Внимательно посмотрите на него, если вам всё нравится, мы продолжаем. Если кажется, что фон не соответствует надписям и рисункам, или надписи плохо видны, исправьте свои недочёты. Предположим, мне не понравился фон слайда. Я его сейчас поменяю на другой фон, воспользовавшись теми инструментами, о которых мы сейчас узнали.

Для дальнейшей работы, нам потребуется новый слайд. Как можно создать новый слайд?

(Учащиеся отвечают. - Нажимаем вкладку меню Главная, за тем – соответствующую клавишу Создать слайд. Или можем воспользоваться другим способом. Наводим стрелку на столбец слева (столбец в котором располагаются слайды) и нажимаем правую клавишу. В появившемся окне, выбираем строку Создать слайд.)

Так как мы создаём презентацию по решению задачи, перед нами находится текст этой задачи, рисунок к задаче, таблица, решение и ответ.

Для наглядного представления этой задачи мы создадим три слайда. На первом слайде будет располагаться условие задачи и рисунок.

Краткая запись задачи, оформленная в виде таблицы, может быть расположена на втором слайде презентации. Уравнение, его решение и получившийся ответ – на третьем слайде. Каждый слайд будет демонстрировать один факт, одну мысль.

Начинаем создавать первый слайд. В верхней части слайда расположим условие задачи.

“Из двух городов, расстояние между которыми 160 км, одновременно на встречу друг другу выехали автомобиль и велосипед. Скорость автомобиля на 40 км/ч больше скорости велосипеда. Найти скорость велосипеда, если они встретились через 2 часа”.

Для создания иллюстрации воспользуемся командами Вставка, Клип и подберём необходимые нам картинки. А также, сделаем чертёж линии.

Какие команды мы выполняем для этого?

(Учащиеся отвечают. - Команды: Вставка, Фигуры. Выбираем - линию.)

- Справа на линии расположим велосипед, слева – автомобиль.

Какие команды необходимо выполнить для добавления движения?

(Учащиеся отвечают. - Необходимо применить анимацию. Выделяем велосипед. Нажимаем кнопку меню Анимация, Настройка анимации. Справа от слайда открывается дополнительное окно. Воспользуемся командой Добавить Эффект, Пути перемещения, Влево. Также работаем с автомобилем.)

- Для наглядности, можно подписать значения скорости велосипеда и автомобиля.

Следующий слайд представляет таблицу, воспользовавшись командами Вставка, Таблица.

Третий слайд представляет ваше решение задачи и ответ.

На последнем слайде обычно представляют список литературы, которой пользовался при создании своей работы. В нашем случае, на четвёртом слайде можно сделать вывод о методе решения задачи, пожелать другим ребятам успешно справиться с решением таких задач, или поблагодарить за внимание.

Последний этап – это сохранение нашей презентации. Нажимаем кнопку “Office”, выбираем строчку Сохранить как, и выбираем Демонстрация PowerPoint. Этот способ сохранения удобен тем, что зрители будут видеть сразу демонстрационный вариант презентации. Для себя конечно удобней сохранять как Презентация PowerPoint или Презентация PowerPoint 1997-2003, в зависимости от того какая версия Microsoft Office стоит на компьютере, который будет использоваться для просмотра.

III. Практическая работа над проектом на компьютере.

- Сейчас, пожалуйста, выполните учебный вариант презентации. Работать будем парами. Разделимся на пары следующим образом, по способу решения задачи. Каждая пара создаёт презентацию к своему проекту, где демонстрирует свой способ решение задачи на движение.

(Учитель помогает учащимся в создании презентации. Проверяет выполненные работы.

Учащиеся создают презентации, состоящие из четырёх слайдов.)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сейчас вам предстоит защитить свой проект, то есть представить своё решение задачи. Презентация поможет проиллюстрировать ваш рассказ.

(Учащиеся защищают проект решения задачи на движение, демонстрируют презентацию. Оценивают выступление одноклассников, используя “оценочный лист”.)

Рисунок 3

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Понравился ли вам урок?

В процессе диалога с учащимися выясняется, что ребята узнали основные этапы иллюстрации учебного проекта. Научились создавать презентацию в программе Microsoft Office.

PowerPoint. И увидели созданный проект.

- Я надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, вы будете применять в своей учебной и творческой деятельности. Спасибо за урок.

V. Домашнее задание.

- Дома необходимо оформить титульный лист своего будущего проекта.