Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Христофор Колумб. Открытие Америки"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


В настоящее время перед учителем стоит важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции.

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Самостоятельность предметов,  их слабая связь друг с другом, порождают серьёзные трудности в формировании представлений о единстве окружающего мира. Какими же методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю для решения этой образовательной задачи?

Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя различные элементы, соединение которых способствует взаимообогащению предметов, рождению качественно новых знаний, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам работы). Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности, как средство обучения - способствует приобретению новых знаний и представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

2) способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3) способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

4) способствуют развитию языковых, лингвистических и других умений и навыков;

5) позволяют систематизировать знания;

6) способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

7) обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждом этапе урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

8) формируют в большей степени общеучебные умения и навыки учебного труда;

9) способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.

Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимо:

- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;

- другие методы проблемного обучения: активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока; сочетание индивидуальных и групповых форм работы; обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.

В нашем центре, в отделения надомного обучения в течение уже пяти лет проводятся межпредметные интегрированные уроки: по английскому языку и истории, по английскому языку и математике, истории и математике и т.д. Цель их в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку. Ценность состоит и в обобщении знаний самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.

Проведение интегрированного урока по истории и английскому языку стало возможно только благодаря желанию учителей этих предметов. Подготовка состояла в выборе темы урока, в совместном планировании с точки зрения методов и форм, содержания, конкретного участия каждого учителя в проведении урока. Выбранная тема соответствовала материалу учебников, по которым занимаются учащиеся. Это способствовало переносу разобщенных знаний и умений из разных дисциплин в единое целое.

Анализ урока: “Христофор Колумб. Открытие Америки”

Форма: современный интегрированный урок.

Вид: учебно-практическое занятие.

Тип: закрепление, обобщение существующих знаний и приобретение новых.

Способ учебной деятельности: вербальный, визуальный, практический.

Методы обучения:

1) метод устного обучения;

2) метод наглядного обучения;

3) метод обучения по тексту;

4) практический метод;

Целn урока: приобретение знаний об истории страны изучаемого языка (об открытии Америки и о выдающемся мореплавателе и первооткрывателе Христофоре Колумбе). Определение значения Великих географических открытий и их последствий.

Оснащение урока: мультимедийный проектор и экран, географическая карта мира, презентация “Христофор Колумб”, раздаточный материал.

Точки соприкосновения: Личность героя. Биография Христофора Колумба. Открытие Америки.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Основная часть урока.

1. Причины поиска нового пути в Индию.

2. Открытие Америки.

3. Новый путь в Индию.

4. Встреча с индейцами.

5. Физкультминутка.

6. Следующие экспедиции Колумба.

7. Практическая часть.

8. Значение открытий Колумба.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Урок начинается со вступительных слов учителей истории и английского языка, которые настраивают учащиеся на интересную и необычную работу. Ход урока сопровождается слайдами презентации (Приложение 1). Первый этап урока – “Причины поиска нового пути в Индию” погружает детей в предысторию Великих географических открытий (Приложение 2). Учащиеся вспоминают историю Нового времени, здесь очевидна и межпредметная связь с географией Вопросы учителя истории позволяют закрепить полученные знания и перейти к новому этапу – “Открытие Америки”. Здесь учащиеся знакомятся с новыми английскими словами, читают текст на английском языке об открытии Америки, выполняют упражнение к тексту, отвечают на вопросы учителя английского языка (Приложение 4).

Стоит отметить, что все переходы с одного предмета на другой очень гармоничны и логически правильно выстроены. Дети постоянно переключаются на различные виды деятельности по разным предметам. Нет утомляемости, затянутости и поддерживается хороший ритм работы учащихся в течение урока.

В ходе урока:

  • систематизируются знания учащихся, происходит коррекция и развитие мыслительной деятельности;
  • отрабатывается развитие фонетических навыков и навыков чтения;
  • извлекается информация из прочитанного;
  • корригируется развитие устной речи;
  • отрабатывается правильное произношение, обогащается активный и пассивный словарь;
  • воспитывается интерес к изучению истории и английского языка через содержание учебного материала.

На следующем этапе урока – “Новый путь в Индию” происходит закрепление материала изученного на предыдущем этапе. Эту роль на уроке выполняет и презентация, и видеофрагмент, посвященный путешествию Колумба.

Очень удачным кажется прием чтения диалога (работа в парах) на этапе – “Встреча с индейцами”. Дети читают записки матросов, прибывающих на остров, на русском языке, а затем диалог на английском языке: “Встреча с индейцами”. Это позволяет погрузиться в атмосферу изучаемых событий, развивать навыки чтения и диалогической речи. По сценкам проводится контроль усвоенного материала: фронтальная работа в вопросно-ответной форме.

На всех этапах урока используется ИКТ. Для переключения внимания, возможности отдыха, смены деятельности тематически удачно подобрана физкультминутка. Дети проговаривают слова с характерными движениями.

Этап урока – “Следующие экспедиции Колумба” посвящен изучению нового материла с использованием карты для отработки навыков практической работы. На этом этапе ставилась задача коррекции и развитие устной речи: правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря; развитие долговременной памяти на основе воспроизведения изученного ранее материала. С данной задачей дети успешно справились. Для закрепления нового материала проводился фронтальный опрос по тесту (Приложение 4).

В заключительной части урока - Значение открытий Колумба отрабатывался навык логического мышления, умение делать вывод, а также развитие познавательного интереса к стране изучаемого языка, памяти, внимания. Ученики рассказывали стихотворение о Колумбе на английском языке (Приложение 4) и подводили итоги урока.

Урок получился интересным и познавательным, учителям удалось:

- выполнить поставленные цели и задачи урока;

- грамотно спланировать объём материала с учётом повышенной утомляемости и психофизических особенностей детей;

- создать условия для систематизации знаний учащихся.

Немаловажным обстоятельством является и то, что учителя способствовали созданию благоприятного психологического климата. Безусловно, все положительные результаты стали возможны во многом благодаря эффективности использования тех приемов, которые позволяет осуществить такой метод как интеграция.

Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических   проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.